Герменевтический дискурс: от интерпретации к пониманию

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли и философское осмысление места герменевтики в гуманитарном познании. Рассмотреть и подробно проанализировать такие познавательные процессы как понимание и объяснение, которые и в истории философии, и в современных философских учениях остаются проблемными и во многом дискуссионными.
В рамках данной темы ниже будут рассмотрены работы философов, посвященные непосредственно проблемам герменевтики. Огромная заслуга в определении места герменевтики принадлежит Гадамеру, Хайдеггеру, Рикеру, Бэтти, Дильтею. Благодаря работам этих великих мыслителей проблемы интерпретации и понимания получали и продолжают получать разностороннее освещение.

Содержание

Введение.
1. Становление герменевтики как универсальной теории понимания.
2. Герменевтика как методология гуманитарного познания (Дильтей).
3. Герменевтика как философия (Хайдеггер).
4. Разделение традиционной и философской герменевтики (Гадамер, Бэтти).
5. Герменевтика как способ бытия (Рикер).
6. Герменевтический методологический стандарт.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

статья.docx

— 43.77 Кб (Скачать)
 
 

Тема: «Герменевтический  дискурс: от интерпретации к пониманию».

План

Введение.

  1. Становление герменевтики как универсальной теории понимания.
  2. Герменевтика как методология гуманитарного познания (Дильтей).
  3. Герменевтика как философия (Хайдеггер).
  4. Разделение традиционной и философской герменевтики (Гадамер, Бэтти).
  5. Герменевтика как способ бытия (Рикер).
  6. Герменевтический методологический стандарт.

Заключение.

Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В контексте  западной философии  второй половины 20 – начала 21 века герменевтический дискурс является одним из наиболее интересных и остро дискутируемых. Современная герменевтика противостоит таким подходам как структурализм и постструктурализм, вызывая собой значительный интерес в философском знании, а также многочисленные споры среди ученых относительно претензии герменевтики занять одну из главных ниш в области современной культуры и философской науки.

Дабы  дать более четкую характеристику понятию  герменевтика обратимся к энциклопедическим данным: «герменевтика – направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия». Согласно общепринятой трактовке, герменевтика это искусство истолкования и понимания.

Исследовательский интерес к проблеме объяснения и понимания обусловлен тем, что всегда есть непонимание. Поскольку понимание является неотъемлемой частью коммуникации во всех сферах человеческой деятельности во все времена. А понимание и правильное истолкование понятого - это и есть герменевтический метод получения гуманитарного знания.

Актуальность  данного исследования определяется интересом современных исследователей к феномену герменевтики, а также в возможности выявить тенденции развития герменевтики в ближайшем будущем, возможности влияния герменевтической философской школы на науку.

Целью исследования является определение  роли и философское осмысление места герменевтики в гуманитарном познании. Рассмотреть и подробно проанализировать такие познавательные процессы как понимание и  объяснение, которые  и в истории философии,  и в современных  философских  учениях   остаются   проблемными   и   во   многом дискуссионными.

         В рамках данной темы ниже  будут рассмотрены работы философов,  посвященные непосредственно проблемам герменевтики. Огромная заслуга в определении места герменевтики принадлежит Гадамеру, Хайдеггеру,  Рикеру, Бэтти, Дильтею. Благодаря работам этих великих мыслителей проблемы интерпретации и понимания получали и продолжают получать разностороннее освещение.

Глава 1. Становление герменевтики как универсальной теории понимания.

Слово "герменевтика" греческого происхождения: hermeneuein означает "возвещать", "толковать", "разъяснять". Под герменевтикой (от греческого слова hermeneutike - искусство разъяснения, толкования) в широком смысле понимают теорию и практику толкования текстов. Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Истоки  герменевтики восходят к античности и связаны с аллегорической интерпретацией мифов. Первыми герменевтами в средневековье были теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. Утверждалось, что высшая истина сосредоточена в прошлом, в Священном писании; главное — ее правильно истолковать. Считалось, что текст необходимо понимать из него самого, как бы изнутри. Герменевтику использовали не только в литературе, но и в музыке (интерпретируя музыкальные образы), юриспруденции (истолковывая законы).

