Гендерная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:11, реферат

Описание работы

Тайна пола – важнейшая тема мировой философии. Пол человека во все времена играл огромную роль в его жизни и деятельности, являясь естественной основой всей его индивидуальности. Понимание и решение многих проблем постиндустриального мира невозможно без анализа гендерных структур социума.

Содержание

Заказ №194269 1
Оглавление 2
Введение 3
1. Подход в изучении гендера, его основные теории 5
2. Эволюция гендерной философии 9
3. Гендерная философия в поисках субъекта 15
Заключение 24
Литература 25

Работа содержит 1 файл

Реферат по Философии !!!.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      Согласно  данной точке зрения, стать номадой - это обрести гибкую позицию в  отношении своего места, своей роли, своей исключительности, в том числе своего языка. Подобная гибкая активность представляет собой один из способов сопротивления социальной иерархии.17 Проблематизируя понятия субъектности, гендера, гендерной идентичности, Р. Брайдотти предлагает мыслить изменчивую женскую идентичность «по ту сторону» прямых или завуалированных форм доминации и насилия.18

      Посредством идей нестабильности субъекта и поливариативности  его реализации и проявления в  социуме гендерная философия  объективирует идентичность субъекта как нечто не сводимое к структуре или функции, носящую фрагментированный характер, балансирующую между разнообразными полярностями женской и мужской, а также различными расовыми и классовыми идентичностями.

      Тесная  методологическая связь философии гендера и постмодернизма наблюдается в плане понимания нестабильности субъекта, его обусловленности конструирующими воздействиями со стороны власти, приводящей к фактической смерти субъекта. Однако с позиции гендерного подхода подобное «умирание» может стать основой свободной мысли, слова и действия. Согласно феминистской традиции, субъект конструируется и перестраивается на основе властных механизмов, в связи с чем субъект -это не готовый продукт или результат, но перманентный процесс, обладающий самоизменения, а следовательно, переопределения власти.19

      Предпринимающаяся в рамках философии гендера деконструкция  субъекта, позволяющая вскрыть систему  властных отношений, его определяющую, помогает взглянуть на категорию  субъекта как на нуждающуюся в переосмыслении и переопределении, открытую для новых изысканий и поиска иных смыслов.

      Ранее не санкционированные попытки переопределения  субъективности в русле гендерной  методологии были осуществлены в  рамках перформативной теории Д. Батлер.

      Деконструкция субъектности осуществляется ею на основе деконструкции самого понятия «гендер»: критически рассматривается его обусловленность властными отношениями и плюрализируются сами определения гендера. Д. Батлер предлагает отказаться от иерархизации понятий. С ее точки зрения, недопустимо разделять категории на дискурсивные (гендер) и предискурсивные (пол) или же на «социальное» и «природное». Биологический понимается ею включенным в социокультурный пол - гендер, не существующим вне культурных маркеров.

      Самоидентификация по Д. Батлер связана не с сущностью, а с поведением, которое носит прежде всего имитационный характер. Отсюда проблема идентичности - это проблема постоянного поиска сочетания формы имитации, символа, звука и того, что он выражает.20 При этом само «Я» возникает только как эффект внутри действия матрицы гендерных отношений и процесса «гендеризации».21

      Резюмируя можно отметить, что сущность теории Д. Батлер не в том, что гендер выражается при помощи действий, жестов или  речи, а в том, что перформация производит иллюзию существования внутреннего ядра гендера и гендерной субъектности. Однако таковой изначальной сущности просто не существует.22

      Ценность  подобных измышлений в открытии перспектив возможного изменения, разрушения властных оснований, сконструированного субъекта, скованного гендерной идентичностью. Возникает понимание, что подлинное освобождение от иллюзии обреченности, от социальной заданности идентичности предоставляет действие, посредством своей парадоксальности и несогласованности традиционным нормам, разрушающее властные схемы социума и индивида.

      Важным  шагом в развитии открытой дискуссии, направленной на преодоление эссенциалистских стремлений зафиксировать все возможные вариации идентичности (гендерную, расовую, классовую, этническую и сексуальную), можно считать появление queer-теории.

      Этимология  ее центрального термина, калькированного  с английского, берет свое начало в сленге. В переводе данное слово  имеет несколько конкурирующих, подчас эпатажных значений (как прилагательное - странный, чудаковатый, эксцентричный, сомнительный, подозрительный, пьяный, поддельный, сумасшедший; как глагол - портить, расстраивать планы, обманывать). Впервые применительно к идентичности этот обескураживающий термин был использован Т. Де Лауретис относительно сложившегося в обществе отношения к практике женской гомосексуальности.

      В русскоязычной версии наиболее точно  содержание общественного мнения по данному вопросу может быть отражено сленговым словом «отстойный».23

      Возникнув в понятийном поле «лесбийской философии», категория «queer-субъект» вовсе не связывалась своей создательницей исключительно с конкретным полом.

      Этот  термин был призван показать независимость  субъекта от каких-либо культурно организованных нормативов и ценностей, его бунтарскую составляющую, которая посредством анормального, внетрадиционного поведения подвергает сомнению укоренившийся социальный порядок и устоявшиеся нормы.

      Queer-субъект -нарушитель общественного спокойствия -действенной практикой своего бытия деконструирует рациональный уклад жизни, приоткрывает иные, альтернативные способы реальности, вдыхает новую жизнь в общественное устройство и в существование индивидов, демонстрирует поливариативность норм и ценностей, не исчерпывающихся мэйнстримом.

