Игра как явление культуры. Типы жизненных сценариев

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является дать понятие игры как явления культуры, раскрыть связь игры с типами жизненных сценариев. Для достижения цели мы должны выполнить следующие задачи:
дать определение игры, её характера и значения как явления и феномена культуры;
показать проявления игры в личной и социальной жизни человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….…3
ГЛАВА 1. ИГРА В КУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ …………………..…………………………………..…..4
ГЛАВА 2. ИГРА КАК ЯВЛЕНИЕ И
ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ…………………………………………….…….8
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР…………………..………………..11
ГЛАВА 4. ЭРИК БЕРН. ИГРА И ТИПЫ
СЦЕНАРИЕВ ЖИЗНИ…………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…..22

Работа содержит 1 файл

Игра как явление культуры.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

 

      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….…3

ГЛАВА 1. ИГРА В КУЛЬТУРНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ …………………..…………………………………..…..4

ГЛАВА 2. ИГРА КАК ЯВЛЕНИЕ  И 

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ…………………………………………….…….8

ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР…………………..………………..11

ГЛАВА 4. ЭРИК БЕРН. ИГРА И ТИПЫ

СЦЕНАРИЕВ ЖИЗНИ…………………………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…..22

 

      ВВЕДЕНИЕ

     В мире живых существ игра существует на самых низких ступенях развития, например, известны брачные игры рыб и птиц. Млекопитающие в игре учат малышей основам охоты и искусству выживания. Человеческого ребенка тоже невозможно представить без игры: этот процесс помогает им вписаться во взрослый мир, развить навыки. Каждый ребенок знает, что если он играет, то он играет. Взрослый тоже полагает, что игра — это что-то несерьезное, что, играя, он получает психологическую разгрузку, отдых от повседневных дел. В то же время у игры есть свои законы, правила, порядок, свое пространство и время, свой смысл. Игра является частью жизни человека, общества, культуры.

     Целью данной работы является дать понятие игры как явления культуры, раскрыть связь игры с типами жизненных сценариев. Для достижения цели мы должны выполнить следующие задачи:

  • дать определение игры, её характера и значения как явления и феномена культуры;
  • показать проявления игры в личной и социальной жизни человека.

     Для решения данных задач мы обратились к трудам Й. Хейзинга «Homo Ludens» и Э. Берна «Игры, в которые играют люди». В работе также были использованы различные учебные пособия и словари по культурологи, философии, психологии.

 

     ГЛАВА 1. ИГРА В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

     Вначале хотелось бы остановиться на том, как понятие «игра» отражена в языковой культуре народов мира.

     В Толковом словаре русского языка приводятся следующие значения слова «игра» [7, с.201]: 1. Играть. 2. Тот или иной вид, способ, каким играют (во втором значении), развлекаются. Например, шахматная игра. 3. Комплект предметов для игры (во втором значении). Например, продажа детских игр. 4. Игра природы – что - нибудь необычайное, небывалое. 5. Игра слов – шутка, основанная на одинаковом звучании разных слов. 6. Игра судьбы – непредвиденная случайность в жизни. 7. Игра воображения – фантазия, плод фантазии, выдумки. 

     Яковлева Е.Л. [12, с.150] говорит о том, что русском языке господствует игровая терминология, потому что практически любое действие можно высказать в терминах игры («давайте проиграем ситуацию», «роли распределены неправильно»). Значение слова «игра» бескрайне разнообразно: «играют блики солнца», «играет волна», «судьба играет человеком», «играют цены на рынке», «художник играет оттенками цвета», «актеры играют на сцене», «ребенок играет в песочнице». При этом не только в русском языке можно отыскать образные выражения, связанные именно с игрой: «играют волны, ветер свищет...»; «играют лунные и солнечные блики на водной глади»; «играет ветер с опавшей листвой» [12, с.150]. Мы поймем это и сами если возьмем книги какого-нибудь иностранного классика.