В эпоху  Возрождения формируется филологическая герменевтика, поскольку с реабилитацией древней культуры возникает необходимость очищения античных и других восточных текстов от схоластических искажений, возвращения им первоначального смысла.

Решающее  значение для становления герменевтики в качестве самостоятельной дисциплины имела Реформация. Если католическая теология опирается на традицию интерпретации  Св. Писания, то в протестантской теологии за Св. Преданием отрицается сакральный статус. Оно перестает служить  непререкаемым каноном истолкования Библии. Тем самым задача, стоящая  перед герменевтами, разрастается до невиданных размеров. На протестантской основе и вырастает герменевтика как особая дисциплина - учение о  методах интерпретации.

В Новое  время появляется философская герменевтика как метод познания культурно-исторических реальностей, как метод исторической интерпретации. Возникновение философской  герменевтики было реакцией на позитивистское мышление в европейской философии, а одним из непосредственных ее источников был немецкий романтизм, который  отстаивал своеобразие и взаимную несводимость различных культур.

Одно  из центральных мест в историческом движении герменевтических идей занимает герменевтика Фридриха Шлейермахера. Он справедливо считается одним из создателей герменевтического метода и общей (универсальной) герменевтики, претендующей на решение уже собственно философских, задач. Герменевтика Шлейермахера является отправным пунктом для многих современных концепций. Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст. Последний аспект получил названия выразительного и долгие годы был собственным предметом понимания и толкования. Шлейермахер отдавал, правда, предпочтение разработке "технической", т.е. субъективной, психологической интерпретации.

Основной  процедурой психологической интерпретации  является "вживание" толкователя  в душевный мир автора. "Вживание" и "эмпатия" (вчувствование) в принципе возможны потому, что и исследователь  текста, и его автор суть индивидуальные выражения одной и той же сверхиндивидуальной жизни (духа).

Шлейермахер обратил внимание на круговой характер процесса понимания (так называемый герменевтический круг): понимание  части (например, отдельного слова) невозможно без понимания целого (в частности, того предложения, в которое это  слово входит), но понимание целого, в свою очередь, предполагает понимание  частей.

Прежде  всего, он высказал мысль о том, что  предметом герменевтики является текст. Тексты – это памятники, отделенные от исследователя временем, историческими, культурными, языковыми традициями. Отсюда -существуют «барьеры», препятствующие проникновению в смысл памятника (текста). Цель герменевтики – устранение этих барьеров, а потому необходимо уметь и переводить, и интерпретировать, и комментировать, и владеть искусством диалога (текст – «застывшая речь», а потому методом его истолкования может быть диалог между интерпретатором и текстом), и др. Шлейермахер дополняет герменевтику новыми принципами: принципом «лучшего понимания», когда исследователь ставит цель: понять текст и его автора лучше, чем автор понимал себя и собственное творение. В дальнейшем, уже в современной герменевтике, этот принцип широко дискутируется и уточняется.

Таким образом, можно сказать, что Шлейермахер  представил первое систематическое  изложение герменевтического метода, которое было одновременно и попыткой создать методологию исследования гуманитарных наук, однако, как считают  специалисты в области герменевтики, Шлейермахеру не удалось создать  герменевтическую философию: его герменевтика представляет собой одну из ее разновидностей – это филологическая герменевтика. Главное, что ему не удалось, –  это ответить на вопрос: как произведение прошлого обретает новую жизнь в  современной интерпретатору культуре? Его герменевтика не решает важнейшей  проблемы взаимодействия истории и  современности. 

Глава 2. Герменевтика как  методология гуманитарного  познания (Дильтей).

Следует отметить, что попытки обоснования  гуманитарного знания и построения его методологии неоднократно имели  место. Этапом истории герменевтики была концепция Вильгельма Дильтея, в рамках которой герменевтике приписывается особая методологическая функция. Понимание, с которым имеет дело герменевтика, представляет собой, согласно Дильтею, не просто некий аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания ("наук о духе") вообще. Заслуга Дильтея заключается не в том, что он выдвинул тезис об особом статусе понимания в историко-гуманитарных науках ("науках о духе"), а в том, что он предпринял попытку систематического развития этого тезиса. Дильтей полагал, что герменевтическая методология способна придать гуманитарному знанию статус научного.

