Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:57, контрольная работа
Наука не смогла признать, как факт, существование целесообразности в природе, в то же время сама наука признавала, что научное объяснение этого факта пока невозможно. Это противоречие ослабло к XIX веку, но еще продолжалось вплоть до середины нашего столетия, пока физические и математические методы не проникли в биологию. В эпоху Канта указанное противоречие оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательного взора Канта и стало предметом исследования не только в его ранней космогонии, но также в первой из его "критик" - в "Критике чистого разума" 1781 г., а также в последующих его работах. "Критика практического разума" и явилась всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе - "Критика способности суждения" 1790 года. "Критика способности суждения" завершает построение философии Канта.
№ п/п Наименование раздела Стр.
1. Введение ……………………………………………………….. 3
2. Аналитика прекрасного ……………………………………….. 4
2.1 Суждение вкуса по его качеству и количеству
2.2 Суждение вкуса по отношению к целям
2.3 Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета
3. Аналитика возвышенного ……………………………………... 7
3.1 Характеристика чувства возвышенного
3.2 Возвышенное в природе
4. Дедукция чистых эстетических суждений …………………… 8
4.1 Субъективный принцип способности суждений вкуса
4.2 Имперический и интеллектуальный интерес в прекрасном
4.3 Характеристика изящных искусств и гения
5. Диалектика эстетической способности суждения …………… 13
5.1 Антиномия вкуса
5.2 Об идеализме природы и искусства
6. Заключение ……………………………………………………... 15
7. Примечания …………………………………………………….. 15
8. Список литературы ……………………………………………..
Как далее пишет Кант, идеалом красоты может быть только то, что имеет цель существования в себе самом, а (именно) человек, который разумом может сам определить себе свои цели, или где он должен заимствовать их из внешнего восприятия, все же в состоянии соединить их с существенными и всеобщими целями и затем также и эстетически судить о согласии с ними - только человек, следовательно, может быть идеалом красоты, также как среди всех предметов в мире (только) человечество в его лице, как мыслящее существо, может быть идеалом совершенства", стр.237. О прекрасном всегда думают, что оно имеет необходимое отношение к удовольствию, но эта необходимость особого рода: нетеоретическая объективная необходимость и непрактическая необходимость. Это, как отмечает Кант, "удовольствие есть необходимое следствие некоего объективного закона и означает только то, безусловно (без дальнейшего намерения) должно действовать определенным образом", стр.241.
Скорее,
это необходимость образца, которая
базируется на чувстве субъекта, но
этот субъект выдает свое личное суждение
вкуса не за частное, а за общее
и являясь как бы чистой идеальной нормой.
При предположении этой нормы можно по
праву делать правилом для каждого суждения,
которое с этой нормой согласится, хотя
эта норма более чем неопределенна. Таким
образом, суждение вкуса есть незаинтересованность
субъекта предметом, основанное на его
чувстве свободной игры воображения без
привлечения каких-либо понятий и законов,
только в этом случае переживания субъекта
будут носить эстетический характер.
3. Аналитика возвышенного
Прекрасное имеет то сходство с возвышенным, что оба нравятся сами по себе, они оба предполагают не существенно определяющие и не логически определяющие суждения, а суждения рефлексии. Вместе с тем у этих категорий есть и существенные различия, так, например: прекрасное в природе касается формы предмета, возвышенное может находиться и в безобразном. Таким образом, как констатирует Кант: "Прекрасное, по-видимому, берется для изображения неопределенного понятия разума. Следовательно, там удовольствие связано с представлением о качестве, а здесь - с представлением о количестве", стр.250. Основание для прекрасного в природе мы должны искать вне нас, для возвышенного же - только в нас и в образе мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе.
Если прекрасное вызывает в человеке чувство удовольствия или неудовольствия, то возвышенное вызывает в человеке идею о возвышенном. Кант пишет: "Отсюда следует, что возвышенное надо искать не в вещах природы, а исключительно в наших идеях. В каких же идеях оно заключено - решение этого вопроса надо предоставить дедукции", стр.256.
Возвышенное не надо искать в продуктах человеческой деятельности, так как величина (размеры этих предметов) предопределены целью, возвышенное не надо искать и в целесообразных продуктах природы, определенных природой, возвышенное необходимо искать только в грубой природе, которая представляет собой величины - идее возвышенной души субъекта. Если эстетическая способность суждения в оценке прекрасного соотносит с рассудком воображение в его свободной игре, чтобы быть в согласии с понятием рассудка, точно также в суждении о возвышенном суждение соотносится с понятиями разума, чтобы субъективно соответствовать его идеям. Возвышенное, как и прекрасное, необходимо искать не в объекте, а в самом человеке - в способности его души, только в первом случае это необходимо искать в идее, а во втором случае - в чувстве удовольствия или неудовольствия. В первом случае душа находится в возбужденном состоянии, во втором - она в спокойном созерцании.
