В
жизни обычно каждый человек проявляет
все шесть паттернов сценарного процесса. Но при этом один из
паттернов является доминирующим. Некоторые
совмещают в своём поведении два паттерна.
Обычно один из них доминирует, второй
становится подчинённым. Например, человек,
объединяющий в себе сценарии «Пока не»
и «Никогда», следует убеждению: «Мне нельзя
веселиться, пока я не выполню всю работу.
Но я никогда не закончу её, поэтому никогда
не смогу хорошо отдохнуть» [1, с.380].
Эрик
Берн разработал систему, которая должна
избавить человека от влияния жизненных
сценариев, программирующих его поведение,
научить его меньше «играть» в отношениях
с собой и другими, обрести подлинную свободу
и побудить к личностному росту. Берн в
своих книгах, стремится научить людей
анализировать характер своего общения,
научить использовать слова, мысли, интонации,
выражения сообразно к целям коммуникации
(парадным, деловым или эмоциональным),
помочь человеку в его умении анализировать
свои слова и поступки, постоянно осмысливая
их истинную суть и их восприятие собеседником.
Он учит этим вещам с помощью ярких, остроумных
образов, «взрывая» рутинные ситуации
общения, которые чаще всего не замечаются
нами в потоке повседневной жизни. В идеях
Берна каждый для себя может найти много
полезных советов, которые помогут понять
природу человеческого общения, мотивы
собственных и чужих поступков и причины
возникновения конфликтов. Именно с публикации
этого международного бестселлера в нашей
стране начался «психологический бум»,
когда миллионы людей вдруг осознали,
что психология может быть невероятно
интересной, что с ее помощью можно многое
понять в себе и других [8, с.403].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив
литературу и проанализировав информацию,
хотелось бы сделать следующие выводы:
- У игры есть
свои законы, правила, порядок, свое пространство
и время, свой смысл. Игра является частью
жизни человека, общества, культуры.
- Значение
и особенности применения слова «игра»
в речи разных стран связано с культурной
жизнью народов этих стран. Уникальность
русской речи в этом плане заключается
в том, что в ней присутствует игровая
терминология и практически любое действие
можно высказать в терминах игры. У игры
богатая и древняя история, отражения
которой можно найти в искусстве и фольклоре.
В истории философии можно встретить различные
трактовки игры, важнейшей из которых
можно считать трактовку Йохана Хейзинга, разрабатывавшего
игровую концепцию культуры («Homo Ludens»).
- В нашей жизни
игра встречается все время и в самых различных
её проявлениях. Игра бывает везде, где
идет борьба двух и более сторон, а ее исход
зависит – от выбора и принятия борющимися
сторонами каких – либо решений, стратегий.
В силу этого обстоятельства спектр игры
в человеческой жизни очень широк: игры
бывают детские, политические, военные,
психологические, математические, логические,
экономические, сценические и другие игры.
- Игра – исходный
элемент человеческой активности, благодаря
которому происходит становление и развитие
человека.
- Развитие
самого общества, правил общежития происходило
через игру. При этом игра не является
феноменом только культуры и человеческого
существования: ее элементы, по мнению
зоопсихологов и этологов, проявляют себя
в мире животных и птиц.
- Игра как
уникальный феномен культуры обладает
такими характеристиками, как свобода
и свободный выбор, творческий характер
деятельности, эстетичность, символическое
преобразование окружающего мира, наличие
определенного времени и пространства
ее развертывания, правил, фиксирующих
конкретный модус игры.
- Выделяют
три основных вида игры: игра-мимезис,
игра-агон, игра-экстазис (схема С.А.
Смирнова). Все эти три основных вида игры
составляют основу одного игрового механизма
культуры и в той или иной степени проявляют
себя в различных сферах и областях.
- «Люди, которые
играют в игры» одна из основополагающих
культовых книг по психологии человеческих
взаимоотношений, написанная Эриком Берном.
Игра – это способ самореализации индивида,
структура его поведения, основа коммуникации
и межличностного общения (Э. Берн). По
мнению автора, вся наша жизнь - это игра
и люди в ней актеры, играющие роль по определенному
сценарию; сценарий, судьба каждого из
нас во многом определяется еще в раннем
детстве, но в зрелом возрасте сценарий
«может быть исправлен», если человек
этого захочет.
- Типы жизненных
сценариев по Эрику Берну: победитель,
побежденный, банальный. Способы проживания
сценария: «пока не», «после», «никогда»,
«всегда», «почти», сценарий с открытым
концом.
- Эрик Берн
разработал систему, которая может избавить
человека от влияния жизненных сценариев,
программирующих его поведение, научить
его меньше «играть» в отношениях с собой
и другими, обрести подлинную свободу
и побудить к личностному росту.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Берн Э.
Игры, в которые играют люди: психология
человеческих отношений. Люди, которые
играют в игры: психология человеческой
судьбы / Э. Берн. - М., 1998. - 398 с.
- Быстрова
А.Н. Мир культуры (Основы культурологи):
Учебное пособие / А.Н. Быстрова. - М., 2002.
- 712 с.
- Кириленко
Г.Г. Философия: Учебное пособие / Г.Г. Кириленко,
Е.В. Шевцов. - М., 2000. - 672 с.
- Кравченко
А.И. Культурология: Учебное пособие для
вузов / А.И. Кравченко. - М., 2002. - 496 с.
- Крюков В.В.
Философия: Учебник / В.В. Крюков. - Новосибирск,
2006. - 308 с.
- Минюшев Ф.И. Социальная антропология: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений /
Ф. И. Минушев. - М, 1997. - 192 с.
- Ожегов С.И.
Толковый словарь русского языка / С.И.
Ожегов. - М., 2009. - 736 с.
- Психология:
Учебник / Под ред. Дружинина В.Н. - СПб., 2009. - 656 с.
- Самыгин
С. И. Психология
и педагогика: Краткий курс лекций / С.И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2010.
- 640 с.
- Хейзинга
И. Homo ludens: статьи по истории культуры /
И. Хейзинга. - М., 1997. - 416 с.
- Эко У. Отсутствующая
структура. Введение в семиологию / У. Эко.
- СПб., 2004. - 544 с.
- Яковлева
Е.Л. Игра - уникальный феномен культуры
/ Е.Л. Яковлева // Вестник ОГУ. - 2010. - № 7.
- с. 150 – 155.