Ф.Вольтер: жизнь и учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Жизнь Вольтера протекала в период, когда во Франции происходили глубочайшие коренные изменения ,подготовившие Великую французскую буржуазную революцию. С каждым десятилетием XVIII в. обострялись противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Этот конфликт нашел свое выражение в усилении классовой борьбы и в конце концов привел к революции. По мере укрепления капиталистического уклада, по мере возрастания реакционности господствующих классов и под напором участившихся во второй четверти XVIII в., особенно после 40-х годов, выступлений крестьян и городской бедноты усиливались группы французской буржуазии, которые считали, что завоевывать политическую власть можно только путем борьбы.1

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

                                                Вольтер живет, Вольтер продолжает существовать, он бесконечно актуален.

Поль  Валери 

Введение

    Для своего  реферата я выбрала тему «Ф.Вольтер: жизнь и учение» потому, что мне хотелось узнать как можно больше об этом великом человеке. Его имя знает весь мир, все образованные люди. Мне бы не хотелось отставать, потому считаю данную тему достаточно актуальной, а ее изучение- отличной возможностью расширить свой кругозор и повысить культурный уровень. Итак…

Творчество Вольтера было так глубоко и прочно связано с жизнью Франции и настолько полно отражало основные устремления времени, что весь XVIII век стали отождествлять с Вольтером.

      Жизнь Вольтера протекала в период, когда во Франции происходили глубочайшие коренные изменения ,подготовившие  Великую французскую буржуазную революцию. С каждым десятилетием XVIII в. обострялись противоречия между  новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Этот конфликт нашел свое выражение в усилении классовой борьбы и в конце концов привел к революции. По мере укрепления капиталистического уклада, по мере возрастания реакционности господствующих классов и под напором участившихся во второй четверти XVIII в., особенно после 40-х годов, выступлений крестьян и городской бедноты усиливались группы французской буржуазии, которые считали, что завоевывать  политическую власть можно только путем борьбы.1

      Необходимость назревших экономических и общественно-политических преобразований в стране породила во Франции различные течения философской и политической мысли. Новой идеологией было просветительство, превратившееся во Франции к середине XVIII в. в мощное антифеодальное оружие, взявшее на себя великую историческую задачу: разрушить господствующую идеологию и противопоставить ей свою собственную. Сила просветителей была в том, что они выражали не только свои классовые интересы, но в значительной степени и интересы почти всего 25-миллионного народа.

      В то же время в Просвещении  как течении общественной мысли были свои особенности. Так, в отрицании феодализма просветители выступали единым фронтом, но в решении остальных задач, особенно в политических и социальных вопросах, взгляды просветителей расходились. Это было обусловлено и особенностями их личной мысли, и тем, что каждый лагерь боролся за идеи, отражавшие разные социально-политические стремления.

      Классовая ограниченность буржуазии сказалась в умеренно либеральном лагере, который представлял Вольтер, и в демократическом: Жан-Жак Руссо субъективно не был готов к смелым революционным действиям.

      В мире просветителей XVIII в. Вольтер занимал совершенно исключительное положение. К нему тяготели и единомышленники, и все те, для кого нередко имя Вольтера, его слава были подчас важнее его личных мыслей. Такое его особенное положение определялось не только внутренней французской ситуацией, но также и тем значением, которое приобрел Вольтер за рубежом. Пожалуй, именно умеренность политических и философских позиций Вольтера способствовала тому, что он оказался приемлемым для королевских дворов и дворянских реформаторов различных европейских стран.

      Именно Вольтер был признанным главой французского Просвещения, безжалостным «критиком феодальной Европы»2,защитником интересов угнетенных. Пропагандист идей свободы, равенства и братства, неустанный борец с католической церковью, Вольтер способствовал просвещению умов и расчищал почву для разразившейся через 11 лет после его смерти Великой французской революции. В его творчестве и общественно-политической деятельности наиболее отчетливо отразились как революционные позиции буржуазии в ее борьбе против феодализма, так и ее противоречивые взгляды на пути перестройки старинного мира, ее двойственная натура, сочетающая на каком-то этапе искреннее сочувствие народу с постоянным страхом перед его грозной силой, с очевидным стремлением к компромиссу с абсолютизмом. Ведь фернейский философ не только просветитель, но и предприниматель, и не только корреспондент коронованных особ, но и их кредитор. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Жизнь Вольтера