Подводя
итог возвышенному чувству, Кант выводит
дефиницию: "Качество чувства возвышенного
состоит в том, что оно есть чувство неудовольствия
эстетической способностью рассмотрения
предмета, которое в то же время представляется
в нем как целесообразное; а это возможно
потому, что (наша) собственная неспособность
обнаруживает сознание неограниченной
способности того же самого субъекта и
что душа может эстетически судить о ней
только благодаря этому сознанию". Сила
природы часто в нас вызывает страх, но
если человек испытывает только страх
перед ней, он никогда не может судить
о возвышенности этой природы. "Кто
боится, тот вообще не может судить о возвышенности
природы, как не может судить о прекрасном
тот, кто во власти склонности и влечения".
Наше суждение о возвышенном в природе
возникает не тогда, когда она вызывает
в нас страх, а тогда, когда будит в нас
нашу силу, сопоставляя ее без всякого
опасения, возвышая наше воображение до
изображения тех случаев, в которых душа
может ощущать возвышенность своего назначения
по сравнению с природой. Если возвышенное
приписывается силе, то одним из величайших
проявлений возвышенности (уже не в природе,
а в обществе) осуществляется в войне.
Да, Кант считал, что поскольку в таком
состоянии души человеческие силы доведены
до предела, а стремление сохранения своей
жизни для храброго человека ничего не
значит, то в таких ситуациях душа способна
на возвышенные чувства. В одной из греческих
трагедий мы находим такой случай. В разгар
сражения случилось затмение солнца и
многие в этом увидели гибель, но один
из полководцев произнес: "Хорошо! Мы
будем сражаться во тьме!" Подобный
случай произошел во время Отечественной
войны 1812 года, в Лейпцигском сражении
"Битва народов". Французы потерпели
поражение, и только небольшая горстка
французской гвардии стойко оборонялась.
Когда один из нападающих предложил им
сдаться, видя бесполезность сопротивления,
один из гвардейцев ответил: "Гвардия
не сдается, гвардия погибает!" Но, наверное,
высшим проявлением всеобщего героизма
возвышенной души солдата произошел во
время Великой Отечественной войны, когда
массовый героизм советского солдата
проявлялся на каждом шагу. Мы знаем много
примеров, когда героизм того или иного
солдата или офицера был зафиксирован
- отмечен наградой, но у советского командования
не хватило бы почетных званий, орденов
и медалей, чтобы отметить массовый героизм
советских людей, к тому же героизм делался
не для награды, а по зову возвышенной
души защитника своего Отечества. Но Кант
это суждение приписывает любой войне
вообще, мне же кажется, что только освободительная
война несет в себе это понятие возвышенного,
захватнические войны несут людям лишь
зло, и, как пишет Кант: "И если мы находим
наши силы недостаточными для преодоления
(этого зла) - оно предмет страха, а не чувства
возвышенного".
4. Дедукция чистых эстетических суждений
Притязание эстетического суждения на общезначимость для каждого субъекта, как суждение, которое должно основываться на каком-либо априорном принципе (см. Примечания п.2) нуждается в дедукции - признание законности его притязания, которую надо прибавить еще сверх разъяснения в том именно случае, когда дело касается удовольствия или неудовольствия от форм объекта.
Дедукция суждения вкуса имеет некоторые особенности, и первая заключается в том, что суждение вкуса определяет свой предмет в отношении удовольствия (как красоты), притязая при этом на одобрение каждого, как если бы оно было объективным. В данном случае субъективные суждения вкуса, основанные не на логических рассуждениях, а на чувствах субъекта, претендуют на всеобщность суждений, то есть, объективный характер. Вторая особенность заключается в том, что суждение вкуса не может определяться никакими доводами, ни эмпирическими, ни априорными, так как доводы основаны на понятии и даже узаконенных правилах, а это уже будет не суждение вкуса, а суждение разума. Хотя суждение вкус претендует на всеобщий характер, оно по природе субъективно. Это очень хорошо прослеживается на "критике". "Критики" создают определенный кодекс правил, которыми должны руководствоваться люди в оценке прекрасного, эти правила они базируют на логических рассуждениях-понятиях, создавая тем самым целую науку о прекрасном, выдавая эти правила за объективные. Хотя они и основывают эти правила на личных суждениях о прекрасном, но самое-то главное в том, что и эти правила не могут стать эталоном в оценке прекрасного индивидуумом, так как он сам исходит в этой оценке из своих соображений, вернее, от рефлексии субъекта. "Таким образом, хотя критики, - как говорит Кант, - могут умствовать более правдоподобно, чем повара, все же судьба и тех и других одинакова".
