Гражданское общество и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Эти понятия чрезвычайно актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово «гражданин» вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому «град», т. е. город. Гражданин — житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города-государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т. е. как обывателей.

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество и государство.docx

— 45.27 Кб (Скачать)

 
 

 


Гражданское общество и государство

Эти понятия  чрезвычайно актуальны для современной  России, поскольку более чем тысячелетнее развитие государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово «гражданин» вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому «град», т. е. город. Гражданин — житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города-государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т. е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина является достижение всеобщего блага.

В последующей  истории философской мысли подчеркивалось, что государство призвано контролировать сферу реализации частных интересов (Гегель), что собственно, и позволяетразвиваться гражданскому обществу, а не превратиться в арену•войны всех против всех». С другой стороны, в концепции К. Маркса гражданское общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической формации. Исчезновение классовых антагонизмов должно было, по его мысли, привести к исчезновению насилия и государства. Отношения между гражданским обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т. е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство, на что обратил внимание еще Макиавелли. Суть государства не в силе или насилии, а в опоре на общественное мнение граждан. Государство, как заметил русский религиозный мыслитель Вл. Соловьёв, не предназначено для осуществления рая на земле; оно существует, чтобы предупредить ад.

Эти моменты  особенно важно подчеркнуть, поскольку  игражданское общество, и государство развиваются, эволюционируют. Еще Антисфен, отвечая на вопрос, как следует обращаться с политикой, отвечал: «Как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобыне замерзнуть». Что же можно сейчас представить в качестве модели гражданского общества на современном этапе развития мировой цивилизации?

Прежде  всего, это авторитет права, господство «его величества Закона». Еще в античную эпоху возникает представление о естественных (священных) правах человека, которыми он наделен в силу факта своего рождения. Они рассматриваются как следствие общности природы всех людей или способ реализации единого для всех божественного закона. Другой аспект права неразрывно связан с особенностями того или иного государства на данном этапе его развития. Право как система законов и правосознание как важнейший элемент правовой культуры общества исторически изменчивы и зависят от социальной структуры общества, отношений собственности, морали, общественной психологии, религии, традиций и т.д.

Правовое  государство — это не только власть и законы, но и общественный договор, т. е. готовность граждан исполнять эти законы и реальная готовность и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и по горизонтали (т. е. социальные связи между людьми) представляет собой важнейший принцип гражданского общества.

Несогласие  с системой права и законами может  и должно выражаться в многообразных  формах политической жизни общества, в деятельности партий, общественных объединений и т.п. Единственное условие — сохранить правовое государство, без чего невозможно развитие гражданского общества. К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса вусловиях индивидуальной заинтересованности каждого гражданина.

Для обеспечения  прав и свобод гражданина еще в  античном мире выработан принцип демократии, народовластия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством. Важно подчеркнуть, что демократия — это не власть большинства, а защита прав и свобод меньшинства и в конечном итоге каждого человека. Реализация демократическогопринципа в жизни любого общества и государства представляясобой очень трудную задачу. Суть проблемы в том, что демократические принципы должны войти в «плоть и кровь» человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности. Если в духовной культуре народа еще не сложилась парадигма «свобода в рамках закона», а господствует авторитарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданского общества. Пока миллионы граждан не доверяют власти и не считают строгое соблюдение законов нормой жизни, общество будет в определенном смысле слова обречено на постоянное противоборство, на «хромающее развитие» и политическую нестабильность.


 

3. Гражданское общество  и государство

Эти понятия чрезвычайно  актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие государственности в нашей  стране не совпадало с развитием  гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как  подданных того или иного государя, но как граждан. Слово "гражданин" вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому "град", т.е. город. Гражданин - житель города, полиса в античной Греции. Интересно  отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города-государства, называли "политикос", а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как "идиотикос", т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку  гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью  каждого

308

гражданина является достижение всеобщего блага. Человек, по Аристотелю, "zoon politicon", т.е. общественное животное, в сферу жизни которого входит семья, общество и государство.

В последующей истории  философской мысли подчеркивалось, что государство призвано контролировать сферу реализации частных интересов (Гегель), что собственно и позволяет  развиваться гражданскому обществу, а не превратиться в арену "войны  всех против всех". С другой стороны, в концепции К. Маркса гражданское  общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической  формации. Исчезновение классовых антагонизмов должно было, по мысли К. Маркса, привести к исчезновению насилия и государства. Отношения между гражданским  обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т.е. насилием. В этом собственно и заключена  основная философская проблема в  понимании общества, государства  и человека. Без власти и насилия  одних над другими не может  существовать никакое государство, на что обратил внимание еще Макиавелли. С другой стороны, как остроумно  сказал Талейран Наполеону: "Штыки, государь, годятся для всего, но вот  сидеть на них нельзя". Следовательно, суть государства не в силе или  насилии, а в опоре на общественное мнение граждан. Государство, как заметил  русский религиозный мыслитель  Вл. Соловьев, не предназначено для  осуществления рая на земле; оно  существует, чтобы предупредить ад.

