Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 11:10, контрольная работа
Идеальное государство - вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея - это идея Всеобщего Блага.
Платона считают автором первой коммунистической утопии. И это действительно так. Более того, в его представлениях присутствуют черты военного коммунизма с его казарменной идеологией и психологией.
Цель данной контрольной работы — раскрытие основных положений учения Платона о
государстве и праве, а также обобщение и систематизация материала по теме.
призваны либо оградить все общество от влияния дурного человека, либо устранить его
физически. Смертная казнь при этом фигурирует очень часто, что и неудивительно,
учитывая отношение Платона к смерти и его веру в переселение душ. Особенно часто смертной казнью наказываются преступления против религии, в том числе и атеизм. Что при известной доле цинизма можно расценить, как предоставление для неверующих возможности самим убедиться в существовании загробной жизни, не откладывая эту поучительную экскурсию в долгий ящик.
Платон допускает внесение изменений в его законы, но этим должны заниматься
только правители. В целом же, и здесь он тоже сходится с Конфуцием, чем меньше
изменений, тем лучше. Привычка и традиция освобождает человека от необходимости
обдумывать каждый свой шаг, каждый поступок, каждое слово, что позволяет сконцентрироваться на божественном.
Сформулировав два основных принципа, по которым должно функционировать
идеальное
платоновское государство: соответствие
способностей гражданина занимаемому
посту и неукоснительное подчинение
законам и приказам, мы только
подошли к самой главной
Признавая
трудности практического
3.5. Воспитание стражей и правителей.
Воспитание граждан идеального государства, по Платону, должно начинаться задолго до их рождения подбором родителей. Лучшие мужчины должны соединяться с лучшими женщинами. Назначаются также и сроки деторождения: для женщины с двадцати лет до сорока, для мужчины с того времени, как у него пройдет лучшее время для бега и вплоть до пятидесяти пяти лет. Рождение детей государственное дело. Женщина рождает государству, а мужчина производит государству. Сексуальная свобода наступает только после того, как женщины и мужчины выйдет из возраста, назначенного для произведения потомства. Любовь допускается, но только в пределах этих ограничений. Впрочем, любовь, как и любое другое вожделение и эмоция, не должна быть чрезмерными. Платон легко расправляется с чувствами влюбленных, поскольку они мешают достижению главной цели идеального государства воспитание души свободной от чувственности.
Будучи беременной женщина должна остерегаться сильных эмоций радости и горя, и
много ходить, ходьба вызывает раскачивания плода, в результате которых дети уже в
утробе матери приучаются переносить трудности. После рождения ребенка, он воспитывается отдельно от родителей. Более того, они не должны знать, кто именно из детей является их ребенком. Эта мера кажется нам чрезмерной. Но она является необходимой, если мы захотим оградить детей от влияния их несовершенных родителей.
Каким же должно быть идеальное воспитание? Начиная разговор об этом в диалоге
Законы Афинянин, выражая мысли самого Платона, еще раз высказывает свое отношение
к вожделениям и эмоциям: Согласно моему утверждению, в правильной жизни и не надо
стремиться к наслаждениям, и в свою очередь не следует совсем избегать страданий. Надо
довольствоваться чем-то средним, о чем я сейчас упомянул, обозначив это как радостное;
такое расположение духа все мы, согласно некоему священному откровению, метко
приписываем и Богу. Я утверждаю, что тот из нас, кто намерен стать бож6ственным
человеком, должен стремиться к подобному состоянию, так, чтобы ни самому не
стремиться к одним только удовольствиям, ибо не миновать ему и страданий, ни всем там
остальным старикам и юношам, мужчинам и женщинам не позволять стремиться к тому
же, а всего меньше по мере сил новорожденному ребенку. Соблюдая это правило, следует избегать изнеженности малолетних воспитанников. Нужно наказывать ослушавшихся детей, но так, чтобы не задеть их самолюбия. Так как оскорбления могут вызывать сильные негативные эмоции. Обучение же должно быть двояким: тело следует обучить гимнастическому искусству, а душу для развития ее добродетели мусическому. И во всем следует соблюдать простоту и умеренность.