Хотя суждение вкуса не базируется на логических понятиях, но имеет с ним одну общую черту - притязание на всеобщность, но поскольку вкус опирается не на понятия, а на чувства - свободное воображение субъекта, то и суждение вкуса будет субъективной всеобщностью. Это можно объяснить тем, что мы вправе предполагать, что у каждого человека те же субъективные условия способности суждения, какие мы находим в самом себе. Если суждение, как реальное восприятие, соотнести с познанием, то оно называется чувственным ощущением. Ощущение от продукта природы (цветка) можно назвать удовольствием наслаждения, удовольствие же от какого-либо поступка, в силу его моральных свойств, есть удовольствие не наслаждения, а самостоятельности и соответствия ее с идеей нашего назначения, чувство при этом имеет нравственный характер. Удовольствие от возвышенного в природе требует собственного сверхчувственного назначения и оно имеет моральную основу. Только удовольствие от прекрасного не включает в себя ни моральных законов, ни элемента созерцания, не носит даже нравственного характера, оно прежде всего удовольствие одной лишь рефлексии. Личные чувства принимают всеобщий характер потому, что мы в своих суждениях считаемся не столько с действительными, сколько с возможными суждениями других, ставя себя на место каждого. Тут три момента:
Способность последовательного мышления должна перейти в навык, этим заведует разум. Конечно, суждение вкуса не сводится к пониманию данной формулы. Это может служить лишь наглядным теоретическим оправданием этого чувства. В действительности это все происходит гораздо сложнее и многообразнее, но, как пишет Кант, эстетическое суждение вкуса возникает лишь тогда, "когда воображение в своей свободе пробуждает рассудок, а рассудок без (посредства) понятий придает игре воображения правильность, представление сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувство целесообразного состояния души".
Мы уже установили, что суждение вкуса о прекрасном в природе проявляется в незаинтересованности к объекту, но он может вызывать определенный интерес эмпирического или интеллектуального характера, с суждением вкуса этот интерес связан косвенно. Суждение вкуса в изящных искусствах всегда имеет заинтересованность. Дело в том, что творения искусства стараются подражать прекрасной природе. А в том случае интерес субъекта вызывается соотнесением заложенных красот с первоисточником природы - познавательный интерес. Но творение искусства есть продукт самого человека и он может заложить в процессе его создания определенные красоты, то есть, целесообразность, и в этом случае интерес работает, настолько, насколько пригоден этот предмет для меня - "тщеславный интерес", или для общества - интеллектуальный интерес. Таким образом, чистому суждению вкуса не характерна никакая заинтересованность. "Красота эта должна быть природой или быть принятой за природу, чтобы мы могли питать к ней, как таковой, непосредственный интерес".
Искусство
по праву следует считать
Гений - это талант, природные зачатки души, через которые природа дает искусству правило. Гений обладает оригинальностью, вместе с тем произведения его являются образцом, сам процесс написания произведения искусства никогда не фиксируется и (очень редко) передается другим, как руководство для написания произведения искусства. Это происходит потому, что сам процесс создания произведения искусства не имеет наглядности и поэтому научно описан быть не может. Если механическое искусство есть искусство умения, прилежания и изучения, то изящное искусство - искусство гения, хотя элементы механического присутствуют и в нем. Для суждения прекрасного необходим вкус, а для создания предметом искусства нужен гений. Как же связаны и чем различаются эти понятия?
"Красота в природе - это прекрасная вещь, а красота в искусстве - это прекрасное представление о вещи". Если в природе бесформенные предметы не могут быть прекрасными, то в искусстве безобразное выступает в форме прекрасного, форме описания, вернее, в произведении искусства безобразный предмет выступает как прекрасный и даже возвышенный, в силу гениальности вкуса художника. Мы знаем примеры порыва души, вдохновение, которое приводит к моментальному воспроизведению произведения искусства в целом и сразу. Я имею в виду, что Моцарт, Мусоргский и Штраус писали свои произведения сразу и на чистовую, хотя первый массу вариантов проигрывал на фортепиано, два вторых делали заметки везде и всюду, вплоть до манжет. Таким образом, если и создается произведение искусства "сразу", то ему все равно предшествует определенный период подготовки, то есть, период созревания этого произведения. И, как справедливо отмечает Кант, мы в произведениях изящного искусства, к которым он относит поэзию, музыку и изобразительное искусство "картинные галереи", можем часто наблюдать "в одном гений без вкуса, в другом вкус без гения".
Рассматривая вторую формулу, мы можем сказать, что произведение, относящееся к изящному искусству, иногда не имеет духа, то есть, оно не приводит наши душевные силы в движение, не способствует свободной игре воображения - эстетическая идея. Интеллектуальные понятия, которые не существуют в природе, каковыми являются любовь, слава, смерть, зависть и все людские пороки, выступают в поэтическом произведении в виде эстетических идей только по средствам талантливости самого поэта, так как Кант считает, что "только в поэзии эта способность эстетических идей может проявляться в полной мере". Эстетическая сила несет в себе с главной идеей произведения массу побочных представлений, которые, в своем многообразии и вызывают душевное движение. Соотношение разума - интеллектуальные понятия со способностью духа и есть суть таланта, наивысшее проявление этих соотношений есть суть гения, дефиниция гения Кантом сводится к следующему: "Гений есть образцовая оригинальность природного дарования субъекта в свободном признании своих познавательных способностей".