Идеи Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Им был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон - создатель философского идеализма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Платон - создатель философского идеализма…………………………………4
Жизнь и сочинения Платона………………………………………………………4
Возрожденный и новый смысл «мифа» Платона………………………………...6
Многогранность и многозначность платоновской мысли……………………….7
Глава 2. Учения Платона…………………………………………………………………8
2.1. Учение об идеях…………………………………………………………………….8
2.2. Бытие и мир идей…………………………………………………………………...9
2.3. Структура идеального мира………………………………………………………10
2.4. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса…………………..11
Глава 3. Диалектика идей Платона……………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

ПЛАТОН.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
 

     На  протяжении веков Платон обрел множество  ликов, и именно в этой многоликости секрет обаяния платонизма, пронизывающего духовную историю Запада.

     Начиная с философов Академии, сложилась традиция чтения Платона в ключе метафизики и гносеологии, что указывало на то, что в теории и познании идей нельзя обойтись без опоры на платонизм.

     Впоследствии, в неоплатонизме была найдена  аутентичная форма платонизма в  религиозной проблематике, в предвосхищающем ожидании божественного, в мистическом измерении, в котором исполнена большая часть диалогов.

       Вплоть до настоящего времени  сохранились эти две интерпретации,  но в нашем столетии возникла  третья, которая усматривает сущность платонизма в этикополитической проблематике; в том, что он отталкивается от прошлого, не принимая его почти во всем, по крайней мере, в самоценности этого прошлого. В Письме VII Платон определенно заявляет, что его истинной глубинной страстью была политика. Сама жизнь, его сицилийские эксперименты подтверждают это.

     Наконец, в последние десятилетия ученые вновь вернулись к ландшафту  устной диалектики в том смысле, что так называемые "последние  истины", по убеждению Платона, не могут быть выражены письменно. Думается, что подлинный Платон не схватывается ни одной из этих перспектив, взятых по отдельности как единственно значимая точка зрения, а, лишь, в совокупности этих направлений в динамике. Первые три позиции прочтения освещают три реальных лика, три ракурса метафизики Платона, которые, будучи по-разному соотнесены дают эффект полисемии платоновских сочинений. Четвертый аспект объясняет природу этой многогранности, оставляя контуры платоновской системы ясными в своей прозрачности [ 5, с. 102]. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. УЧЕНИЯ ПЛАТОНА

2.1. УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ 

          Под влиянием новоевропейской абстрактной метафизики давно уже было забыто, что само слово «идея» имеет своим корнем «вид». Идея – это то, что видно в вещи. В греческом языке это слово служит для обозначения внешнего вида вещи, наружности человека и пр. С таким значением оно попадается и у Платона. Но если всмотреться в сущность вещи, в ее смысл, то он тоже будет «виден» и глазу, и главным образом уму. Вот эта видимая умом сущность вещи, ее внутренне-внешний лик, и есть идея вещи.

           Но идея вещи есть не только  видимая умом пассивная фигурность  вещи. Она есть и в то же  время и сама субстанция вещи, ее внутренне определяющая сила. Она не только теоретична. Она  в себе осуществлена и воплощена  в своем собственном, тоже идеальном теле. Без этого она не была бы бытием, не была бы реальностью, не была бы «полезной», не была бы античной [ 3 ].

          В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они - вечные образцы, парадигмы (от греч. jaradigma - образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра - она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм.
            Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находится в человеческом теле, как узник в темнице. Появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий; ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями. Разумная часть души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как и для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.
           По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

           В учении об идеях Платон исходил из того, что человек в своей  созидательной деятельности идет от идей к вещам (сначала идеи как образцы, затем вещи, воплощающие их), что в голове человека возникает много идей, которые не имеют материального воплощения, и неизвестно, получат ли они это воплощение

когда-нибудь. Эти факты интерпретировались им следующим образом: идеи как таковые существуют независимо от материи в некотором особом мире и являются образцами для вещей. Вещи возникают на основе этих идей. Истинным,  действительным является мир идей, а мир вещей - тень, нечто менее существующее

(т.е. максимальным бытием обладают идеи, а мир вещей - нечто малосуществующее, т.е. изменяющееся, исчезающее). Идея в голове человека - это как бы акт воспоминания о мире идей [ 2, с. 40].


 

2.2. БЫТИЕ И МИР ИДЕЙ

            Платон предложил решение антиномий бытия в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, - это совокупность умопостигаемых форм или сущностей - «идей» - отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом». В онтологии неоплатоников это различение изображается как две последовательные ипостаси «единого» (сверхбытие) и «ума» (бытие). Важной особенностью платоновского понимания бытия явилась связь его с категорией истины. Истина есть результат восхождения к истинно сущему, т. е. к видам бытия.

             Платон, разделяя мир на подлинный и мнимый, противопоставляет их друг другу. В своей классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты.

            Идея красоты выражается, прежде всего, через искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и выражает сущность человеческой души.

             Платон ставит вопрос о структуре человека. По его мнению, человек это троичное существо: 1) тело или мир чувств, 2) душа, 3) связующим элементом между телом и душой является разум. Значение разума состоит в отрегулировании этих двух начал.

               Большое внимание в отрегулировании сущности человека Платон выделяет строение души. Человеческая душа является производной от мира идей, т.е. объективной идеальности, она является частью этого мира, поэтому она вечна. После смерти человека его душа возвращается в исходный мир (мир идей). Реальная жизнь человеческой души на земле есть степень ее воспоминания реальной связи с миром идей. Эта степень "воспоминания" отражает духовную сущность человека. Таким образом, теория познания Платона базируется на противоречии человеческой души с мировыми идеями [ 4 ].  