В мусическое воспитание входят, помимо различных искусств, также и мифы, и
сказки. В идеальном государстве, по мнению Платона, следует добиваться того, чтобы
первые мифы, услышанные детьми, вели к добродетели. Недопустимы "вредные сочинения", зарождающие сомнения в истинности устоев и религии идеального общества.
Рассуждая об мусическом воспитании Платон подвергает резкой критике самые
разнообразные виды искусств. За то, что они стремятся вызывать те или иные чувства.
Такое
искусство он называет подражательным,
и призывает исключить его, насколько
это возможно, из жизни. Литература,
музыка и танцы должны способствовать
развитию в гражданах правильного,
с точки зрения Платона, миропонимания.
И поэтому подлежат тщательной
цензуре. Такое "реакционное"
отношение к искусствам вызывает
либо непонимание, либо яростное
неприятие со стороны исследователей.
Однако многие художники и поэты
неоднократно указывали на то, что
подлинное искусство зависит
от того как, а не что отображается
в том или ином произведении.
Так О.Ренуар, например, говорил о
том, что он завидует ремесленнику,
который всю жизнь может
С малых лет граждан платоновского общества должны учить военному делу. Тогда
же из них отбирают будущих страж. "Отбирать людей в воины, -говорит Платон, - следует
умело. Главное - разглядеть есть ли в душе человека яростный дух, а кроме того, и
стремление к мудрости"(Государство 375 ). Стражи должны быть "благочестивыми и
божественными", насколько это возможно.
Кандидатов же в правители отбирают в возрасте двадцати лет. Отбирают наиболее
способных
к диалектике, и проводят с ними
общий обзор всех наук, которые
они изучали в детстве. Из всех
же наук, Платон, как и следовало
ожидать, наиболее важными считает
наиболее абстрактные из них.
Это в первую очередь арифметика,
потом - геометрия и астрономия.
Претенденты должны научиться
находить общее в частном,
поднимаясь от разрозненных чувственных
фактов к умопостигаемым истинам. Из
них, через десять лет, выбирают
наиболее отличившихся, которые
упражняются в философии еще
пять лет. После чего до пятидесяти
лет они трудятся на благо
государства, занимая различные
должности и посты. Затем их приводят
к окончательной цели - "заставить
их устремить ввысь свой духовный взор
и взглянуть на то самое, что всему
дает свет, а увидев благо само по
себе, взять его за образец и упорядочить
и государство, и частных лиц, а также
самих себя - каждого в свой черед - на весь
остаток своей жизни. Большую часть времени
они станут проводить в философствовании,
а когда наступит черед, будут трудиться
над гражданским устройством, занимать
государственные должности не потому,
что это нечто прекрасное, а потому, что
так необходимо для государства. Таким
образом, они постоянно будут воспитывать
людей, подобных им самим, и ставить их
стражами государства взамен себя, а сами
отойдут на Острова блаженных, чтобы там
обитать"(Государство 540 ). [2; 9]
Заключение.
Государство
Платона, в противоположность
Взгляды
Платона на обустройство общества,
с современной точки зрения, утопичны,
но сам мыслитель верил, что описал идеальное
государство, в котором каждый житель
будет счастлив, потому что лишь справедливость
ведет к идеалу. Возможно, увлекшись этой
идеей, он не «прожил» жизнь в своем государстве,
не увидел его будущего, не прочувствовал
сущность, помыслы людей его населяющих.
Государство Платона больше похоже на
религиозную общину, которую населяют
люди без собственной точки зрения, без
личных чувств и эмоций. Каждому жителю
заранее предопределен путь, с которого
ему не свернуть. Жить при таком общественном
строе не хотелось бы, думается, многим,
ведь каждый человек сам определяет (или
думает, что определяет) свой путь.
Литература.