Иммануил Кант

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Кант учился в Фридериканской коллегии – хорошем по тем временам учебном заведение, где прежде всего обучали древним языкам. Кант изучал латынь и превосходно овладел ею. Он увлекался римским писателями. Отдал дань изучению естественных наук. В школьные годы (1733/34 – 1740) окончательно определилась склонность Канта к гуманитарно-филологическим дисциплинам.

Содержание

Введение 3
I. Докритический период 4
1.1 Критический период 5
1.2. «Критика чистого разума» 5
II. Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии 7
2.1. Формы рассудка
2.2. Этика. Нравственный закон 11
Заключение 13
Список литература 14

Работа содержит 1 файл

Философияd.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

       Федеральное агентство по образованию

Обнинский Государственный  Технический Университет

 Атомной  Энергетики (ИАТЭ)

 

Факультет заочного обучения

 

Специальность: “Менеджмент организации”-080507

 

                     Реферат по дисциплине: «Философия»

На  тему:

 

“Иммануил Кант”

 

 

 

Выполнила студентка                                        Погосян Роза

     группы  МЕН07                  __________            Тиграновна

 

 

 

Научный руководитель

кондидат философских  наук                             Масленников Игорь

к.ф.н. доцент                        ____________      Олегович

 

 

 

 

Обнинск 2009г.

 

Содержание

Введение 3

I. Докритический период 4 

1.1 Критический период 5

1.2. «Критика чистого разума» 5 

II. Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии 7

2.1. Формы рассудка 9

2.2. Этика. Нравственный закон 11

Заключение 13

Список литература 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В в е д е н  и е

 

 

                       Иммануил Кант родился в 1724 году в Пруссии в семье шорника.  Рождение в трудовой немецкой семье ХVIII в. также означало приобретение особых нравственных устоев. Говоря о Канте, нередко используют термин “пиетизм”, означающий богопочитание, богобоязненность, внутреннюю религиозность.

 

                     Кант учился в Фридериканской коллегии – хорошем по тем временам учебном заведение, где прежде всего обучали древним языкам. Кант изучал латынь и превосходно овладел ею. Он увлекался римским писателями. Отдал дань изучению естественных наук. В школьные годы (1733/34 – 1740) окончательно определилась склонность Канта к гуманитарно-филологическим дисциплинам.

                      

                     С 1740 г., когда Кант был зачислен  в Кенигсбергский университет.  Началась насыщенная трудом, учением  жизнь. Кант впоследствии опубликует некоторые работы, которые задумал и начал писать еще в студенческие годы. В годы учебы в университете Кант уже думает над тем, как нужно формировать новую философию. Он внимательно изучает философские системы предшествующих философов. В особенности привлекает его английская философия – учения Локка и Юма. Он вникает в систему Лейбница и, конечно, изучает произведения Вольфа. Проникая в глубины истории философии, Кант одновременно осваивает такие дисциплины, как медицина, география, математика, и настолько профессионально, что впоследствии смог преподавать их.

 

                    После окончания университета  в 1746 г. Канту приходится вступить  на путь, по которому впоследствии  пошли и другие классики немецкой  мысли, в частности Фихте и  Гегель: он становится домашним учителем. Годы учительства не прошли бесследно: Кант много работал и уже в 1755 г. Кант благодаря своим оригинальным произведениям занял особое место в философии, в обновлении философской мысли Германии.

 

                 Иммануила Канта (1724 – 1804), основоположника немецкой классической философии, по праву можно оценить как одного из величайших умов всех времен и народов, труды  которого изучают и интерпретируют по сей день.

 

 

 

 

 

I.“Докритический”  период

 

                 Это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 года.  Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.

                     Для него характерно серьезное  отношение к любому авторитету  в науке и философии, о чем  свидетельствует одна из первых  его печатных работ – “Мысли  об истинной оценке живых сил”, написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.

                    Кант предлагает рассмотреть новую, до него неизвестную немеханическую картину мира. В 1755 году в работе “Всеобщая естественная история и теория неба” он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной состоят из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея положена Кантом в основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант, Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силе притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу, причем “рассеянные элементы с большой плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом”. На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений.  Напоминая слова Декарта “Дайте мне материю и движение, и я построю мир!”, Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: “Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир”

                    Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное влияние как на развитие философской мысли, так и науки. Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господствующей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его “докритический” период деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания.

 

                         

 

   Критический период

 

                    Стремление Канта создать философию,  противостоящую “разрушительному  скептицизму и неверию”, которые  процветали во Франции и робко  пробивали путь в Германию  во время движения “Бури и натиска”, привело Канта к наиболее характерному для него “критическому” периоду.

                   Специфическая кантовская философия,  заложившая основы всей немецкой  классической философии, сформировалась  после опубликования им трех  “Критик” – “Критики чистого разума”(1781г.), “Критики практического разума”(1788г), “Критики способности суждения”(1790г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему). Второй период творчества “Канта назван “критическим” не только потому, что “Критиками назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей  ему философии; противопоставить  критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.  В первой из этих книг Кант изложил учение  о познании, во второй  - этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о “вещах в себе” и “явлениях”.

