Однако все это происходило
постепенно и не везде одинаково.
Генезис философии — длительный
процесс. Выше отмечалось, что
философия возникает непосредственно
не из мифологии как таковой,
а из переходных форм, характерных
для обществ бронзового века.
Переходные мировоззренческие формы
— это уже не первобытная
стихийная мифология, а мифология
с элементами самосознания и
систематизации, с понятийными вкраплениями,
с элементами демифологизации
и деантропоморфизации. Если говорить
образно, то можно сказать,
что на уровне переходных мировоззренческих
форм от мифологии как таковой
к философии как таковой в
мантии мифологического мировоззрения
появляются первые дыры, сквозь
которые кое-где начинает просвечивать
реальная, немистифицированная природа.
Особенности генезиса
философии на Востоке и на
Западе. Во всех трех частях
полосы древней цивилизации в
первой половине первого тысячелетия
до н. э. сложилась в общем
одинаковая мировоззренческая предфилософия.
Но уровень предфилософскои науки
был не везде одинаков. В Древнем
Китае и в Древней Индии
такой уровень был ниже, чем
в Вавилонии и в Древнем
Египте. Расхождение, возможно, определялось
тем, что, как говорилось, античный
способ производства проявился
на Востоке слабее, чем на Западе.
На Востоке сама граница между
веком бронзы и веком железа
была стертой. Длительное господство
древнеазиатско-го способа производства
в Азии и в Северной Африке
(Египет) увековечило связанные с
бронзовым веком духовные мировоззренческие
формы. Сила традиции в Афразии
была сильнее, чем в Европе,
где в те времена так и не сложилось
сословие жрецов — в Древней Греции жрецы
существовали при храмах, посвященных
разным богам и находившихся в разных
местах, и объединены не были, как это имело
место особенно в Индии, а также и в других
государствах Афразии, например в Египте,
где жрецы как первостепенная идеологически-политическая
сила иногда противостояли царям-фараонам.
В силу всех этих
причин, а может быть, и благодаря
некоторым психологическим различиям
народов Древнего Китая, Древней
Индии, Вавилонии, Сирии и Финикии,
Иудеи и Израиля, Древнего Египта
философия в Афразии не получила
тех классических форм, которые
она получила в Древней Греции,
т. е. в Европе. Под классическими
формами философии здесь понимается
гармоничное соотношение мировоззренческого
и рационально-системного аспектов
философии, ее связь с науками
и развитие внутри нее логического
аппарата, что в целом позволяет
философии четко отчлениться
от пред- и парафилософии. В
Древнем Китае и в Древней
Индии в силу слабого проявления
там античного способа производства
и слабой связи философии с
науками философия существовала
в несколько иных формах, чем
па Западе. В Вавилонии и Египте
она вовсе не возникла. Древневосточная
философия была недостаточно
вычленена из предфилософии и
недостаточно отчленена от парафилософии,
часто сливаясь с обыденным
нравственным сознанием (в Китае)
и с религиозно-мифологическим
мировоззрением (в Индии).
Обратное влияние философии
на предфилософию. Протофилософия.
С возникновением философии предфилософия,
разумеется, не исчезает. По отношению
к философии она становится
парафи-лософией. Мифология продолжает
существовать в искусстве, в
религии, в обыденном сознании.
В своем мировоззренческом значении
она уже ограничена философским
мировоззрением. Однако взаимодействие
между философией и мировоззренческой
предфилософией — но «пред»
уже в логическом, а не в
историческом аспекте, т. е.
мировоззренческой парафилософией
— продолжается. Что касается
науки, то она получает благодаря
философии некоторый простор
для дальнейшего развития до
ступени теоретической науки.
Но это главным образом в
Европе.
Термины «предфилософия»
и «парафилософии» полезно дополнить
термином «протофилософия» («первичная
философия»). Протофилософия — перворожденная
философия, философия, только
что возникшая из мифологии
под влиянием развивающегося
мышления и несущая на себе
родимые пятна социоантропоморфического
комплекса. Для протофилософии
характерны значительные пережитки
мифологии, неразвитость философской
терминологии, отсутствие достаточного
самосознания, стихийность, а также
отсутствие сколько-нибудь четкого
расчленения па материализм и
идеализм, что является плодом
лишь достаточно зрелой философии.