Гносеология – учение о познании.
Познание как процесс
получение новых знаний
- Учение
о познании и проблема познания. Философский
спор о природе познания.
- Истина
абсолютная и относительная; их соотношение.
- Соотношение
философской религиозной и научной истины.
(1)Познание процесс целенаправленный
активного отображение действительности
в сознании человека(активный субъект).
Современная гносеология в основном базируется
на принципах гностицизма.
Принципы:
- Диалектики
- Историзма(в
то время когда она существовала)
- Практики
– практика считается главным способом
познания.
- Принцип
познаваемости
- Принцип
объективности – полученные знания должны
зависеть от желания.
- Принцип
активного творческого отображения
- Принцип
конкретности.
Структура познания:
- Познающий
субъект(человек и общество)
- Объект(весь
окружающий мир(бытие))
- Истина
– адекватное и достоверное отражение
объекта субъектом
- Заблуждение
– неадекватное знания, не достоверное
отрожение.
- Оценка
– логическое осмысление окружающей действительности
через законы, понятия категории и цепкости.
- Практика
– это конкретное деятельность человека
по преобразованию окружающего мира.
Спор о природе познания
– это спор философов нового времени
о роли чувств и разума в процессе
познания. Современность + интуитивное
познание – это такое познание,
при котором истина самостоятельно приходит
к человеку на бессознательном уровне.
Разные понимания истины:
-Истина – это соответствие
действительности.
-Истина – это полезность
знания, т.е. его эффективность.
-Истина – это соглашение
-Истина – это то что
разделяют большинство.
Истина бывает:
- Абсолютная
– это полное исчерпающее знания о действительности
в целом. Это идеал который не будет никогда
достигнут хотя познание к нему стремится.
Может рассматривается как элемент который
в будущем никогда не будет опровергнут.
- Относительная
– выражает изменчивость и рассматривается
как не полное не завершенное знание о
действительности которое углубляется
и уточняется по мере развития практики
и познания. Может рассматриваться как
часть абсолютной.
Абсолютная и относительная
истина – это не разные сорта
или виды истин, а одно и тоже истинное
знания с этими свойствами. В процессе
познания истина и заблуждение – это две
неразрывные противоположные стороны.
Заблуждение неизбежно.
Заблуждение – это не достоверные
не совпадающие с объектом знания которые
возникают из-за ограниченности, неразвитости
практики или самого познания.
Критерии истины:
- Умозрительные
заключения.
- Декарт
считал ясность и отчетливость.
- Общая
значимость
- Чувственность
- Истина
то что полезно
- Практика(деятельность,
опыт в целом)
Гегель, Чернышевский, Соловьев.
Как свободу человека Хай Дегер.