Идеи Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Им был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон - создатель философского идеализма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Платон - создатель философского идеализма…………………………………4
Жизнь и сочинения Платона………………………………………………………4
Возрожденный и новый смысл «мифа» Платона………………………………...6
Многогранность и многозначность платоновской мысли……………………….7
Глава 2. Учения Платона…………………………………………………………………8
2.1. Учение об идеях…………………………………………………………………….8
2.2. Бытие и мир идей…………………………………………………………………...9
2.3. Структура идеального мира………………………………………………………10
2.4. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса…………………..11
Глава 3. Диалектика идей Платона……………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

ПЛАТОН.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     ГЛАВА 3. ДИАЛЕКТИКА ИДЕЙ ПЛАТОНА 

     В повседневном обиходе люди довольствуются первыми двумя формами познания, доверяясь мнениям; математики поднимаются  к дианойе, но лишь философы достигают высшей науки, ноэтического знания. В интеллекте и незаинтересованном созерцании, оставив ощущения и все связанное с чувственным, в процессе дискурса и интуитивного проникновения собирают чистые идеи, их позитивные и негативные отношения, связи включения и изъятия, восходят от идеи к идее, пока не достигнут вершины, т.е. безусловного. Вот этот процесс восхождения и есть "диалектика", а философ, по определению, есть "диалектик". Итак, есть диалектика восходящая, которая, освободившись от чувств и чувственного, ведет от идеи к идее, вплоть до высшей; но есть также диалектика нисходящая, дорога на спуск: от высшей идеи - к идеям общим, через разделение, она ведет к данной идее, которая обнимает некую иерархическую структуру идеального мира. Этот процесс, т.н. диайретический, обстоятельно проиллюстрирован в диалогах Платона последнего периода. Отсюда хорошо видно, что новое значение слова "диалектика" прямо вытекает из "второй навигации" Платона [ 4 ].

     В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины “закрыть глаза и заткнуть уши”, дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций диалектики.

     Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова «диалог» - искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. В общем, диалектика - это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

     Особенно  подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и  т.д. Для философии природы Платона  характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики. Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. Известно, что общие понятия являются результатом особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной души»: они не приложимы к отдельным вещам. Общие определения в виде понятий относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то другому: они выражают род или вид, т.е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По Платону же получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма [ 6, с. 73].  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

            Платон - один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.

           Так как основу учения Платона составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез.

           Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики.

           Из сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения - Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон был философом с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией действующих в космосе живых сил.

           Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике. Идеалистическая диалектика Платона - предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля.

Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения обширного  комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.

           Платон - один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1976. – 544с.

2. Балашов,  Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями / Л.Е. Балашов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2009. – 664с.

3. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: в 8т. / А.Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1969. – 2т.

4. Платон: учение об идеях и диалектика // [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://henx-90.narod.ru/cont/fil/7.htm. - Дата доступа: 21.03.2012.

5. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 336с.

6. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2004. – 72с.

 


Информация о работе Идеи Платона