      Подрывающая эссенциализм энергетика «queer-исследований» делает их на сегодняшний день чрезвычайно популярными. Кроме того, эти теоретико-методологические поиски чрезвычайно эффективны в плане демонстрации разнообразных проектов сопротивления, предоставляют множество реальных практик, разрушающих

      деструктивный порядок, подрывающий свободу сконструированных  субъектов. Queer-исследования, объединенные особым вниманием к практике, в то же время имеют чрезвычайно обширный предмет, описываемый разнообразными формами деконструкции гендера, предполагающими разрушение устойчивых представлений о сексуальной идентичности (смена пола, трансвестизм, бисексуальность), а также все практики изменения телесности (татуирование, пирсинг, бодибилдинг и т.д.).24

      Таким образом, как показывают научные  разработки теоретиков феминизма и гендерного подхода, каждая личность оказывается сконструированной из набора субъектных позиций, находящихся в постоянной динамике и переопределении. Посредством различных позиций, занимаемых субъектом, последний конструируется внутри различных дискурсивных образований. При этом данные позиции неперманентны и поливариативны. Поэтому не существует социальной идентичности, которая была бы полностью и навечно приобретена.

      Как было отмечено теоретиками постмодернизма, ключевая роль в конструировании субъектности принадлежит языку. С точки зрения М. Фуко, дискурсы, как практики речевого поведения индивида, закладывают ценностные ориентиры. Иными словами, не речевые практики подвергаются конструированию, а сами создают объекты речи, созидают людей, вовлеченных во властные дискурсы с их культурными ценностями.25 Язык превращается из внешнего инструмента в средство формирования субъектности, начинает определять самого субъекта.

      Язык  является воспроизводством отношений  власти, областью борьбы и потенциального изменения, а рациональный субъект выступает «продуктом» языка. В этой связи активно разрабатываемая феминистской и гендерной философией концепция дискурса, как структурирующего принципа общества, выраженного в социальных институтах и индивидуальной субъектности, призвана объяснить работу власти в плане поддержания патриархатного порядка и обнаружить способы сопротивления.

      Являясь основой дискриминационного различия полов, язык подвергается жесткой критике  со стороны феминистских и гендерных социальных философов. Ими ставится задача по поиску и созданию иного неиерархического языка как основы будущей культуры.

 

Заключение

 

      Исследования  философов в области философии гендера привели к одной из основных краеугольных проблем постфеминизма. Постановка вопроса о невозможности существования однородной сущности «женщина», противостоящей «мужчине», ставит под сомнение политические изыскания и реальные политические практики феминистов, направленные на преодоление деструктивной дискриминации по половому признаку.

      Политический  проект феминизма заводится в  тупик постмодернистской методологической посылкой о «смерти субъекта».

      Однако  подобного рода опасения могут возникнуть лишь при поверхностном рассмотрении проблемы.

      Глубинное осмысление ситуации позволяет обнаружить, что категория «женщина» посредством новейших исследований становится открытой для критики, постоянно переосмысляется и может быть использована в качестве политического средства, включающего опыт различных социальных групп вне зависимости от расы, национальности, класса, сексуальной ориентации.

      Постмодернистская методология привнесла в философию  гендера возможность разрешения феминистского противоречия между равенством и различием.

      Последнее начинает мыслиться не как неравное, а в виде особенного, имеющего право на существование, поскольку привносит в культуру альтернативные ценности, делает ее поливариативной и полинормативной, отвечающей принципу равенства разнообразного.

      Мир изменяется, происходит «децентрация»  культуры, так необходимая современному поляризованному обществу, все более ощущающему глобальный кризис.

 

Литература

 
  1. Брайдотти Р. Различие полов как политический проект номадизма // В сб.: Женщина  не существует. Современные исследования полового различия / Под ред. Н.И. Аристарховой. Сыктывкар,2009.
  2. Брандт Г.А. Гендерные исследования в России: особенности и проблемы // Гендерные отношения в современной России. Самара, 2003.
  3. Дорофей Ю.О. Гендерные стереотипы в античности // Ученые записки Таврического национального унивесритета им. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 22 (61). 2009. № 2.
  4. Жеребкина И. Гендерные 90-е о перформативности гендера в бывшем СССР//www.gender.univer.kharkov.ua
  5. Жеребкина И.А. «Прочти мое желание...». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000
  6. Костикова А. А. Гендерные измерения новейшей философии языка и их значение для современной культуры // В учеб. пособии: Введение в гендерные исследования / Под ред. И.В. Костиковой. М.: Изд-во МГУ, 2000.
  7. Костикова А.А. Гендерная философия. Сиксу Э. Хохот медузы //В ж.: Гендерные феминизм: история и теория // В сб.: Общество и   исследования. 2009. № 3
  8. Кравченко В. Вл. Соловьев и СОФИЯ: монография / В. Кравченко. -М., 2006
  9. Ладыкина Т.А. Феминизм в культуре постмодерна. Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт», 2004
  10. Ростова А.В. Категории «пол» и «гендер» как категории анализа гендерных отношений // Вестник СамГУ. 2007. № 3 (53).
  11. Теория и методология гендерных исследований /под. ред. О.А. Ворониной. -М., 2001
  12. Теория и методология гендерных исследований : курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М., 2001
  13. Усманова А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные истории Восточной Европы : сб. науч. статей / под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Петто. 2002.
  14. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
  15. Шакирова С. Толкования гендера // Пол женщины : сб. статей по гендерным исследованиям. Алматы, 2009

Информация о работе Гендерная философия