Генезис философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:27, лекция

Описание работы

Возникновение мировоззрения. Особенности первобытного сознания. Магия и религия. Мышление и воображение. Познавательная роль мифологического мировоззрения. Проблема предфилософской науки. Вопросы генезиса философии. Мифогенная и гносеогенная концепции генезиса философии. Гносеогенно-мифогенная концепция.

Работа содержит 1 файл

чанышев.docx

— 32.11 Кб (Скачать)

 Гносеогенно-мифогенная  концепция. В наших лекциях  мы будем придерживаться гносеогенно-мифогенной  концепции генезиса философии.  О ней мы уже фактически  сказали, когда критиковали мифогенную  и гносеогенную концепцию. Эта  концепция стремится учесть и  роль мифологического мировоззрения,  и роль знания и связанного  с ним мышления. Таким образом,  гносеогенно-мифогенная концепция  генезиса философии признает  два и даже три источника  возникновения философии — мифологическое  мировоззрение, знание и само  обыденное сознание, ходячую   нравственность, которая может быть  непосредственным источником философии.

 Предфилософия. Назовем  духовный источник философии  пред-философией. В самом широком  смысле слова предфилософия—  совокупность развитой мифологии  и начатков наук (математики, астрономии, физики, медицины). Такая предфилософия  — в сущности  дофилософская   парафилософия.  О  парафилософии   можно говорить лишь тогда,  когда образовалась философия.  Тогда философия— ядро, а парафилософия  — оболочка. Но если ядра еще  нет, то парафилософия есть  предфилософия, лишь оболочка, внутри  которой еще предстоит зародиться  ядру. В более узком смысле  слова предфилософия — это  то, что в мифологии и в начатках  наук непосредственно послужило  генезису философии. В мифологии  это стихийная постановка мировоззренческих  вопросов, в начатках наук это  не столько сами знания, сколько  развитие мышления, самого научного  духа и какого-то метода. В комплексе  предфилософии уже начинается  взаимодействие ее мировоззренческой  и научной частей. Плод этого  взаимодействия — переходные  формы между мифологией и философией. В еще более узком смысле  слова предфилософия — это  переходные формы между мифологическим  и собственно философским мировоззрением. В самом же узком смысле  слова предфилософия — это  противоречие между основанным  на эмоциональном, нерациональном  воображении мировоззрением и  начатками научного мышления, между  фантазирующим мифотворчеством  и элементарным научным методам.  Таковы духовные предпосылки  философии.

 Экономические, социальные  и политические предпосылки. Предфилософия,  как ее ни понимать, лишь необходимая,  но недостаточная причина генезиса  философии. Для того чтобы содержащаяся  во всякой предфилософии возможность  философии реализовалась, необходимы  благоприятное для ее генезиса  изменение общественного бытия,  соответствующие экономические,  социальные и политические условия.  Здесь иногда ограничиваются  тезисом, что философия возникает  вместе с разделением общества  на классы и отделением умственного  труда от физического. Эти два  великих исторических события  действительно способствовали возникновению  философии. Но история показывает, что эти события имели место  задолго до возникновения философии.  Поэтому экономические, социальные  и политические условия генезиса  философии надо конкретизировать.

 Две системы рабства.  К. Маркс различал две системы  рабства: патриархальную систему  рабства, направленную на «производство  непосредственных средств существования,  в рабовладельческую систему,  направленную на производство  прибавочной стоимости»'. Вторую  систему рабства можно частично  отождествить с тем, что Ф.  Энгельс называл цивилизацией. «Цивилизация,—  писал Ф. Энгельс,— является  той ступенью общественного развития, на которой разделение труда,  вытекающий из него обмен между  отдельными лицами и объединяющее  оба эти процесса товарное  производство достигают полного  расцвета и производят переворот  во всем прежнем обществе»2. Для  цивилизации, говорит далее Ф.  Энгельс, характерны введение  металлических денег, появление  класса купцов и возникновение  частной собственности на землю,  а также наличие рабского труда  как господствующей формы производства. В «Набросках ответа на письмо  В. И. Засулич» К. Маркс вводит  понятия «первичной формации»  и «вторичной формации». Там  сказано, что «период земледельческой  общины является переходным периодом  от общей собственности к частной  собственности, от первичной формации  к формации вторичной»'. При этом  к первичной формации можно  отнести не только родовое  общество, или первобытнообщинную  формацию, но и часть рабовладельческой  формации, а именно древнеазиатский  способ производства. Начало же  вторичной формации можно связать  с античным способом производства.'