     Йохан Хейзинга, нидерландский историк и философ идеалист (1872-1945гг.), разрабатывавший в 30-е годы теорию игры, игровую концепцию культуры («Homo Ludens»), приводит подробное исследование обозначений игры и связанных с ней реалий в различных языках» [10, с.28]. Различные языки он делит на две группы — языки, в которых есть общее слово для обозначения различного рода игр (например, японский, семитские языки, латынь, современные германские языки) и языки, в которых таких слов нет, а есть лишь разные слова для обозначения игр детей, соревновательных игр, игр-представлений, азартных игр и т.п. (например, греческий, китайский, санскрит). Хейзинга пробует объяснить это различие особенностями культурной жизни тех народов, языки которых он рассматривает. Так, например, в греческом слове agon, означающем соревнование, не выражен игровой момент, в то время как в современных европейских языках соревнование относится к игре. Хейзинга поясняет это тем, что agon занимает настолько серьезное место в жизни древних греков, что его игровой характер не осознается. Жизнь древних греков была настолько пропитана игрой, что в языке не сформировалось понятие «игры вообще» в противоположность серьезной деятельности, «не-игре». В японском языке, наоборот, с точки зрения Хейзинга, необычайная серьезность японского идеала жизни приводит к тому, что эта серьезность, как пишет Хейзинга, маскируется иллюзией, что все только игра, и поведение по правилам, следование определенному кодексу, разыгрывается, представляется в игровых формах. Поэтому в японском языке существует слово для обозначения игры вообще, а не отдельных видов игры (asobi), и наличие антонима этого слова, общего понятия для того, что «не-игра» majime» — серьезность, нешуточность, важность, приличие, уместность, солидность, аналогично английскому earnest) [10, с.45].

     Игра  ума, игра природы, игра случая... Насколько многогранен мир игры в языке. Остановимся немного на понятии игры в фольклоре. Неверным было бы считать игру всего лишь пустым развлечением, занятием только для детей и бездельников. О том, что игра — нечто большее, чем просто занятие от скуки, свидетельствует ее богатая и древняя история, отраженная в фольклоре. В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, объясняющий происхождение календаря игрой. Египетские боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря, благодаря чему к году добавилось еще пять дней. «И-Цзин», великая китайская «Книга перемен» - игра, заключающаяся в манипуляции со стеблями тысячелистника (позже — с монетами) помогали заглянуть в будущее и одновременно были способом наполнить особым смыслом свободное время. Древнейший индийский эпос «Махабхарата» начинается поединком двух игроков из родов Пандавов и Кауравов. Дуорьодхан, нечестный и ловкий игрок из рода Кауравов, воспользовался «заряженными» костями своего дяди Сакуни. Эти кости неизменно выигрывали [4, c.356]. Наивный Юдихишитра проиграл сто тысяч рабов, сто тысяч рабынь, бесчисленное количество драгоценностей и, в конце концов, царство, богатство братьев, самих братьев и красавицу-жену Драупади. Не будь безрассудного азарта игрока в кости — не было бы и сюжета, полного сражений и приключений, столкновений подлости и благородства, испытаний любви на прочность и проявления лучших человеческих качеств [2, с.407].

     Посмотрим на понятие игры в рамках философской мысли. В истории философии можно встретить следующие трактовки игры: игра есть подражание деятельности, поэтому ее необходимо поддерживать и развивать в ребенке (Платон); это источник душевного равновесия, гармония души и тела (Аристотель); созидающее начало, рождающее мир культуры (Ф. Шиллер); деятельность, имеющая «гигиеническое» назначение (Ч. Спенсер); способ отдыха и психической разрядки (М. Лацарус) [3, с.303]. Кроме того, под игрой понимают: первичную форму присоединения человека к социуму (К. Гросс); деятельность, формирующую фантазию, воображение, интеллект (Ф.Я. Бейтендейк); вид индивидуального или коллективного поведения (К. Рейнуотер); форму творчества с конкретной целью (Ж.Пиаже); компонент деятельности, модель коммуникации или конституции текста, в которой воспроизводится непротиворечивый контекст и слова употребляются в строго определенном смысле (Л. Витгенштейн); способ самореализации индивида, структура его поведения, основа коммуникации и межличностного общения (Э. Берн) и другие [5, с.201]. Нидерландский мыслитель и культуролог Й. Хейзинга, которого мы уже упоминали выше, суммируя многочисленные истолкования роли игры в жизни человека, говорит о том, что игра – это добровольное действие, занятие, которое совершается внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели обыденная жизнь [6, с. 87].