Эти моменты особенно важно  подчеркнуть, поскольку и гражданское  общество и государство развиваются, эволюционируют и это отражается на понимании этих феноменов миллионами людей. Еще античный мыслитель Антисфен, отвечая на вопрос, как следует  обращаться с политикой, отвечал: "Как  с огнем: не подходить слишком  близко, чтобы не обжечься, и не очень  удаляться, чтобы не замерзнуть". Что же можно сейчас представить в качестве модели гражданского общества на современном этапе развития мирово'й цивилизации? Прежде всего, это авторитет права, господство "его величества Закона". Еще в античную эпоху возникает представление о естественных

309

(священных) правах человека, которыми он наделен в силу  факта своего рождения. Они рассматриваются  как следствие общности природы  всех людей или способ реализации  единого для всех божественного  закона. Другой аспект права неразрывно  связан с особенностями того  или иного государства на данном  этапе его развития. Право как  система законов и правосознание  как важнейший элемент правовой  культуры общества исторически  изменчивы и зависят от социальной  структуры общества, отношений собственности,  морали, общественной психологии, религии,  традиций и т.д. Правовое государство  - это не только власть и  законы, но и общественный договор,  т.е. готовность граждан исполнять  эти законы и реальная готовность  и способность государства уважать  и защищать права граждан. Человек  может быть лично несогласен  с властью и законами, но он  обязан их исполнять наравне  с другими гражданами. Равенство  в правах и обязанностях перед  законом не только по вертикали,  но и по горизонтали (т.е.  социальные связи между людьми) представляет собой важнейший  принцип гражданского общества. Несогласие с системой права  и законами может и должно  выражаться в многообразных формах  политической жизни общества, в  деятельности партий, общественных  объединений и т.п. Единственное  условие - сохранить правовое  государство, без чего невозможно  развитие гражданского общества. Все многообразие действий разных  политических сил может и должно  быть реализовано в цивилизованных  формах, исключающих насилие, ложь, обман и другие способы манипулирования  волей и сознанием людей.

В правовом государстве вопрос о соотношении прав человека и  государства решается так, как записано в ст. 2 Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства". К числу первостепенных прав человека относится право частной  собственности как механизм обеспечения  всеобщего интереса в условиях индивидуальной заинтересованности каждого гражданина.

Для обеспечения прав и  свобод гражданина еще в античном мире выработан принцип демократии, народовла-

310

стия, предусматривающий  право на участие каждого в  управлении государством. Выдающийся афинский политический деятель Перикл так характеризовал демократию: "У  нас государственный строй таков, что не подражает чужим порядкам; скорее мы сами служим примером для других, чем подражаем кому-нибудь. И называется наш строй демократией, ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства. По законам в частных делах все имеют одинаковые права; что же касается уважения, то в общественных делах преимущество дается сообразно с тем, насколько каждый славится в том или ином отношении - не в силу поддержки какой-нибудь партии, а по способностям. Никогда также человек, способный принести пользу государству, не бывает лишен к тому возможности из-за бедности, вследствие ничтожности своего положения..."

Важно подчеркнуть, что демократия - это не власть большинства, а защита прав и свобод меньшинства и, в  конечном итоге, каждого человека. Реализация демократического принципа в жизни  любого общества и государства представляет собой очень трудную задачу. Суть проблемы в том, что демократические  принципы должны войти в "плоть  и кровь" человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности. Если в духовной культуре народа не сложилась еще парадигма "свобода в рамках закона", а  господствует авторитарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданского общества. Пока миллионы граждан не доверяют власти и не считают строгое  соблюдение законов нормой жизни, общество будет в определенном смысле слова  обречено, на постоянное противоборство, на "хромающее развитие" и политическую нестабильность. Государство принуждает людей к соблюдению законов, карая  за их нарушения, но в то же время  это не способствует развитию гражданского и правового самосознания как  доминирующей системы ценностей. В  свою очередь, это может объясняться  тем, что еще не сформирована в  достаточной степени культурная потребность общества в таких  ценностях.

311

В России развитие государства  и гражданского общества существенно  отличалось от аналогичных процессов  на Западе. Там эволюция государства  и гражданского общества была двуединым  процессом, итогом которого стало формирование личности, защищенной от произвола  власти на основе частной собственности. В нашей стране примат государственности  в различных ее формах на долгие годы затормозил развитие гражданского общества и его институтов, сделав человека винтиком огромной государственной  машины. Даже сейчас, на рубеже столетий, при наличии законов, призванных стимулировать процесс создания гражданского общества, очевидно, что  преодоление стереотипов сознания, складывавшихся десятилетиями, невозможно изменить на протяжении жизни одного поколения. Говоря словами А. П. Чехова, процесс выдавливания из себя по каплям раба имеет длительную историческую перспективу.

Понятие глобальных проблем

 

    Глобальные  проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Критериями  выделения глобальных проблем является следующее:

  • повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;
  • неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;
  • разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

 

    Данные  проблемы, которые существовали  прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху  планетарный характер. Таким образом,  время возникновения глобальных  проблем совпадает с достижением  индустриальной цивилизацией апогея  в своем развитии. Это произошло,  примерно, в середине XX в.  
    Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

Обобщив известное о глобальных проблемах  современности, их можно свести к  трем основным:

  1. возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
  2. возможность всемирной экологической катастрофы;
  3. духовно-нравственный кризис человечества.

 

    Интересно  то, что при решении третьей  проблемы первые две решаемы  почти автоматически. Ведь духовно  и нравственно развитый человек  никогда не примет насилия  ни по отношению к другому  человеку, ни по отношению к  природе. Даже просто культурный  чёловек не оскорбляет окружающих  и никогда не выбросит мусор  на тротуар. С мелочей, с  неправильного индивидуального  поведения человека вырастают  и глобальные проблемы. Лучше  сказать, что глобальные проблемы  коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует,  они не исчезнут и во внешнем  мире. Решить третью глобальную  проблему, которая по сути является  первой, наиболее трудно. Это невозможно  сделать механическим путем, как  можно было бы поступить с  двумя первыми. Ее решение связано  с воспитанием и формированием  духовно-нравственной личности.

Информация о работе Гражданское общество и государство