 Древнеазиатский и  античный способы производства. Иногда принято противопоставлять  Древний Восток (Китай, Индия,  Шумеро-Вавилония, Египет) и Древний  Запад (Восточное Средиземноморье,  Древняя Греция и Древний Рим)  фундаментально: на Востоке существовал  только «азиатский способ производства»,  а на Западе — «античный  способ производства». Однако  это несомненное различие в  способах производства все же  скорее стадиальное, чем пространственное. Элементы «азиатского способа  производства» были и в Европе. Это Крито-минойская и Микенская  культуры. Элементы «античного способа  производства» бывали и на  Востоке. Иллюзия исключительно  пространственного распределения  этих двух способов производства  — азиатского и античного —  имеет основание в том, что  древнеазиатский способ производства  в Европе и античный способ  производства в Азии были выражены  не в классической форме, а  фрагментарно. В стадиальном же  смысле античный способ производства  характерен для обществ начала  века железа, а древнеазиатский  способ — для обществ века  бронзы.

 Общества века бронзы. Все раннеклассовые общества  века бронзы имеют ряд более  или менее общих черт независимо  от своего временного (хронологического) и пространственного (хорологического)  положения. Раннеклассовые общества  доколум-бовой Америки аналогичны  обществам века бронзы Евразии,  хотя первые намного позднее  вторых. Экономически для обществ  века бронзы характерны натуральное  хозяйство, связанное с продуктообменом  и предметными деньгами, отсутствие  частной собственности на землю,  устойчивость общины, экономическое  господство деревни над городом,  патриархальный характер рабовладения, его кастовость (почти полная  взаимонепроницаемость классов). Вся  земля считается государственной,  и в этом смысле она «общая»  — такую трансформацию приобретает  характерная для «первичной формации»  недифференцированная собственность  в обществах века бронзы. С  социально-политической стороны  эти общества все еще сохраняют  присущие родовому строю непосредственные  личные отношения между людьми. Однако в условиях классового  общества и государства личные  отношения приобретают форму  личностного господства и подчинения. Безличного правового сознания  еще нет. Положение человека  в обществе определяется его  личной причастностью к государственной  власти, к обожествляемому главе  государства— «восточный» деспотизм!  С идеологической стороны общества  века бронзы отличаются наличием  в них государственной религии  как первой формы идеологии  и государственного сословия  жрецов в качестве первых идеологов,  выводящих «восточный» деспотизм  и социальную иерархию из самой  структуры мифологизированного  мироздания. Однако для обществ  века бронзы характерны также  зарождение переходных форм между  мифологией и философией, начало  искусства, не связанного с  религией, и начало пауки.

 Общества века бронзы  возникли в третьем тысячелетии  до и. э. Во втором тысячелетии  можно говорить о полосе древней  цивилизации, протянувшейся через  Старый Свет между 40 и 15 градусами  северной широты. К югу и к  северу от этой полосы продолжал  господствовать неолит. Внутри же  упомянутой «полосы» образовались  три очага древней, «бронзовой»  цивилизации: восточный —Китай (государства  Шан-Инь, 18—12 вв. до п. э., и Западное  Чжоу, 12—8 вв. до н. э.), средний  — Индия (Хараппское государство, 25—16 вв. до н. э., и арийские  государства первой половины  первого тысячелетия до н. э.). Третий, западный очаг более сложен. Сюда входили самые древние  цивилизации Шумера — Аккада  и египетского Древнего царства.  Именно здесь общества века  бронзы возникли ранее всего  — в третьем тысячелетии до  п. э. Далее в этот очаг  культуры вошли также Древневавилонское  (середина второго тысячелетия  до н. э.) и Нововавилонское  (612—538 гг. до н. э.) царства, Сирия,  Финикия и Палестина, Среднее  и Новое царство в Египте, а  также и поздний, Саисский Египет (650—525 гг. до н. э.). Сюда же принадлежали Критское (первая половина второго тысячелетия до н. э.) и Микенское государства вместе с другими ахейскими государствами (вторая половина второго тысячелетия до н. э.).

 Если восточная часть  полосы древней цивилизации была  отделена от средней части  природой (горы и пустыни), то западная  от средней — своего рода  культурным барьером: населявшие  Иранское плоскогорье мидяне  и персы отставали в своем  культурном развитии от цивилизаций  Индии, с одной стороны, и  Месопотамии— с другой, а потому  больше разделяли эти культуры, чем их связывали.

