Иммануил Кант. Теория о непознаваемости мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

В философии Канта не существует понятия «теория непознаваемости», как такового. Под ним следует понимать отдельные положения трансцендентального идеализма и учения о «вещах в себе», из которых и вытекает заключение, что мир непознаваем.
Что же такое трансцендентальный идеализм? Идеализм – это в целом понятно. Но что имеется в виду под "трансцендентальным"? Понятие трансцендентального (не просто трансцендентного, т. е. запредельного) в философии Канта выражает все то, что относится к априорным условиям нашего опыта, к формальным (идеальным и чистым) предпосылкам познания. Трансцендентальное делает возможным, организует и направляет сам познавательный процесс.
Основой всех Критик является учение Канта о "явлениях" и "вещах в себе", т. е. о вещах, как они существуют сами по себе. Вещь в себе непознаваема, хотя она и вызывает ощущения, воздействуя на наши органы чувств. Без вещи в себе познание было бы невозможно. Мы, тем не менее, познаем не вещи в себе, а как они нам являются, значит, только как явления .

Содержание

Введение 3
1. Краткая биография И.Канта 4
2.«Вещь в себе» 7
2.1. Философские воззрения И.Канта на «вещь в себе». 7
2.2. Функции «вещи в себе» в кантовском учении. 9
3. «Критика чистого разума» 11
3.1. Понятие «вещи в себе» как одно из основных в «Критике чистого разума» И. Канта. 11
3.2. «Вещь-в-себе» и «вещь-для-нас». 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Глоссарий 17

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Новосибирский государственный университет Экономики и Управления - “НИНХ” Бизнес-Колледж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: философия

На тему: “Иммануил Кант. Теория о непознаваемости мира” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент курса группы  

Проверила: Романова Е.Д.

Дата  сдачи:________

Оценка:___________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 

Новосибирск 2010г.

              Содержание 

Введение                                                                                3

 1. Краткая биография И.Канта                                            4

 2.«Вещь в себе»                                                                               7

      2.1. Философские воззрения И.Канта на «вещь в себе».                          7

       2.2. Функции «вещи в себе» в кантовском учении.                                     9

 3. «Критика чистого разума»                                                   11

       3.1. Понятие «вещи в себе» как одно из основных в «Критике чистого разума» И. Канта.                                                                                                        11

       3.2. «Вещь-в-себе» и «вещь-для-нас».                                                                13

Заключение                                                                   15

   Список использованной литературы                                                        16

   Глоссарий                                                                                                  17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    В философии Канта не существует понятия  «теория непознаваемости», как такового. Под ним следует понимать отдельные  положения трансцендентального  идеализма и учения о «вещах в  себе», из которых и вытекает заключение, что мир непознаваем.

    Что же такое трансцендентальный идеализм? Идеализм – это в целом понятно. Но что имеется в виду под "трансцендентальным"? Понятие трансцендентального (не просто трансцендентного, т. е. запредельного) в философии Канта выражает все то, что относится к априорным условиям нашего опыта, к формальным (идеальным и чистым) предпосылкам познания. Трансцендентальное делает возможным, организует и направляет сам познавательный процесс.

    Основой всех Критик является учение Канта  о "явлениях" и "вещах в себе", т. е. о вещах, как они существуют сами по себе. Вещь в себе непознаваема, хотя она и вызывает ощущения, воздействуя на наши органы чувств. Без вещи в себе познание было бы невозможно. Мы, тем не менее, познаем не вещи в себе, а как они нам являются, значит, только как явления .

    Мы  можем даже расширить и углубить наше познание мира, но все это –  в рамках или пределах явлений. Вещи в себе, лежащие в основе этих явлений, остаются запредельными, недоступными нашему познанию, его самым напряженным усилиям и попыткам.

    Сложно  сказать, является ли тема данного реферата актуальной. Однако сама философия  Канта – вне времени, все еще  не устарела и, более того, легла  в основу множества современных направлений. А учитывая ее сложность и недоступность неподготовленному человеку, подробное раскрытие данного вопроса вполне востребовано. 
 
 
 
 

1.Краткая  биография И.Канта

    Иммануи́л Кант ( 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

    Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь  святого Эммануила, в переводе это  еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего  в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

    В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются политологическими: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

    С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В  этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

    К этому времени вызрело принципиально  важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

    1) что я могу знать? (метафизика);

    2) что я должен делать? (мораль);

    3) на что я смею надеяться? (религия);

    наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек?