 

      ГЛАВА 2. ИГРА КАК ЯВЛЕНИЕ И ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

     Е.Л. Яковлева говорит о том, что в нашей жизни игра встречается все время и в самых различных её проявлениях [12, с.153]: «Бытие игры многогранно, и ее присутствие ощущается постоянно». Согласно У. Эко, игра заложена в любом культурном феномене [11, с.204]. И в этом своем убеждении он не одинок. Это мнение встречается у многих других исследователей, которые говорят о том, что игра бывает везде, где идет борьба двух и более сторон, а ее исход зависит – от выбора и принятия борющимися сторонами каких – либо решений, стратегий. В силу этого обстоятельства спектр игры в человеческой жизни очень широк: игры бывают детские, политические, военные, психологические, математические, логические, экономические, сценические и другие игры [12, с.153]. Давайте посмотрим на свою жизнь: играем с нашими детьми, играем в он-лайн компьютерные игры, представляя себя волшебником или богиней, делаем вклады, пытаясь получить прибыль, участвуем в выборах, в нашей речи мы постоянно используем выражения, связанные с игрой, стараясь передать правильнее наши мысли и чувства. Но больше всего, мы играем в жизни, когда выполняем различные социальные роли: матери-отца, сына-дочери, мужа-жены, друга-подруги, коллег и т. д. В связи с этим вспоминаются знаменитые слова оперы П.И. Чайковского: «Что наша жизнь? – Игра».

     Давайте посмотрим на игру в современной  культуре. Современные телевидение, радио, печать, играя, давят на нашу психику, часто управляя нашим сознанием. Как часто мы сегодня наблюдаем то, что человек становится марионеткой в какой - либо (политической, идеологической, военной, коммерческой) игре? С каждым годом становятся активнее зрелищно-игровые формы, такие как спорт, шоу, казино. Передачи на каналах современного телевидения пропитаны игровым духом. Феномен игры проявляется в художественной деятельности, так компьютерные игры становятся основой книг: например, у В. Пелевина герой повествования путешествует по игровому виртуальному миру. Здесь само искусство выступает как игра [12, с.154].

     Игра  объединяет все человеческое бытие от начала до конца. Игра – исходный элемент человеческой активности, благодаря которому происходит становление и развитие человека. Игра как феномен культуры является первой формой организации жизни, зафиксированную в обществе на уровне всеобщих прототипов социального поведения и действия. Развитие самого общества, правил общежития происходило через игру. При этом игра не является феноменом только культуры и человеческого существования: ее элементы, по мнению зоопсихологов и этологов, проявляют себя в мире животных и птиц [12, с.154].

     Яковлева  Е.Л [12, с.155] говорит о том, что игра как уникальный феномен культуры обладает такими характеристиками, как свобода и свободный выбор, творческий характер деятельности, эстетичность, символическое преобразование окружающего мира, наличие определенного времени и пространства ее развертывания, правил, фиксирующих конкретный модус игры…». Но, при этом она замечает, что при всей свободе, импровизационности и вариативности игра – это всегда упорядоченная структура. Даже если мы вспомним ситуацию с игрой детей в салки на перемене. Они хотят развлечься, отдохнуть, их к игре никто не принуждает (это свобода действии), они в праве выйти из игры когда захотят, бегать и изворачиваться как хотят, но при этом в их игре существует определенный набор правил, без которых игра не будет игрой (ограничения свободы, четкие правила). И тот, кто правила игры не выполняет – должен из нее выйти. Именно игрой создается поле воображения и фантазии, в котором человек играет реальностью, руководствуясь осознанными или бессознательными интересами. Девочка играет с куклой, пеленая её, потому что за человеческим младенцем она в силу возрастных особенностей ухаживать не может, мальчик садится на хоккейную клюшку в квартире, «седлая» ее как коня, потому что у него нет возможности покататься на реальной лошади. Игра становится способом развития мысли и философствования, особенно в современном мире. Так ученый моделирует расстояния между планетами, строит гипотезы, смотря в телескоп, не имея возможности побывать на них в силу ограничений в возможностях космической техники. С помощью игры все чаще происходит поиск смысла жизни и сути бытия, поиск значений символов окружающего мира. Яковлева продолжает подчеркивать то, что «игра – это необходимое базовое качество человеческого бытия, то, без чего не построить антропологии, онтологии и гносеологии» [12, с.155].

 

      ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

      Р. Каюйа выделил четыре типа игр. Игры расположены на едином континууме-процессе, начало которому задает максимальный Ludus (управление игрой через правила) и заканчивается Paidia (максимальная стихия игры, обеспечивающая самореализацию игрока) [6, с.89]:

     а) Игра-агон (борьба, состязание). Играют соперники, цель игры — победа. Это косается прежде всего спортивных игр;

     б) Игра- alea (жребий, игральная кость). Это все азартные игры, связанные с риском, игры на везение, в которых побеждает удача, случай: биржевая игра, лотерея, карты, пари, рулетка, тотализатор.

Информация о работе Игра как явление культуры. Типы жизненных сценариев