 

 Общества начала века  железа. Социально-экономически для  этих обществ характерны начало  товарно-денежных (вещных) отношений,  дополняющих, а затем и частично  вытесняющих личные отношения  людей, выделение ремесла из  сельского хозяйства, завершение  развития денег до их законченной  монетной формы, появление торгового  капитала, начало частной собственности  на землю, купля-продажа земли,  разложение общины, установление  экономического господства города  над деревней, упразднение долгового  рабства и проникновение рабского  труда в сферу производства, производство  прибавочного продукта (стоимости). С социально-политической стороны  в этих обществах па основе  вещных отношений создается безличное  писаное право. Эти общества  характеризуются также политическим  господством города над деревней, ожесточенной политической борьбой  за власть (борьба царств и  общинной имущественной знати  против аристократии в Китае,  борьба варны кшатриев против  брахманов в Индии, торгово-ремесленных  слоев городского населения —  «демоса» — против землевладельческой  аристократии в Элладе), иногда  республиканско-демократической формой  политической жизни. С идеологической  стороны общества начала века  железа характеризуются зарождением  философии и дальнейшим развитием  науки вплоть до достижения  ею в некоторых своих пунктах  ступени дедуктивной науки.

 Вторая ступень в  развитии раннеклассовых обществ  прослеживается в Китае во  времена Восточного Чжоу (периоды  Чуньцю, 8—5 вв. до н. э., и Чжаньго, 5—3 вв. до н. э.), в Индии во  времена государств Магадха и  Маурья (5—2 в. до н. э.). Что  касается третьей, западной части  полосы древней цивилизации, то  она в своем историческом развитии  в значительной части была  отброшена назад, оказавшись порабощенной  сравнительно отсталой Персией  в эпоху династии Ахеменидов (6—4  вв. до н. э.). Ростки нового, например  реформа фараона Бокхориса в  Египте, согласно которой было  отменено долговое рабство и  которую позднее изучал Солон,  произведший затем сходную реформу  в Афинах, были затоптаны завоевателями-персами.  Поэтому на Западе вторая ступень  в развитии раннеклассового общества  нашла свое выражение лишь  в ряде передовых полисов Эллады, где и возникла древнезападная  философия.

 

 Генезис философии. 

 Скачок в развитии  производительных сил в связи  с переходом от бронзы к  железу увеличил возможности  людей и повысил их уверенность  в своих силах перед лицом  подавляющего их мира богов-деспотов, еще более активизировал их  практическую деятельность, привел  к дальнейшему увеличению знания  и развитию мышления.

 Товар как чувственно-сверхчувственная  вещь и то, что «монета, помимо  своего действительного бытия  в виде отдельного куска золота  определенного веса, получает идеальное  бытие, вытекающее из ее функции»2, способствовали абстрагированию  общественного бытия и общественного сознания, столь важному для подъема мировоззренческого сознания на второй уровень. Развернувшаяся политическая классовая борьба подрывала авторитет традиции, в том числе и мировоззренческой. Ведь во всех обществах века бронзы, где религиозно-мифологическое мировоззрение стало исполнять охранительную социально-идеологическую функцию, дальнейшее углубление мировоззрения посредством знания и критического мышления было заторможено. Их достигнутый уровень был ограничен узкой сферой специального знания. Последнее же, став делом жреческого сословия, было сакрализо-нано, засекречено, и развитие его остановилось. Выход на политическую арену новых классов, дальнейшие войны и революции разрушали традицию. В результате возникла общественная потребность в ином мировоззрении, отвечавшем уровню, образу жизни, интересам новых общественных сил, слоев, классов. Заложенная в предфилософии возможность философии стала реали-зовываться.

 Генезис философии  следует понимать как возникновение  второго уровня мировоззрения.  Подъем на второй уровень для  мировоззрения стал возможным  благодаря 

 росту наук, что стимулировало  зарождение высшей части идеологической  надстройки. Философия возникает  как разрешение противоречия  между мифологической картиной  мира, построенной по законам  воображения, и новым знанием  и мышлением. Иначе говоря, философия  зарождается как распространение  мышления с узкой сферы специального  знания на все мироздание. Само  по себе мышление не есть  философия. Философия — это  мировоззренческое мышление или  мыслящее мировоззрение. Основной  вопрос мировоззрения принимает  в философии форму основного  вопроса философии. Авторитет  разума занимает место авторитета  традиции. Поиски генетического  начала мира дополняются поисками  субстрата, субстанции, отчего само  генетическое начало приобретает  качественно иной характер. Понятие  субстрата и тем более субстанции  становится основой системности  философии, которая невозможна  без рационализированности мышления. Так возникает философия как   системно-рационализированное  мировоззрение.   Природа  деантропоморфизируется  и демифологизируется.

Информация о работе Генезис философии