Идеология и утопия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:49, доклад

Описание работы

Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.
Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняя при этом различную социальную роль.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Идеология………………………………………………………………………4
1. Происхождение понятия………………………………………………....4
2. Представление об идеологии…………………………………………….4
3. Ярусы идеологии………………………………………………………….5
II. Утопия………………………………………………………………………...8
1. Понятие утопии………………………………………………………......8
2. Классификация утопий…………………………………………………..8
III. Идеология и утопия (К. Мангейм)………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

То есть, идеология включает в себя науку (наукоподобие) в качестве элемента, но в целом идеология ненаучна и соткана из мифов, связанных  некоей концепцией (для мифотворца, возможно, научной; для мифопотребителя - безусловно, мифологичной). В основе всякой идеологии лежит концепция, теория, научное или духовно адекватное отражение мира. Концепция без мифа не существует для общества, миф без концепции –сказка, в которую могут поверить только дети, а политически взрослые граждане воспримут как приукрашенный обман. Если миф не концептуален, тогда его трудно отличить от пустых выдумок или злонамеренной лжи.

Идеология - способ поставить архетип на службу задачам сегодняшнего дня. Его воплощение в современном обществе возможно преимущественно в сфере политики. Только в политике есть группы людей, способных не только породить миф, но и вполне практично принять его в качестве основы политической программы. Для таких групп миф - не иллюзия или заблуждение. Миф лежит в основе всякого мировоззрения, в основе картины мира, в том числе и политической.

Современные мифы только и существуют для того, чтобы вовлечь в политику массу, двинуть в том направлении, который  указывает концепция, зачастую игнорирующая интересы отдельных личностей. Миф  снимает конфликт между личными устремлениями и высшими целями и существует для того, чтобы люди жертвовали сиюминутными интересами во имя будущего. Но современный человек не погружен в миф тотально. Он может посмотреть на миф, воспринимаемый кем-то как реальность, как на сказку, вымысел или обман. Отсюда и разнообразие политических мифов, их столкновение между собой, сопутствующее политической конкуренции, идеологической борьбе.

Проблема  современной политики - отсутствие целостных концепций. Поэтому сказочный  миф (или же вполне оформленный религиозный миф) в наш рационализированный век может быть понят превратно или не понят вообще. Он вынужден замыкаться в эзотерическом круге сообщников, ограничивая свое публичное воспроизведение политикоподобными проектами. Часто такая ситуация заканчивается смертью мифа.

Национальная  идеология, как один из вариантов  политического мифа, является воплощением  национальной мифологии и выражается в концепции исторического времени - пути нации от сверхъестественного  рождения до настоящего времени и  футуристического предвкушения грядущей национальной истории — до утопической картины будущего идеального государства и эсхатологических прозрений. Национальная идеология в той или иной степени фиксирует также и структуру пространства, в котором пребывает «священная земля», данная нации свыше и зримо обозначающая образ Отечества. Наконец, субъектом, действующим в этом пространственно-временном образовании является сверхчеловек, осуществляющий национальной идеал.

Плотность мифологического пространства, выделение доминирующего мифа является важной характеристикой состояния нации. Карл Шмитт писал, что «сила мифа является критерием того, имеет ли народ историческую миссию и пробил час его национального величия».

Политическая  идеология может претендовать на превращение в идеологию национальную только в том случае, если она опирается на национальную мифологию, то есть, обращена к национальным архетипам. Если архетип угадан, то соответствующая ему мотивация может стать общезначимой в масштабах всего общества, если угадывание не состоялось, то идеология эмоционально отторгается и рано или поздно находятся аргументы, изобличающие ее в противоречии интересам нации.

Данное  обстоятельство приводит к мысли  о том, что идеологии неравнозначны, среди них есть «правильные» и  «неправильные», «зрелые» и «незрелые». Зрелая идеология, по всей видимости, всегда консервативна. К консерватизму подталкивает идеологов знание человеческой природы и желание улучшить ее (а не просто использовать), знание особенностей конкретной нации. Следовательно, некоторые черты оптимальной идеологии могут быть сконструированы. Причем успех конструирования будет зависеть от того, насколько уникален и проявлен национальный архетип. Иными словами, национальная идеология создается традиционалистами, исповедующими консервативные ценности и допускающая прогрессизм только в рамках традиции6. 
 
 
 
 
 

Заключение

В стране продолжается движение против идеологии. Началом его можно считать  провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей. Тем не менее, в общественной жизни идеологию отгоняют призывом к демократии, что не позволяет оформиться самосознанию основных действующих социальных сил, групп, влияющих на политику, без чего демократия невозможна. За демократию, за интересы «народа» борются рабочий класс и предприниматели, православные и католики, молодежь и люди зрелого возраста. Процесс деутопизации осложняется и тем, что идеология окутана застенчивым молчанием деятелей культуры и образования.

Ученым  предстоит активно исследовать  проблемы, связанные с идеологической закомплексованностью, снять с понятия «идеология» чуждое клеймо. Именно ученые, всегда поставленные в соответствии со своей социальной функцией «над схваткой», призваны показать, что процесс формирования идеологий идет вопреки попыткам утопистов осуществить очередную экспансию общественного сознания. Они должны учесть и то, что в возникающих идеологиях стремление группы к самосохранению часто выражено в сумбурной форме, так как нередко развивается вопреки общественному сознанию.

Поэтому в системе образования необходимо глубоко и обстоятельно рассматривать проблему значимости индивидуального, группового интереса. Трудно представить более важную для сегодняшних общества и личности задачу. Ученым-обществоведам предстоит цивилизовать неизбежный процесс становления частных, субъективных систем знаний и представлений свободных социальных субъектов. Задача не в том, чтобы прямо самой интеллигенции создавать идеологии, «внедрять их в сознание масс», а в том, чтобы бороться с засильем утопии во всех обличьях на пути возрождения самосознания субъекта.

Список  литературы 

  1. Комаровский В.С. Политология. Учебник для вузов. – М., 2006.
  2. Политология. Учебник для вузов / Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.Д. Перевалов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.
  3. Политология: Политология теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов / Под. ред. А.А. Соловьева. – М.: Аспект - Пресс, 2000.
  4. Политология. Учебник для вузов / Под ред. Р.Т. Мухаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  5. Хейвуд Э. Политология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Информация о работе Идеология и утопия