Ф.Вольтер: жизнь и учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Жизнь Вольтера протекала в период, когда во Франции происходили глубочайшие коренные изменения ,подготовившие Великую французскую буржуазную революцию. С каждым десятилетием XVIII в. обострялись противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Этот конфликт нашел свое выражение в усилении классовой борьбы и в конце концов привел к революции. По мере укрепления капиталистического уклада, по мере возрастания реакционности господствующих классов и под напором участившихся во второй четверти XVIII в., особенно после 40-х годов, выступлений крестьян и городской бедноты усиливались группы французской буржуазии, которые считали, что завоевывать политическую власть можно только путем борьбы.1

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

      Писать историю не отдельной  личности, а целого народа, писать  правдиво, отбросив все сверхъестественное  и нереальное,- вот задача историка. И Вольтер берется за нее. Он с просветительских позиций подходит к этой задаче. Не всякая историческая правда нам нужна, рассуждает он,  а только та, которая сможет нас научить и воспитать. Цели исторического исследования имеют, таким образом, воспитательный характер.  «Сколь жалким является изучение того, что не может ни наставить, ни нравиться, ни сделать вас лучшими»,- пишет он.

      Вольтер выразил общую,  почти  всем просветителям точку зрения. Все они хотели видеть в  историческом повествовании назидательные картины, способные помочь им в борьбе со средневековым мировоззрением. В этом, однако, была и отрицательная сторона: как и другие просветители, Вольтер отбирал факты исторического прошлого, стремясь иллюстрировать ими свои философские положения. «…история, в лучшем случае, являлась не более, как готовым к услугам философа сборником иллюстраций и примеров»6 ,-писал по этому поводу Энгельс.

      Заслуга Вольера перед исторической  наукой состоит также в том,  что он углубил и расширил  представления своих современников о прошлом и настоящем человечества. Он решительно отверг господствующую антинаучную концепцию о том, что маленький пастушеский народ, живший в Палестине, является основателем цивилизации, и указал на высокую культуру Древнего Египта. Он включил в мировой исторический процесс народы, игнорировавшиеся тогдашними историками,- индусов, арабов, китайцев.

      Философия истории Вольтера сводилась  к признанию трех факторов  общественного развития- климата, правительства и религии.

      Придавая большее значение роли правительства в историческом процессе, Вольер полагал, что достаточно поставить гуманного правителя во главе государства – и задача просвещения будет решена, всеобщее народное благоденствие установлено. Чтобы доказать правоту идеи просвещенной монархии, он предпринимает кропотливое исследование века Людовика XIV. Вольтер освещает эпоху всестороннее. «Я пишу скорее эпоху великого века, чем великого монарха»,- заявил Вольтер.

      Стремясь сообщать только достоверные  факты и проделав гигантскую работу по их изучению, Вольтер, в угоду своей ложной исторической концепции впал в беспримерную идеализацию Людовика XIV.

      Книга Вольтера, верная в деталях,  сохранившая до сих пор несомненную  ценность для историка, является  тем не менее ложной по политической концепции , по идее просвещенного абсолютизма, положенной в основу книги и приведшей автора к искажению исторических фактов.

      Исторические труды Вольтера  написаны рукою мастера-художника.  Это не бесстрастное повествование  о событиях и исторических личностях, это не только анализ причин и следствий исторических фактов, это- живописная картина прошлого, красочные и живые портреты лиц. Вольтер воспроизводит речь людей, их жесты, он рисует бытовую обстановку, не забывая при этом главного- своего принципиального отношения к историческим лицам и событиям. Все изобразительные средства он подчинял единой политической линии своего исторического труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Проклятия одних и хвала других сопровождали Вольтера при его жизни. Имя великого просветителя и в наши дни вызывает бурю негативных эмоций у одних, и почтение у других.

      Вольтер шел и звал всех только вперед. Он боролся против старого, отживающего, обреченного на гибель.