Герменевтика  у Дильтея - часть более широкого методологического проекта. Цель последнего - обосновать особую значимость историко-гуманитарного  познания, несводимость процедур такого познания к процедурам естественных наук. Своеобразие сферы, с которой имеют дело гуманитарные науки, состоит в том, что познающий субъект сам есть часть той сферы, которую ему надлежит познать. Из этой констатации вырастает знаменитая формула Дильтея, согласно которой "природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем". "Понимание", согласно Дильтею, не противостоит объяснению, а, скорее, дополняет его. Метод понимания у Дильтея – это метод непосредственного постижения духовной целостности. Предмет понимания – внутренний мир человека, внешний мир и культура прошлого. Понимание внутреннего мира осуществляется при помощи самонаблюдения, для понимания внешнего мира и культуры прошлого Дильтей предлагает использовать герменевтику. «Понимание и истолкование - …метод, используемый в науках о духе… Понимание и истолкование содержат в себе все истины наук о духе»

Дильтей в своих работах остро подчеркивает проблему объективности, её критериев. Это есть основная методологическая трудность герменевтики, проблема психологизма. Исходя из того факта, что жизнь может  быть понята только жизнью, Дильтей вводит интуитивно-психологический момент герменевтической активности. Ведь автор и истолкователь принадлежат одному смысловому полю. Следующий этап герменевтического поиска введение объективно-исторического аспекта, поскольку понимание предполагает не только (субъективное) сопереживание, но и (объективную) реконструкцию того культурно-исторического мира, в котором определенный текст возник, и обнаружением, объективацией которого текст является.

 Философ  отмечает, что "возможность постигнуть другого - одна из самых глубоких теоретико-познавательных проблем. Как может индивидуальность сделать предметом общезначимого объективного познания чувственно данное обнаружение чужой индивидуальной жизни?". Пытаясь разрешить эту проблему, Дильтей разрабатывает метод герменевтики, в которой он видит исккусство понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Дильтей сближает историческое познание с искусством, ибо рассматривает целостность исторических образований сквозь призму целостности исторической личности.

Метод понимания у Дильтея – это  метод непосредственного постижения духовной целостности. Предмет понимания  – внутренний мир человека, внешний  мир и культура прошлого. Понимание  внутреннего мира осуществляется при  помощи интроспекции (самонаблюдения), для понимания внешнего мира и  культуры прошлого Дильтей предлагает использовать герменевтику. «Понимание и истолкование - …метод, используемый в науках о духе… Понимание  и истолкование содержат в себе все  истины наук о духе»(1).

Дильтей, определяя герменевтику как метод интерпретации и теорию этого метода, сделал вывод о том, что герменевтика – это не только теория познания общественно-исторической практики, но и логика гуманитарных наук. Так произошла «гносеологизация» герменевтики.

Глава 3. Герменевтика как  философия (Хайдеггер, Гадамер)

В начале 20 века герменевтика становится неотъемлемой частью философского знания, поскольку  теперь это учение о бытии, его  принципах. Происходит непосредственно переход герменевтики в онтологическую плоскость. Такому переходу во многом способствовали труды и идеи немецкого философа М.Хайдеггера (1889-1976).

Онтологическое понимание Хайдеггер трактует как основу и предпосылку всех установок человеческого сознания, которая остается непроясненной обычными средствами теоретического мышления. Обнажить онтологические основания предметности и тем самым расшифровать изначальный смысл мира – вот задача экзистенциально-феноменологической герменевтики. Хайдеггер хочет раскрыть и описать структуры, которые изначальнее нашего сознаваемого Я и которые можно назвать бессознательными. Отправным пунктом анализа Хайдеггер избирает бытие, вернее человеческое бытие, ибо оно есть такое сущее, которому бытие открыто. Понимание у Хайдеггера тождественно открытости тут бытия. Быть в мире, быть открытым и обладать изначальным пониманием, то есть быть герменевтичным, – это, по Хайдеггеру, одно и то же.

Информация о работе Герменевтический дискурс: от интерпретации к пониманию