Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:49, доклад
Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.
Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняя при этом различную социальную роль.
Введение………………………………………………………………………….3
I. Идеология………………………………………………………………………4
1. Происхождение понятия………………………………………………....4
2. Представление об идеологии…………………………………………….4
3. Ярусы идеологии………………………………………………………….5
II. Утопия………………………………………………………………………...8
1. Понятие утопии………………………………………………………......8
2. Классификация утопий…………………………………………………..8
III. Идеология и утопия (К. Мангейм)………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23
То есть, идеология включает в себя науку (наукоподобие) в качестве элемента, но в целом идеология ненаучна и соткана из мифов, связанных некоей концепцией (для мифотворца, возможно, научной; для мифопотребителя - безусловно, мифологичной). В основе всякой идеологии лежит концепция, теория, научное или духовно адекватное отражение мира. Концепция без мифа не существует для общества, миф без концепции –сказка, в которую могут поверить только дети, а политически взрослые граждане воспримут как приукрашенный обман. Если миф не концептуален, тогда его трудно отличить от пустых выдумок или злонамеренной лжи.
Идеология
- способ поставить архетип на службу
задачам сегодняшнего дня. Его воплощение
в современном обществе возможно
преимущественно в сфере
Современные мифы только и существуют для того, чтобы вовлечь в политику массу, двинуть в том направлении, который указывает концепция, зачастую игнорирующая интересы отдельных личностей. Миф снимает конфликт между личными устремлениями и высшими целями и существует для того, чтобы люди жертвовали сиюминутными интересами во имя будущего. Но современный человек не погружен в миф тотально. Он может посмотреть на миф, воспринимаемый кем-то как реальность, как на сказку, вымысел или обман. Отсюда и разнообразие политических мифов, их столкновение между собой, сопутствующее политической конкуренции, идеологической борьбе.
Проблема современной политики - отсутствие целостных концепций. Поэтому сказочный миф (или же вполне оформленный религиозный миф) в наш рационализированный век может быть понят превратно или не понят вообще. Он вынужден замыкаться в эзотерическом круге сообщников, ограничивая свое публичное воспроизведение политикоподобными проектами. Часто такая ситуация заканчивается смертью мифа.
Национальная
идеология, как один из вариантов
политического мифа, является воплощением
национальной мифологии и выражается
в концепции исторического
Плотность мифологического пространства, выделение доминирующего мифа является важной характеристикой состояния нации. Карл Шмитт писал, что «сила мифа является критерием того, имеет ли народ историческую миссию и пробил час его национального величия».
Политическая идеология может претендовать на превращение в идеологию национальную только в том случае, если она опирается на национальную мифологию, то есть, обращена к национальным архетипам. Если архетип угадан, то соответствующая ему мотивация может стать общезначимой в масштабах всего общества, если угадывание не состоялось, то идеология эмоционально отторгается и рано или поздно находятся аргументы, изобличающие ее в противоречии интересам нации.
Данное
обстоятельство приводит к мысли
о том, что идеологии неравнозначны,
среди них есть «правильные» и
«неправильные», «зрелые» и «незрелые».
Зрелая идеология, по всей видимости, всегда
консервативна. К консерватизму подталкивает
идеологов знание человеческой природы
и желание улучшить ее (а не просто использовать),
знание особенностей конкретной нации.
Следовательно, некоторые черты оптимальной
идеологии могут быть сконструированы.
Причем успех конструирования будет зависеть
от того, насколько уникален и проявлен
национальный архетип. Иными словами,
национальная идеология создается традиционалистами,
исповедующими консервативные ценности
и допускающая прогрессизм только в рамках
традиции6.
Заключение
В стране продолжается движение против идеологии. Началом его можно считать провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей. Тем не менее, в общественной жизни идеологию отгоняют призывом к демократии, что не позволяет оформиться самосознанию основных действующих социальных сил, групп, влияющих на политику, без чего демократия невозможна. За демократию, за интересы «народа» борются рабочий класс и предприниматели, православные и католики, молодежь и люди зрелого возраста. Процесс деутопизации осложняется и тем, что идеология окутана застенчивым молчанием деятелей культуры и образования.
Ученым предстоит активно исследовать проблемы, связанные с идеологической закомплексованностью, снять с понятия «идеология» чуждое клеймо. Именно ученые, всегда поставленные в соответствии со своей социальной функцией «над схваткой», призваны показать, что процесс формирования идеологий идет вопреки попыткам утопистов осуществить очередную экспансию общественного сознания. Они должны учесть и то, что в возникающих идеологиях стремление группы к самосохранению часто выражено в сумбурной форме, так как нередко развивается вопреки общественному сознанию.
Поэтому в системе образования необходимо глубоко и обстоятельно рассматривать проблему значимости индивидуального, группового интереса. Трудно представить более важную для сегодняшних общества и личности задачу. Ученым-обществоведам предстоит цивилизовать неизбежный процесс становления частных, субъективных систем знаний и представлений свободных социальных субъектов. Задача не в том, чтобы прямо самой интеллигенции создавать идеологии, «внедрять их в сознание масс», а в том, чтобы бороться с засильем утопии во всех обличьях на пути возрождения самосознания субъекта.
Список
литературы