                    По Канту, существует мир вещей,  независимый от человеческого  сознания (от ощущений, мышления), он  воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир “вещей в себе”, т.е. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом “Вещи в себе”, по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

 

 

 “Критика чистого разума”

 

                 “Критику чистого разума” Кант  опубликовал в двух изданиях:

первое появилось в 1781, второе – в 1787 г. “Критика чистого разума” принадлежит к числу великих произведений философии, содержание и смысл которых всегда остаются неисчерпаемыми. С тех пор как она появилась, не было философа, который бы не обратился к изучению этой работы и не пытался бы дать ей свою интерпретацию. Каждый вдумчивый читатель способен открыть в этой работе что-то новое и интересное для себя. И почти каждая эпоха “читает” “Критику чистого разума” по-своему, видит в ней свою актуальность. Но дело не только в философах. “Критика чистого разума” Канта занимала умы многих представителей творческой интеллигенции – ученых, художников, писателей. На “Критику чистого разума” откликались и откликаются моралисты, политики, люди многих других занятий и профессий.

                  Кант видит задачу философии  как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума. Он разъясняет: “Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определении источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов”.

                   Кант оперирует столь знакомым  нам понятием “научная революция”  и “революция в науке”. Еще  в древности математика, рассуждает он, совершила свою революцию, встав на путь науки. Рождение математики как науки в глубокой древности имело, согласно Канту, характер революционного взрыва, т.е. революции в науке. Кант утверждает, что естествознание вступило на путь научной революции значительно позже. Это произошло, по его мнению, при переходе от позднего средневековья. Революционный переворот пришел вместе с учением Коперника и с последующим осмыслением естествознания у Галилея, Ньютона и др. Правда у истоков этого процесса сам Кант ставит Ф. Бэкона как мыслителя, который хорошо понял революционный смысл духовного поворота. Фиксируя эту “революцию в способе мышления”, Кант утверждает, что современная ему философия на ее путь еще не вступила. Она еще не пережила революционного переворота.“Критика чистого разума” и все последующие работы Канта как раз и содержат в себе попытку вывести философию на аналогичный путь, совершив в ней столь необходимую “революцию в способе мышления”.

                   Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры, причем он делает это соответственно некоторой необходимости, согласно определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту, аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперимент, опыты, производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы.  Иными словами революционную перемену, которая должна произойти в философии, в метафизике, Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, человеческого мышления, деятельности человеческого разума. Речь идет об осмыслении исторического факта: наука не рождается вместе с природой, даже если это наука о природе. Наука – конструктивное и творческое создание человеческого ума.

                        В предисловии ко второму изданию  “Критики чистого разума” Кант  с самого начала стремится  выразить свое отношение к  коренной проблеме: мир и познание, мир и человек . Кант показывает, что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Путь доказательства – тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере  вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Наука и искусство – яркие взлеты, впечатляющие воплощения исконного человеческого творчества, т.е. той самой свободы, которой проникнуто любое в сущности созидательное действие.

                      Система Канта глубоко противоречива.  Кант пытался “примирить” непримиримое: веру и знание, религию и науку,  рациональное и иррациональное. “Я должен был, - писал Кант в Критике чистого разума”, - ограничить область знания, чтобы дать место вере”.

 

  II. Понятие априорного и его роль в кантовской

                   теоретической философии

 

              Одно из центральных понятий,  без которого “Критику чистого разума” просто нельзя постигнуть, - понятие априорного (apriori).

              Есть очень обширная совокупность  человеческих знаний, результатов  человеческого познания, которые  имеют всеобщий и необходимый  характер. Это утверждения науки, утверждения философии. Они образуют “мир” законов, принципов и постулатов. Всеобщие и необходимые положения обычно оцениваются очень высоко – как высшая цель, задача всего человеческого знания и познания. Эти положения, как правило, оформляются в суждения, начинающиеся со слов “все” или “вся”, означающие, что некоторые принципы или положения утверждаются применительно к целому классу вещей, событий, состояний. Например, естествознание кантовского времени выдвигало такой тезис: все тела протяженны. Это была истина физического знания того времени, принцип, положенный в основание механики. Или высказывалось другое положение: все тела имеют тяжесть. И Кант призывает задуматься над вопросом, что объединяет оба положения? Ответ таков: оба положения суть высказывания всеобщего и необходимого характера. Ибо не только для физиков, но и вообще для людей, сколько-нибудь знакомых с физическим знанием, они имеют всеобщее и необходимое значение.  При этом всеобщие и необходимые постулаты отличаются от тех знаний, которые тоже могут быть сформулированы в форме некоторых всеобщих суждений, но на деле всего лишь претендуют на всеобщность и остаются эмпирическими знаниями. Например, когда-то говорили: “Все лебеди белые”. А потом обнаружилось, что есть еще и черные лебеди. Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (от а posteriori) и внеопытное (от а priori – априорное).  Способ образования обоих видов знания различен.

Информация о работе Иммануил Кант