    В этот период Кантом были написаны фундаментальные  философские работы, принёсшие учёному  репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие мировой философской  мысли:

    «Критика  чистого разума» (1781) — гносеология

    «Критика  практического разума» (1788) — этика

    «Критика  способности суждения» (1790) — эстетика

    Будучи  слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь  жёсткому режиму, что позволило ему  пережить всех своих друзей. Его  точность следования распорядку вызывала удивление даже у пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорят, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…

    Кант  был похоронен рядом с южной  стеной Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

    Этапы творчества:

    Кант  прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)

    I этап (1747—1755 годы) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

    • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)
    • выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;
    • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
    • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

    II этап (начинается с 1770 или с  1780-х гг.) — занимается вопросами  гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. «Вещь в себе»

2.1. Философские воззрения И.Канта на «вещь в себе».

    Вещь  в себе – это внутренняя, недоступная для человеческого познания сущность вещи, человек способен познавать лишь явления, ибо он ограничен свойственными ему как априорными формами познания, так и определенными органами чувств. Это центральное понятие философии Канта, и через него он доказывает непознаваемость истинного, трансцендентного мира. По Канту, подлинным бытием обладают лишь вещи в себе, они являются простыми, неделимыми единствами. От мира вещей в себе Кант жестко отделяет мир явлений, в котором все непрерывно и все происходит в соответствии с законами, устанавливаемыми математической физикой.

    "Вещи  в себе" – это мир, взятый "изнутри", тогда как явления – это мир, воспринятый "извне". Вещь в себе – это и есть, собственно, монада (у Лейбница); только Кант не считает возможным познание сущности монады, поскольку, с его точки зрения, рассудочная конструкция, не опирающаяся на опыт, не есть познание.

    При обычном различении явления от вещи самой по себе, различении, которое  Кант называет эмпирическим, под вещью самой по себе подразумевали сущность, не данную нам в непосредственном чувственном восприятии, или причину того, что для непосредственного восприятия предстает как проявление, или следствие. И в самом деле, мы говорим, что причина, или сущность, звука состоит в колебании воздуха; что причину радуги составляют невидимые нами непосредственно капли дождя, освещенные солнцем под определенным углом, и т.д.

    Понятая таким образом вещь в себе отличается от явления не принципиально: можно создать такой эксперимент, при котором становится видимой (иногда в буквальном смысле, но по большей части по аналогии) также и причина данного явления. Что же касается трансцендентального различения явления и вещи в себе, то тут вещь в себе отделена от явления непроходимой гранью. Если бы Кант, допускал возможность умозрительного познания, то он сказал бы, что вещь в себе доступна только чистому мышлению, без всякого обращения к созерцанию; вещь в себе – это нечто неделимое, а неделимое нельзя ни видеть, ни как-нибудь иначе чувственно воспринять, ибо оно доступно только мысли.

    Не  признавая никаких прав за чистым умозрением, Кант не согласен даже с  тем определением вещи в себе, которое  дал Лейбниц, назвав ее монадой (т.е. "единым"). По Канту, о вещи в себе мы ничего не знаем; сами категории единства и множества могут быть по праву применимы только к предметам, данным в созерцании, а потому вещи в себе мы не вправе приписать даже атрибут неделимости.

    Поскольку Кант отверг реалистическое истолкование мира явлений, которое было одним из вариантов объяснения связи дискретных монад с непрерывностью пространственных явлений у Лейбница, то у него осталась только одна возможность: истолковать явления идеалистически (феноменалистски) как результат воздействия вещей самих по себе на человеческую чувственность, то есть как "феноменологическое пятно", предстающее нашему взору вместо "дискретных метафизических точек", существующих сами по себе. В "Критике чистого разума" Кант говорит не о "вещи в себе", а о "вещах в себе", хотя сам понимает, что таким образом дает повод к натурализации, к эмпирическому истолкованию "непознаваемого икса" .

    Между "вещами в себе" и явлениями  сохраняется отношение причины  и следствия: в том и только в том смысле, в каком без  причины не может быть следствия - без вещей в себе не может быть и явлений. Вот недвусмысленное разъяснение Канта по этому вопросу: "...Считая, как и следует, предметы чувств за простые явления, мы однако вместе с тем признаем, что в основе их лежит вещь сама по себе, хотя мы познаем не ее самое, а только ее явление, т.е. способ, каким это неизвестное нечто действует на наши чувства. Таким образом, рассудок, принимая явления, тем самым признает и существование вещей самих по себе; так что мы можем сказать, что представление таких сущностей, лежащих в основе явлений, т.е. чистых мысленных сущностей, не только допустимо, но и неизбежно".

Информация о работе Иммануил Кант. Теория о непознаваемости мира