2.3. СТРУКТУРА ИДЕАЛЬНОГО МИРА 

     Мир идей образован из некоего множества, поскольку в нем есть идеи всех вещей: идеи эстетических ценностей, идеи моральных ценностей, идеи различных телесных образований, идеи математических и геометрических формул и фигур и т.п. Таковые идеи никем и ничем не порождены, они неразложимы, неизменны, как элеатово бытие.

     Платон  понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой  идеи нижнего яруса подчинены  более высоким и дальше, вплоть до Идеи на вершине, которая есть условие  всех остальных и не обусловлена  никакой другой, т.е. абсолютна. Возникает термин Благо, о котором Платон говорит: "Благо - не субстанция или сущность, но превыше ее, будучи в своем превосходстве достоинством иерархий и ее потенцией». Высшее начало было у Платона и Благом и «Единым». Единому противостоит начало, рангом ниже, оно понимается как безусловное и неограниченное начало множественности. Здесь возникает принцип Диады или Дуализма - дуальности большого - малого, в одно и то же время бесконечно великого и бесконечно малого. Единое воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и детерминации, обозначения границ, т.е. как формальный принцип, дающий форму, границы и пределы. Единое есть: а) принцип бытия (сущность, субстанция, Идея), б) принцип истинности и познаваемости (то, что определено, то умопостигаемо), в) принцип ценности (именно ограничение влечет за собой порядок, совершенствование).

     От  мира чувственного с помощью «второй навигации» мы совершили восхождение к миру умопостигаемому как к его истинной причине. Подобно идеальному миру, проистекающему из Единого как формального принципа и Диада как принципа материального, физический мир происходит также из идей - принципа формального и материального, однако доступных чувствам, т.е. из начала неограниченного и неопределенного. Схема объяснения чувственно воспринимаемого мира, по Платону, ясна: модель (идеальный мир), копия (физический мир) и Творец, автор копии согласно модели. Творец - Демиург, некий Бог, взял за образец мир идей, слепил материю или хору, породил физический космос. По мнению Платона, этот Бог произвел мир для добра и из любви к благу. Платон видит мир наделенным жизненной силой и пониманием. Демиург наделил мир совершенной душой и совершенным телом. Мир и звезды, и светила как «видимые Боги».

     У Платона божественное - это идеальный мир во всех своих измерениях. Идея Блага божественна, но это не Бог-личность. На вершине иерархии находится божественное существо, но это не Бог-личность, это все безличные Существа. Платона можно считать основателем западной теологии в том плане, что у него божественное - это сверхземное, нематериальное. 

2.4. ГЕНЕЗИС И СТРУКТУРА ЧУВСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМОГО КОСМОСА 

     От  мира чувственного с помощью "второй навигации" совершается восхождение к миру умопостигаемому как к его истинной причине. Теперь, поняв структуру высшего мира, нетрудно постичь генезис и структуру мира чувственного.  Подобно идеальному миру, проистекающему из Единого как формального принципа и Диады как принципа материального (вместе умопостигаемого), физический мир происходит также из идей - принципа формального и принципа материального, однако на этот раз доступных чувствам, т.е. из начала неограниченного и неопределенного, физического по характеру [ 5, с. 109].

     Единое  действовало на неопределенную Диаду  в сфере умопостигаемого без посредников, ибо оба принципа идеальны, не так дело обстоит в сфере чувственного. Материя, лежбище чувственного, которую Платон называет "chora", "хора" (пространственность), существует лишь благодаря смутным образом участвующему в ней умопостигаемому миру, и она находится во власти бесформенного и хаотического движения. Так каким же образом идеи воздействуют на чувственный физический мир, и из хаоса рождается космос?

     Существует  Демиург, некий Бог-творец, Бог мыслящий и водящий (стало быть, личностный), который, взяв за образец мир идей, слепил как мастеровой так называемую "хору", и таким способом породил физический космос.

     Схема объяснения чувственно воспринимаемого  мира по Платону, следовательно, ясна: модель (идеальный мир), копия (физический мир) и Творец, автор копии согласно модели. Модель-образец вечна, вечен также творец, но чувственный мир, продукт мастерового, рожден в точном смысле слова. Он порожден, ибо его можно видеть и трогать, он имеет тело и все прочее чувствующее, а как таковые они суть процессы порождения и генерирования.

     По  мнению Платона, божественный мастеровой произвел мир для добра и из любви к благу. Демиург создал творение наипрекраснейшее из возможных, одухотворенное и пронизанное желанием добра: зло и все негативное маргинальны, явления "хаотической распыленности" (чувственной материи) сведены к интеллигибельному, иррациональное - к рациональному.

     Из  вышесказанного ясно, что Платон видит  мир наделенным жизненной силой  и пониманием, а это фактически означает, что, по его мнению, быть живым и понимающим есть состояние более совершенное, чем быть неживым и непонимающим. Именно поэтому Демиург наделил этот мир совершенным телом, а сверх того, душой совершенной и пониманием возможно более полным. Так была создана душа мира (с использованием трех принципов: сущности, тождества и различия), а внутри души - тело мира. Мир выступает как некий "видимый Бог", и звезды, светила суть ничто иное как "видимые Боги". Так, сконструированный мир не подвержен коррупции, порче; мир рожден, но не исчезнет вовек [ 5, с. 110].

     Чувственный мир выступает у Платона как  космос, восхитительный порядок, символизирующий  триумф логосного начала над слепой необходимостью материи, побежденной  Демиургом. "Бог, скомпоновав все  части всех вещей с тщанием  и точностью, насколько позволила природа необходимости (т.е. материи), спонтанная и ускользающая, повсюду придал им согласованные пропорции и гармонию". Древняя пифагорова концепция "космоса" нашла у Платона свою торжественную каденцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Идеи Платона