      Гете назвал Вольтера «великим  французом»; в те же годы лидер всемирной феодальной и католической реакции Жозеф де Местр заявлял, что хотел бы поставить ему памятник «рукою палача». Генрих Гейне скромно именовал себя «немецким соловьем, гнездящемся в парике Вольтера», а по другую сторону Рейна французский поэт Альфред де Виньи, тоскующий об ушедших временах средневековья и дворянского владычества, оскорблял память своего соотечественника грубой бранью.

      Жизнь Вольтера, его деятельность, его мысли и поэтическое вдохновение  неразрывно связаны с народными чаяниями его времени. Возглавив буржуазию, он выступал тем не менее от имени всего французского народа. Такого своеобразие той эпохи.  Тогда необходимо было прежде всего ликвидировать феодализм. Это была всенародная задача, и Вольтер один из первых поставил ее, он больше, чем кто-либо, содействовал ее разрешению. Он выражал интересы народа, напрягавшего все силы, чтобы сбросить ненавистную тиранию короля и дворянства.

      Историческая ограниченность мировоззрения  Вольтера вполне объяснима. Он сын своего века Он сын своего века, своей среды. Однако основное содержание его творчества, вдохновленного пафосом революционной борьбы с феодализмом, перешагнуло через границы его нами, как будет жить и впредь.

      Вольтер никогда не мирился  с деспотизмом, с принижением достоинств человеческой личности. Его бунтующая натура не терпела притеснений физических и духовных. Он поражал своих идейных врагов все уничтожающей насмешкой, но ему не чужд был и пламенный пафос трибуна.

      Народ оценил историческое значение Вольтера, он пренебрег всеми его заблуждениями, ошибками, он помнил лишь одно, что Вольтер «подготовил его к свободе», и за это был благодарен и признателен великому мыслителю.

      Имя Вольтера вместе с именами  Виктора Гюго, Анатоля Франса, Бальзака, Дидро, Джордано Бруно, Бэкона и многих других выдающихся деятелей мировой культуры навечно занесено в список книг, запрещенных папой для чтения верующим.

      Вольтер был страстным противником  национальной розни. Предпочтение  одних наций другим, проповедь национальной исключительности отдельных народов, бесчеловечное отношение к народам, расовую дискриминацию он навечно заклеймил бичующим и едким пером, как самые отвратительные явления социальной жизни.

      Вольтер любил свою родину. «У  меня нет других интересов и других чувств, кроме тех, что внушает мне Франция»,-  писал он д`Аржанталию 30 августа 1755 года. Вольтер любил прекрасный французский народ. Талант его был истинно французский, истинно национальный.

      Творческое наследие этого выдающегося сына французского народа является вкладом Франции в мировую культуру, в международное дело прогресса, демократии и гуманизма.

      Подводя итоги, можно сказать,  что, несмотря на отсутствие  специальных политических и социальных  трактатов, Вольтер имел стройную и достаточно четкую социальную концепцию, в которой человек, проблемы гуманизма занимали большое место.

      Вольтер был далек от революционного  решения проблемы, насильственного  уничтожения феодальных порядков.

      Вольтер верил в неистребимую силу просвещения. Его вера в прекрасное будущее была объективно глубоко прогрессивной. И пусть в глубине души Вольтер стремился к компромиссу, но для французского народа и для всей Европы он остался бунтарем, истинным вольтерьянцем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

  1. Артамонов С. Вольтер. –М.: Художественная литература, 1954. -170с.
  2. Белинский В.Г. Собрание сочинений, т.II. –М.: Наука, 1948. – 569с.
  3. Глушаченко С.Б., Мушкет И.И. История политических и правовых учений: вопросы и ответы. Пособие для адъюнктов. Учебное пособие/ Под общ. ред. Сальникова В.П. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности.- СПб.: Фонд «Университет», 2001. – 192 с.
  4. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Т.1/ Ильин В.В.- Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 832с. – (Высшее образование).
  5. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер.-М.: Мысль,1978.-223с.-(Мыслители прошлого).
  6. Маркс К. и Энгельс Ф. о реакционном пруссачестве. –М.: Госполитиздат,1943. -359с.
  7. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. III. –М.: Госполитиздат, 1944. -785с.
  8. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. XIV. –М.: Госполитиздат,1944. – 803с.

Информация о работе Ф.Вольтер: жизнь и учение