Герменевтический дискурс: от интерпретации к пониманию

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли и философское осмысление места герменевтики в гуманитарном познании. Рассмотреть и подробно проанализировать такие познавательные процессы как понимание и объяснение, которые и в истории философии, и в современных философских учениях остаются проблемными и во многом дискуссионными.
В рамках данной темы ниже будут рассмотрены работы философов, посвященные непосредственно проблемам герменевтики. Огромная заслуга в определении места герменевтики принадлежит Гадамеру, Хайдеггеру, Рикеру, Бэтти, Дильтею. Благодаря работам этих великих мыслителей проблемы интерпретации и понимания получали и продолжают получать разностороннее освещение.

Содержание

Введение.
1. Становление герменевтики как универсальной теории понимания.
2. Герменевтика как методология гуманитарного познания (Дильтей).
3. Герменевтика как философия (Хайдеггер).
4. Разделение традиционной и философской герменевтики (Гадамер, Бэтти).
5. Герменевтика как способ бытия (Рикер).
6. Герменевтический методологический стандарт.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

статья.docx

— 43.77 Кб (Скачать)

Специфической особенностью гуманитарного методологического  стандарта является тот факт, что  главным средством анализа гуманитарных явлений выступает язык. Слово  здесь является и средоточием  всех гуманитарных проблем, и системообразующим  элементом культуры. Из этого следует, что принципы анализа слова должны быть распространены на анализ культуры.

К особенностям герменевтического методологического  стандарта относится его диалоговый характер. Еще одна специфическая  черта герменевтического стандарта  – наличие психологического фактора.

Субъективные  пристрастия и намерения автора, особенности его внутреннего  мира, сформированного системой воспитания, образования и ценностей определенной культуры, его принадлежность к определенному  социальному сословию, материальные условия его жизни и (одним  словом – биография) – все это  фон, оказывающий существенное влияние  на смысл текста. Это внелингвистический контекст. Ему особое внимание уделялось  в период ранних методологических концепций  в герменевтике (когда понимание  отождествлялось с эмпатией, сопереживанием, вживанием во внутренний мир автора). В современной герменевтике понимание  все в большей степени связано  не с психологическим моментом, а  трактуется как семантическая и  общефилософская категория.

Важное  место в герменевтическом стандарте  принадлежит интерпретации, терпимости ко множественности интерпретаций (поскольку это творческий акт). Понимание  и интерпретация обеспечиваются такими методологическими приемами, как герменевтический круг, вопросно-ответные методики (анкетирование), психологические  и семиотические приемы. 
 

Вывод.

Итак, цель интерпретации – понимание, которое всегда отличается от принятого для интерпретатора изначального инварианта смысла, в противном случае оно будет представлять собой изначально понятое и по этой причине не требующее интерпретации. При этом интерпретация понимается как процедура соотнесения смыслового инварианта с его словесным выражением, а понимание – как окончательное формирование единства между ними.

Особый интерес  к герменевтике в последние время  продиктован широким рассмотрением  текста как объекта понимания, а  смысла текста как результата понимания. Текст выступает средством общения, следовательно, не только отображает особенности  социальных условий его создания, но активно воздействует на их преобразование. Говоря о бытийных смыслах, которые  обуславливают «жизнь» текста, возможность  обращения к нему, понимание его  другими людьми, данная проблема выводится  на философский уровень, а категории  «понимание», «интерпретация», «герменевтический  круг» становятся философскими категориями.

Герменевтика  является несциентистским, иррационалистическим, языкоцентристским учением, которое поднимает важные философские проблемы понимания культуры, интерпретации, методологии гуманитарного познания, истины, межличностного и межкультурного общения.

Герменевтику представляют мыслители самых разных теоретических ориентаций. Поэтому философская герменевтика сегодня скорее представляет постановку и нащупывание, попытку осмыслить наиболее актуальные проблемы, связанные с пониманием между людьми в самых различных областях жизни: экономической, социально-политической, духовной.

Герменевтические  методы являются наиболее адекватным средством познания цельного жизненного опыта человека, представляющего собой единство индивидуальных жизненных практик. Познание человеческого опыта начинается с «предварительных предпосылок», связанных с традицией и развертыванием событий в герменевтическом круге. Эти «предварительные предпосылки» являют собой первичное понимание, которое углубляется по мере вовлеченности человека в мир.

Список  используемой литературы.

  1. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. (Пер. с нем. Е.В. Борисова) // (эл. вар.)
  2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.
  3. Дильтей В. Введение наук о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987. - C. 128.
  4. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М., 1991.
  5. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика: Критический анализ. – Мн.: Изд-во «Университетское», 1984
  6. Майборода Д.В. Герменевтика. //Всемирная энциклопедия: философия. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001, С. 229
  7. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр. и вступит, ст. И. Вдовиной. - М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2002. - 624с.
  8. Хайдеггер М. Бытие и время.- М., 1995.
  9. Шлейермахер Ф. Герменевтика. // Общественная мысль. - № 4, 1993 - С.224-236.
  10. Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы. – Контекст. Литературно-

    критические исследования 1989-1991. – М.: Наука, 1989-1991. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ОДЕССКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им И.И.МЕЧНИКОВА

     ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

     ФИЛОСОФСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

     ИСТОРИЧЕСКИЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ФИЛОСОФИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Волчанова Ольга

     студентка 4го курса

     заочного  обучения

     философского  факультета 
 
 
 

     ОДЕССА  – 2010

Информация о работе Герменевтический дискурс: от интерпретации к пониманию