Генезис философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:27, лекция

Описание работы

Возникновение мировоззрения. Особенности первобытного сознания. Магия и религия. Мышление и воображение. Познавательная роль мифологического мировоззрения. Проблема предфилософской науки. Вопросы генезиса философии. Мифогенная и гносеогенная концепции генезиса философии. Гносеогенно-мифогенная концепция.

Работа содержит 1 файл

чанышев.docx

— 32.11 Кб (Скачать)

 Однако все это происходило  постепенно и не везде одинаково.  Генезис философии — длительный  процесс. Выше отмечалось, что  философия возникает непосредственно  не из мифологии как таковой,  а из переходных форм, характерных  для обществ бронзового века. Переходные мировоззренческие формы  — это уже не первобытная  стихийная мифология, а мифология  с элементами самосознания и  систематизации, с понятийными вкраплениями, с элементами демифологизации  и деантропоморфизации. Если говорить  образно, то можно сказать,  что на уровне переходных мировоззренческих  форм от мифологии как таковой  к философии как таковой в  мантии мифологического мировоззрения  появляются первые дыры, сквозь  которые кое-где начинает просвечивать  реальная, немистифицированная природа.

 Особенности генезиса  философии на Востоке и на  Западе. Во всех трех частях  полосы древней цивилизации в  первой половине первого тысячелетия  до н. э. сложилась в общем  одинаковая мировоззренческая предфилософия.  Но уровень предфилософскои науки  был не везде одинаков. В Древнем  Китае и в Древней Индии  такой уровень был ниже, чем  в Вавилонии и в Древнем  Египте. Расхождение, возможно, определялось  тем, что, как говорилось, античный  способ производства проявился  на Востоке слабее, чем на Западе. На Востоке сама граница между  веком бронзы и веком железа  была стертой. Длительное господство  древнеазиатско-го способа производства  в Азии и в Северной Африке (Египет) увековечило связанные с  бронзовым веком духовные мировоззренческие  формы. Сила традиции в Афразии  была сильнее, чем в Европе, где в те времена так и не сложилось сословие жрецов — в Древней Греции жрецы существовали при храмах, посвященных разным богам и находившихся в разных местах, и объединены не были, как это имело место особенно в Индии, а также и в других государствах Афразии, например в Египте, где жрецы как первостепенная идеологически-политическая сила иногда противостояли царям-фараонам.

 В силу всех этих  причин, а может быть, и благодаря  некоторым психологическим различиям  народов Древнего Китая, Древней  Индии, Вавилонии, Сирии и Финикии,  Иудеи и Израиля, Древнего Египта  философия в Афразии не получила  тех классических форм, которые  она получила в Древней Греции, т. е. в Европе. Под классическими  формами философии здесь понимается  гармоничное соотношение мировоззренческого  и рационально-системного аспектов  философии, ее связь с науками  и развитие внутри нее логического  аппарата, что в целом позволяет  философии четко отчлениться  от пред- и парафилософии. В  Древнем Китае и в Древней  Индии в силу слабого проявления  там античного способа производства  и слабой связи философии с  науками философия существовала  в несколько иных формах, чем  па Западе. В Вавилонии и Египте  она вовсе не возникла. Древневосточная  философия была недостаточно  вычленена из предфилософии и  недостаточно отчленена от парафилософии,  часто сливаясь с обыденным  нравственным сознанием (в Китае)  и с религиозно-мифологическим  мировоззрением (в Индии).

 Обратное влияние философии  на предфилософию. Протофилософия. С возникновением философии предфилософия,  разумеется, не исчезает. По отношению  к философии она становится  парафи-лософией. Мифология продолжает  существовать в искусстве, в  религии, в обыденном сознании. В своем мировоззренческом значении  она уже ограничена философским  мировоззрением. Однако взаимодействие  между философией и мировоззренческой  предфилософией — но «пред»  уже в логическом, а не в  историческом аспекте, т. е.  мировоззренческой парафилософией  — продолжается. Что касается  науки, то она получает благодаря  философии некоторый простор  для дальнейшего развития до  ступени теоретической науки.  Но это главным образом в  Европе.

 Термины «предфилософия»  и «парафилософии» полезно дополнить  термином «протофилософия» («первичная  философия»). Протофилософия — перворожденная  философия, философия, только  что возникшая из мифологии  под влиянием развивающегося  мышления и несущая на себе  родимые пятна социоантропоморфического  комплекса. Для протофилософии  характерны значительные пережитки  мифологии, неразвитость философской  терминологии, отсутствие достаточного  самосознания, стихийность, а также  отсутствие сколько-нибудь четкого  расчленения па материализм и  идеализм, что является плодом  лишь достаточно зрелой философии.


Информация о работе Генезис философии