Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:49, доклад
Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.
Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняя при этом различную социальную роль.
Введение………………………………………………………………………….3
I. Идеология………………………………………………………………………4
1. Происхождение понятия………………………………………………....4
2. Представление об идеологии…………………………………………….4
3. Ярусы идеологии………………………………………………………….5
II. Утопия………………………………………………………………………...8
1. Понятие утопии………………………………………………………......8
2. Классификация утопий…………………………………………………..8
III. Идеология и утопия (К. Мангейм)………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Идеология………………………………………………………
II. Утопия………………………………………………………………
III. Идеология и утопия (К. Мангейм)………………………………………..10
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
«Идеология – орудие «духовного княжения»
той или иной политической силы»1.
(Макиавелли)
Введение
Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.
Политическая
наука, идеология и психология отражают
политическое бытие во всем его многообразии,
но делают это по-разному, выполняя
при этом различную социальную роль.
I. Идеология
1. Происхождение понятия
Идеология (от греческого idea - идея, образ и logos - слово, понятие, участие) - система идей, выражающая интересы, мировоззрение, идеалы класса, общества или социального движения.
Термин «идеология» введен в начале XIX века французским философом и экономистом А. Дестютом де Траси (1754-1836) для обозначения науки об идеях, призванной изучать их происхождение из чувственного опыта, законы развития, степень истинности и сферу применимости. В дальнейшем представление о «чистых идеях», не обусловленных человеческими интересами, было признано несостоятельным и идеологами стали пренебрежительно называть людей политически наивных, неосознавающих значимости религий, мифов, социальных иллюзий для поддержания стабильности общества. То значение, в котором социолог К. Мангейм стал применять понятия «утопия» и «идеология», легло в основу современного значения этих понятий. Он отделил утопию от идеологии по критерию отношения к реальности: критическому - в утопии, апологетическому - в идеологии.
2. Представление об идеологии
Идеология представляет собой систему рационально-логического обоснования основных идей, ценностей, норм, регулирующих социальное поведение. Она является формой оценочного сознания. В идеологии идеи, ценности, нормы описываются, интерпретируются, аргументируются в виде строгих, логически обоснованных доктрин, учений, манифестов, программ, деклараций. Она разрабатывается идеологами, общественно-политическими деятелями, духовными лидерами, распространяется с помощью средств массовой информации, печатных издании, устной пропаганды.
Идеология как форма рассудочного обоснования поведения людей в современном обществе играет решающую роль. Она оказывает влияние и на традиционно малоосмысленные формы поведения: обычай, ритуалы и т д. - создаются ритуалы, праздники.
В узком смысле идеология - это идеология какой-либо социальной группы, класса, слоя, партии; в широком смысле - это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями, нормами. Надо видеть, что идеология, интерпретирующая и регламентирующая поведение личности в группе (т. е. идеология в узком смысле слова) не исчерпывает всех основных форм идеологии, есть идеология народа (так называемая национальная идея), человечества и т.д.
Таким образом, идеология в современном обществе - это достаточно сложное и многоярусное образование. Это может быть идеология всего человечества, идеология конкретного общества, идеология класса, социальной группы, сословия. Но это отнюдь не означает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностью изолированную «собственную» идеологию. Сведение всех видов идеологии к классовой в свое время привело к подчинению идеологии человечества, идеологии общества специфическим узкоклассовым аспектам. Последние приобрели в некоторых государствах доминирующее значение, делая акцент на том, что различает, обособляет социальные субъекты, группы, классы, а это невольно усиливало конфронтационное начало, и не только в сфере идеологической деятельности.
3. Ярусы идеологии
Идеология имеет несколько «ярусов». Первый - базисный, общечеловеческий, в котором находят идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности.
Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются в частности в конституции конкретного государства, представляют собой второй «ярус» идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Общенациональная (общенародная) идеология является системой аргументации, обоснования базисных, фундаментальных ценностей, норм, разделяемых всем обществом независимо от социального положения его членов, их возраста, места проживания и т.д. При этом следует учесть, что каждое современное цивилизационное государство включает в свою конституцию в том или ином виде общечеловеческие ценности в виде норм. Третий «ярус» идеологии обосновывает желательные для данной социальной группы формы социального устройства общества, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы. Классовые групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет общие ценности, чтобы бороться за политическую власть. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить общенародным и общечеловеческим ценностям. Признание ценности и единства государства, конституционного порядка является условием идеологической деятельности отдельных партий. Следует учесть, что групповые идеологии достаточно последовательно выражают специфические интересы той или иной социальной группы, слоя. Они рассматривают конкретные проблемы с определенной точки зрения и призваны эффективно реализовывать интересы данного класса, что ведет к ангажированности идеологических постулатов, установок и т.д. Одно и тоже событие, одни и те же социальные явления в рамках различных идеологий могут получить различную оценку. Поэтому в идеологии неправомерен вопрос «кто прав - кто неправ».
Но ангажированность групповых идеологий создает и опасность иллюзорности, оторванности от реальности. Из ангажированной, но практически эффективной для своего класса идеологии может превратиться в нечто иллюзорное, несоответствующее действительности. Это является ахиллесовой пятой идеологии, но она же порождена её стремлением «лучше» служить интересам соответствующей социальной группы.
Как видим,
в обществе происходит постоянное взаимодействие
различных «ярусов» идеологии, что с одной
стороны, обеспечивает стабильность, целостность
общества, а с другой стороны, позволяет
выбирать, предлагать, развивать ценности,
выражающие новые тенденции в развитии
общества2.
II. Утопия
1. Понятие утопии
Утопия (от греческого u - не или eu - благо и topos - место, которого не существует, буквально «нигдейная» (прекрасная) земля) - в широком смысле своеобразный вид научно-художественного творчества, социального проектирования и экспериментирования, существующий в разных жанрах и формах и позволяющий создать образы желаемого или нежелаемого будущего, ставить критические диагнозы настоящему.
Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная с представления о «золотом веке» древнегреческого поэта Гесиода (VIII – VII вв. до н.э). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона («Государство»), Августина («О граде Божием»), итальянского мыслителя XII в. Иоахима Флорского («Комментарий к Апокалипсису»). Термин введен английским мыслителем XVI века Т.Мором, автором книги «Утопия».
С культурологической точки зрения утопия представляет собой знание о противоречащей очевидному истине, отражающей, по мнению немецкого философа Э. Блоха, специфически человеческую опережающую реакцию на мир – «принцип надежды».
2. Классификация утопий
В развитии утопий нового времени можно выделить три периода: от Т. Мора до Великой французской революции, от революции до появления утопического социализма, от утопического социализма до наших дней.
В первый период создавались утопии «спокойного счастья», автоматически следующего из отсутствия частной собственности и из разумного управления.
Утопии второго периода – «ухронии» - допускают личностное неравенство, но главной целью продолжают считать материальное благосостояние всех людей.
В утопиях
третьего периода – «эупсихиях»
- страх «потерять личность»
Современные
утопии представляют также различные
технологические проекты (практопии):
евгенические, электронные, экологические,
феминистские, оккультные, мистические.
К ним примыкает так называемая
«прикладная утопия»: манифесты, уставы,
программы, методики разного рода утопических
(по преимуществу коммунитарных) экспериментов.
При этом, как и на предыдущих этапах, утопическая
мысль пересекается с религиозной проповедью,
социально-политическим и культурным
реформизмом и стихийным революционаризмом3.
