Игра как явление культуры. Типы жизненных сценариев

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является дать понятие игры как явления культуры, раскрыть связь игры с типами жизненных сценариев. Для достижения цели мы должны выполнить следующие задачи:
дать определение игры, её характера и значения как явления и феномена культуры;
показать проявления игры в личной и социальной жизни человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….…3
ГЛАВА 1. ИГРА В КУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ …………………..…………………………………..…..4
ГЛАВА 2. ИГРА КАК ЯВЛЕНИЕ И
ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ…………………………………………….…….8
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР…………………..………………..11
ГЛАВА 4. ЭРИК БЕРН. ИГРА И ТИПЫ
СЦЕНАРИЕВ ЖИЗНИ…………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…..22

Работа содержит 1 файл

Игра как явление культуры.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     В жизни обычно каждый человек проявляет все шесть паттернов сценарного процесса. Но при этом один из паттернов является доминирующим. Некоторые совмещают в своём поведении два паттерна. Обычно один из них доминирует, второй становится подчинённым. Например, человек, объединяющий в себе сценарии «Пока не» и «Никогда», следует убеждению: «Мне нельзя веселиться, пока я не выполню всю работу. Но я никогда не закончу её, поэтому никогда не смогу хорошо отдохнуть» [1, с.380].

     Эрик Берн разработал систему, которая должна избавить человека от влияния жизненных сценариев, программирующих его поведение, научить его меньше «играть» в отношениях с собой и другими, обрести подлинную свободу и побудить к личностному росту. Берн в своих книгах, стремится научить людей анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения сообразно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Он учит этим вещам с помощью ярких, остроумных образов, «взрывая» рутинные ситуации общения, которые чаще всего не замечаются нами в потоке повседневной жизни. В идеях Берна каждый для себя может найти много полезных советов, которые помогут понять природу человеческого общения, мотивы собственных и чужих поступков и причины возникновения конфликтов. Именно с публикации этого международного бестселлера в нашей стране начался «психологический бум», когда миллионы людей вдруг осознали, что психология может быть невероятно интересной, что с ее помощью можно многое понять в себе и других [8, с.403].

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучив  литературу и проанализировав информацию, хотелось бы сделать следующие выводы:

  1. У игры есть свои законы, правила, порядок, свое пространство и время, свой смысл. Игра является частью жизни человека, общества, культуры.
  2. Значение и особенности применения слова «игра» в речи разных стран связано с культурной жизнью народов этих стран. Уникальность русской речи в этом плане заключается в том, что в ней присутствует игровая терминология и практически любое действие можно высказать в терминах игры. У игры богатая и древняя история, отражения которой можно найти в искусстве и фольклоре.  В истории философии можно встретить различные трактовки игры, важнейшей из которых можно считать трактовку Йохана Хейзинга, разрабатывавшего игровую концепцию культуры («Homo Ludens»).
  3. В нашей жизни игра встречается все время и в самых различных её проявлениях. Игра бывает везде, где идет борьба двух и более сторон, а ее исход зависит – от выбора и принятия борющимися сторонами каких – либо решений, стратегий. В силу этого обстоятельства спектр игры в человеческой жизни очень широк: игры бывают детские, политические, военные, психологические, математические, логические, экономические, сценические и другие игры.
  4. Игра – исходный элемент человеческой активности, благодаря которому происходит становление и развитие человека.
  5. Развитие самого общества, правил общежития происходило через игру. При этом игра не является феноменом только культуры и человеческого существования: ее элементы, по мнению зоопсихологов и этологов, проявляют себя в мире животных и птиц.
  6. Игра как уникальный феномен культуры обладает такими характеристиками, как свобода и свободный выбор, творческий характер деятельности, эстетичность, символическое преобразование окружающего мира, наличие определенного времени и пространства ее развертывания, правил, фиксирующих конкретный модус игры.
  7. Выделяют три основных вида игры: игра-мимезис, игра-агон,  игра-экстазис (схема С.А. Смирнова). Все эти три основных вида игры составляют основу одного игрового механизма культуры и в той или иной степени проявляют себя в различных сферах и областях.
  8. «Люди, которые играют в игры» одна из основополагающих культовых книг по психологии человеческих взаимоотношений, написанная Эриком Берном. Игра – это способ самореализации индивида, структура его поведения, основа коммуникации и межличностного общения (Э. Берн). По мнению автора, вся наша жизнь - это игра и люди в ней актеры, играющие роль по определенному сценарию; сценарий, судьба каждого из нас во многом определяется еще в раннем детстве, но в зрелом возрасте сценарий «может быть исправлен», если человек этого захочет.
  9. Типы жизненных сценариев по Эрику Берну: победитель, побежденный, банальный. Способы проживания сценария: «пока не», «после», «никогда», «всегда», «почти», сценарий с открытым концом.
  10. Эрик Берн разработал систему, которая может избавить человека от влияния жизненных сценариев, программирующих его поведение, научить его меньше «играть» в отношениях с собой и другими, обрести подлинную свободу и побудить к личностному росту.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые  играют в игры: психология человеческой судьбы / Э. Берн. - М., 1998. - 398 с.
  1. Быстрова  А.Н. Мир культуры (Основы культурологи): Учебное пособие / А.Н. Быстрова. - М., 2002. - 712 с.
  2. Кириленко Г.Г. Философия: Учебное пособие / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. - М., 2000. - 672 с.
  3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М., 2002. - 496 с.
  4. Крюков В.В. Философия: Учебник / В.В. Крюков. - Новосибирск, 2006. - 308 с. 
  5. Минюшев Ф.И. Социальная антропология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф. И. Минушев. - М, 1997. - 192 с.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 2009. - 736 с.
  7. Психология: Учебник / Под ред. Дружинина В.Н. - СПб., 2009. - 656 с. 
  1. Самыгин С. И. Психология и педагогика: Краткий курс лекций / С.И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2010. - 640 с.
  1. Хейзинга  И. Homo ludens: статьи по истории культуры / И. Хейзинга. - М., 1997. - 416 с.
  2. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - СПб., 2004. - 544 с.
  3. Яковлева Е.Л. Игра - уникальный феномен культуры / Е.Л. Яковлева // Вестник ОГУ. - 2010. - № 7. - с. 150 – 155.

Информация о работе Игра как явление культуры. Типы жизненных сценариев