Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:27, реферат
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической
философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?» - так формулирует философскую триаду в познании человека сам И.Кант.
Введение………………………………………………………………3
Глава I.
Развитие философских взглядов Канта…………………………….5
Глава I I
Путь критики………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………….21
Самарский филиал Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования г.Москвы
«Московский
городской педагогический университет»
РЕФЕРАТ:
Тема
Философия
И.Канта
Психолого-педагогического
Факультета
Хуснутдинова
А.Н
Проверила
Ивунина
Е.Е.
Самара
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I.
Развитие философских взглядов Канта…………………………….5
Глава I I
Путь критики………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической
философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?» - так формулирует философскую триаду в познании человека сам И.Кант.
В философском творчестве И.Канта можно выделить два основных этапа:
«докритический» период (1746-1781); «критический» период (1781-1804).
В «докритический» происходит становление И.Канта как мыслителя.
Принципиальной особенностью данного периода является обращение И.Канта к естествознанию, что являлось новацией для немецкой философии XVIII в. Крупнейшей работой этого периода является «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой И.Кант обосновывает происхождение Солнечной системы из холодной туманности. Идея И.Канта затем в наиболее разработанном виде предстала как теория Канта-Лапласа. В течение этого периода И.Кант пишет большое число работ, посвященных различным вопросам, в том числе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика» (1766), в которой с позиций рационализма критикует шведского философа-иррационалиста Э.Сведенборга. К этому же периоду относятся: работа о лиссабонском землетрясении (1765), «Наблюдение над чувством прекрасного и
возвышенного
(1764), три диссертации, защищенные И.Кантом
(первая посвящена проблеме огня, вторая
называлась «О принципах метафизического
познания», а третья, профессорская,
«О физической монадологии»). Однако не
эти работы создали И.Канту мировую известность
и репутацию одного из светлейших умов
человечества, а работы «критического»
периода и прежде всего «Критика
чистого разума» (1781) в которой
рассматривается способность человека
к теоретическому познанию,
«Критика практического разума»
(1788(, решающая проблемы
этического действия и
«Критика способности суждения» (1790),
рассматривающая проблемы целесообразности,
суждений вкуса.
Глава I
Развитие философских взглядов Канта.
22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга
Канта родился Иммануил Кант. В семье было пятеро детей. Маленького
Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и
пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым здоровьем, и мать.Анна Регина - старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение. “Никогда не забуду своей матери. Она возлелеяла во мне первые зародыши добра, она открыла мне сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее поучения оказывали постоянное спасительное воздействие на мою жизнь”. Эти слова были сказаны Кантом на склоне лет. В 1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по совету
друга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали в государственную церковную гимназию - "коллегию Фридриха", на латинское отделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов в неделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский языки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводились факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик стал священником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлекся античной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениям религиозного культа. Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился,так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какому факультету относился каждый из них. В университете существовало четыре факультета, три из них: богословский, медицинский и юридический относились к "высшим", а философский - к "низшим". Согласно приказу Фридриха Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из высших факультетов, так как "солдатскому королю" нужны были прежде всего грамотные служащие, а к философии он относился достаточно скептически. Первые биографы Канта полагали, что он выбрал теологию, однако, проанализировав
перечень предметов, которым будущий философ уделял наибольшее внимание, можно сделать вывод, что он, вероятно, учился на медицинском факультете . Первую свою работу Кант писал три года - с 1743 по 1746 год. Называлась она "Мысли об истинной оценке живых сил". Эта работа представляла собой попытку выступить арбитром в споре картезианцев и лейбницианцев об измерении кинетической энергии. Создавая эту работу, Кант, по - видимому, не знал, что уже в 1743 году Даламбер дал универсальное решение проблемы, выразив его формулой F=mvv/2.
Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однако работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения о связи трехмерности пространства и закона всемирного тяготения. "Мысли ..." печатались с 1746 по 1749 год . Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, -"Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения". Эти две статьи были как бы прелюдией к космогоническому трактату, который был вскоре написан. Его окончательное название гласило "Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механистическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона". Однако, очевидно некоторое сходство его взглядов с идеями древних материалистов - Демокрита и Эпикура. Как и эти философы, Кант полагал, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного
вещества, атомов. Он показал, как под воздействием чисто механистических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система. Таким образом, философ отрицал за богом роль "зодчего вселенной". Однако, он видел в нем все же творца того первоначально рассеянного вещества, из которого (по законам механики) возникло нынешнее мироздание. Проблемой, которую Кант не смог решить естественно научным путем, была проблема возникновения органической природы. Философ признавал что, законов механики недостаточно для понимания сущности жизни. Естественно, что возникновение живой природы он объяснял также существованием и деятельностью бога.К концу 1755 года Кант был уже автором двух статей и двух серьезных трактатов по вопросам космогонии, приобрел некоторую известность в ученых кругах Пруссии, однако все еще числился студентом, или, точнее, кандидатом (так в Германии именовались лица, прослушавшие курс лекций в высшем учебном заведении, но не завершившие должным образом свое образование).Первой собственно философской работой была габилитационная
диссертация "Новое освещение первых принципов метафизического познания". В ней Кант исследует установленный Лейбницем принцип достаточного основания.Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Канта содержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит с поведением человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблема
свободы,
которая в будущем превратится
в лейтмотив всего творчества
Канта.Он считает, что идея определяющего
основания не противоречит свободе.
Он понимает свободу как сознательную
детерминизацию поступка, как приобщение
к воле мотивов разума. В дальнейшем,
развивая эту идею, философ
придет к выводу, что человек не может
полагаться только на свои влечения,
так как все они жестко детерминированы
природой, и поступать в соответствии
с ними - значит оставаться животным.
В целом в этой диссертации Кант
отстаивает лейбницианско-вольфианскую
точку зрения. Хотя в некоторых
существенных деталях, например при разрешении
проблемы взаимоотношения души и тела,
ему ближе идеи Ньютона. Что
касается гармонии бытия
и его всеобщей устремленности
к благу, то он пока в этом не сомневается.
Глава I I
Путь критики
Шли годы. Голос Канта в печати умолк надолго. После диссертации "О
форме и принципах ...", и кроме двух заметок по поводу "Филантропина",
философ напечатал лишь рецензию на книгу Москати о различии в строениетела людей и животных, а также уведомление о лекциях на 1775 год ("О различныхчеловеческих расах"). Молчание длилось одиннадцать лет. Новая книга не получалась. Так медленно Кант еще никогда не работал. Что-то главное все время ускользало. Обретенная, казалось бы, истина вновь оборачивалась неразрешимой загадкой. Наконец "Критика чистого разума" была написана.Большие куски были созданы давно, поэтому весной и летом 1780 года Канту удалось завершить работу. Он знал слабости книги - главным образом стилистические, но переписывать ее сил уже не было, к тому же ему не терпелось вынести свое детище на суд общественности. Первоначально Кант хотел посвятить книгу Ламберту, проявившему столь живой интерес к его теоретическим исканиям, но того уже два года не было в живых. В марте 1781 года философ написал посвящение министру Цедлицу, а в мае книга увидела свет.Предисловие к "Критике чистого разума" начинается с цитаты из Френсиса Бэкона. В свое время Бэкон выступил с критикой схоластического разума и житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившееся предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность.Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою задачу философ видит в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания -догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которому принадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков.Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счет придерживаются четкого ("догматического") взгляда. Кант предлагает третий путь - единственно здравый, по его мнению, - путь критики. Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное - всеобще и необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во - первых, тем, что, по Канту, до опытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во - вторых, сами до опытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыт косвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорные синтетические суждения? Это главный вопрос "Критики чистого разума". В том, что они существуют Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. Главный вопрос работы - как возможно чистое, в неопытное знание - распадается на три. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три раздела основной части "Критики ...": трансцендентальная эстетика, аналитика, диалектика. (Второй и третий разделы вместе образуют трансцендентальную логику). Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания. Здесь мы затрагиваем важную проблему кантовского учения, которую он ставит на первых же страницах своей работы. Речь идет о том, что опытные данные, поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. Кант различает феномены и ноумены. То, чем вещь