III. Идеология и утопия (К. Мангейм)
Природа человека отторгает грубый рационализм. Если в бытовой сфере рационализм находит себе устойчивую нишу, то в политике он всегда бывает посрамлен. Как пишет Мангейм, «в ходе истории люди значительно чаще ориентировались на трансцендентные бытию, чем на имманентные ему факторы, и, тем не менее, осуществляли на основе подобного несоответствующего бытию «идеологического» сознания вполне конкретное устройство социальной жизни». «Каждая стадия исторического бытия обволакивалась представлениями, трансцендирующими это бытие, однако до тех пор, пока они «органически» (т.е., не оказывая преобразующего воздействия) входили в картину мира, соответствующую данному периоду, они выступали не как утопии, а как идеологии, присущие данной стадии исторического развития».
Таким образом, имеются две трансцендентные насущному социальному бытию представления – утопия и идеология. Первая конструируется вне прямой связи с этим бытием, вторая – опирается на него, исходит из его текущих задач. Объединяет оба представления исходный пункт – ценностная система. Различает – принцип реализации.
В отличие от утопии Томаса Мора и построений «утопических социалистов», современные утопии не являются моделями совершенства, созданными для осуждения действующих социальных моделей. Утопия представляет собой сегодня скорее мысленный эксперимент, исследующий ценности определенного социального проекта, описание воображаемого общества, построенного на основе некой социально-исторической гипотезы: его организации, институциональной формы, социальной диспозиции и т.п.
В то же время утопия может оказаться вовсе не такой уж отвлеченной конструкцией. Но в этом случае ее жизненность будет определяться мифологическими признаками. Например, большевистская утопия «светлого будущего» в меньшей степени несла в себе мысленный эксперимент, в большей – образ «золотого века». Именно в связи с тем, что эта утопия в меньшей степени была продуктом интеллектуальной разработки исходных принципов, в большей – собранием простых и привлекательных пропагандистских умозаключений, она оказалась более реальной, чем либеральная демократия. Как отмечал Бердяев, большевики были одержимы утопической идеей совершенного гармонического строя, «но в качестве реалистов они в известной форме осуществляют свою утопию».
Карл Мангейм пытается отделить утопию от идеологии, закрепить за этими понятиями внятные определения: «Идеологиями мы называем те трансцендентные бытию представления, которые никогда не достигают реализации своего содержания. Хотя отдельные люди часто совершенно искренне руководствуются ими в качестве мотивов своего поведения, в ходе этой реализации их содержание обычно искажается». «Утопии также трансцендентны бытию, ибо они ориентируют поведение на элементы, не содержащиеся в данном реальном бытии; однако они не являются идеологиями, то есть не являются ими в той степени и постольку, поскольку своим противодействием им удается преобразовать существующую историческую действительность, приблизив ее к своим представлениям. Если такое принципиальное и совершенно формальное различие между утопией и идеологией представляется постороннему наблюдателю безусловным, то решить, в каком случае что следует считать идеологией и что утопией, невероятно трудно».
Утопия практически не связана с текущей политической ситуацией и предлагает мысленную идеальную реализацию социального порядка, основанную на иных ценностях, игнорируя возможность этой реализации и путь к ней исходя из сложившегося порядка. И, тем не менее, утопия может быть в каком-то виде реализована. Идеология, напротив, не может не охватывать оценок текущей ситуации и проектирует будущее, исходя из имеющихся начальных условий, но не реализуется на практике, как не может быть реализован абстрактный принцип или эмоциональный афоризм, которые всегда присутствуют в идеологии. Если утопия в какой-то форме подлежит реализации (в результате процесса, который в самой утопии не ясен), то идеология всегда указывает на дальнейшее движение из реализованного состояния и в избранном направлении. Утопия – статическая модель, идеология – динамическая. Вместе с тем, и идеология, и утопия могут исходить из одной и той же базовой системы ценностей. По всей видимости, для прояснения терминов можно было бы выстроить их в генетическую связку: архаический миф – утопия (прообраз или начальная стадия политического мифа, насыщенная хилиастическими мотивами) – идеология (развитый политической миф)4.