§1.1. Франсуа- Мари Аруэ. Начало великого пути

      Родился Вольтер в Париже в 1694 году. Настоящее его имя- Франсуа-Мари Аруэ («Вольтер»-его литературный псевдоним). По происхождению своему он не принадлежит к дворянству. Его отец был состоятельным буржуа, сначала нотариусом при судебной палате, потом чиновником казначейства. Первоначальное образование поэт получил в аристократическом училище иезуитском коллеже Людовика Великого. В коллеже соблюдалась социальная иерархия: сыновья вельмож и аристократов помещались в отдельных комфортабельных комнатах, имели слуг при себе, а дети буржуа, в их числе Вольтер, жили в общих спальнях. Такое же различное отношение к ученикам в зависимости от их знатности и богатства соблюдалось в классах. Это забросило в сознание молодого Вольтера первые зерна понимания социальной несправедливости. Вольтер в последствии сурово осудил школу, в которой учился,- она очень мало дала ему: «Мне была даже неизвестна та страна, в которой я родился; я не знал ни основных законов, ни нужд моей родины; я не знал ничего из математики и ничего про здравую философию. Я знал только латынь и глупости». Еще в детстве обнаружил он блестящие способности и большую склонность к чтению, рано начал упражняться в стихосложении и мечтать о поприще драматического поэта.

      Вольтер еще на школьной скамье ознакомился с серьезной свободолюбивой литературой, он хорошо знал сочинения Пьера Бэйля, который оказал влияние на формирование его взглядов.

      Знаменитый ученый, изгнанный из  Франции Людовиком XIV, Бэйль, живя в Голландии, где, сравнительно с Францией, существовала относительная свобода печати, написал несколько философских сочинений, направленных против церковного фанатизма.

      Вольтеру было двенадцать лет,  когда Бэйль умер. Его сочинения юноша читал, может быть, еще не вполне понимая содержание изложенных в них идей. Но несомненно, что они сыграли свою роль, и молодое бунтарство в поведении юноши Вольтера вызывалось именно нравственно здоровым влиянием передовой мысли Пьера Бэйля.

      Еще будучи совсем мальчиком,  он однажды в коллеже св. Людовика  в пылу ссоры заявил одному  из своих сверстников: «Отойди,  а то я тебя отправлю греться  к самому Плутону!»- «Почему  же не в ад, там еще жарче?»-  возразил его товарищ. «Кто  их знает, существуют ли они на самом деле!»- с досадой ответил мальчик Аруэ.

      Первые биографы Вольтера, Дюверне  и Кондорсе, знавшие его лично,  сообщают, что однажды один из  учителей коллежа св. Людовика  аббат Лёже, раздосадованный колкими  репликами мальчика Аруэ, сбежал с кафедры и, взяв его за шиворот, крикнул: «Несчастный! Ты когда-нибудь станешь распространителем деизма во Франции!». Благочестивый иезуит не ошибся в своем предсказании.

      В шестнадцать лет Вольтер окончил коллеж. Он заявил отцу о своем  желании стать поэтом. Тот решительно воспротивился. «Ты хочешь быть существом, бесполезным для общества, жить в тягость родным и умереть с голоду»,- сказал ему отец и отправил сына в школу правоведения, желая сделать из него судейского чиновника.

      Мертвая латынь свода законов, с которой столкнулся теперь юный поэт, окончательно убила в нем всякое желание последовать наставлениям отца. «Имея деньги, можно купить должность судьи, но нельзя сделать поэму, а я ее сделаю»,- рассуждал он.

    §1.2. Первые аресты. Первые разочарования

      Молодой Аруэ редко посещал школу правоведения, а потом совсем забросил ее, оставшись человеком «без профессии».

      Его охотно приглашают в свой  круг представители аристократической  «золотой молодежи». Он весел,  речь его блещет эпиграммами и остротами, сатирические его экспромты передаются потом из уст в уста.

      Уже в это время Вольтер  выступает против абсолютизма,  завоевав себе славу оппозиционного  поэта. За сатиру на регента  Филиппа Орлеанского и его  дочь герцогиню Беррийскую он был выслан из столицы на одиннадцать месяцев. Причиной ареста послужила его сатира «Puero regnantе» («В царствование мальчика»), разоблачающая развращенные нравы, царящие при дворе.

      В тюрьме поэт работал над  эпической поэмой о Генрихе IV и трагедией «Эдип». 18 ноября 1718 года состоялось первое представление трагедии на сцене парижского театра. На молодого поэта стали смотреть как на достойного преемника Корнеля и Расина. Филипп Орлеанский, желая «приручить» Вольтера, удостоил его награды, пенсии и любезного приема во дворце. Вольтер благодарил и не без иронии просил регента больше не беспокоить себя подысканием для него «квартиры».

      Оппозиционные настроения Вольтера, сказавшиеся на трагедии «Эдип», стали яснее в поэме «Лига» (первый вариант будущей «Генриады»). «Лига» была напечатана тайно в Руане. «Я слишком настаивал в моем произведении на терпимости и миролюбии в области религии, я высказал слишком много горьких истин римскому двору и излил недостаточно желчи по адресу реформаторов, чтобы питать надежду на разрешение печатать его на родине», -говорил Вольтер.

     Распространяемая из-под полы поэма Вольтера вскоре стала известна широкому кругу читателей. Вольтера провозгласили лучшим поэтом Франции, ставили его выше Гомера и Виргилия. Аристократы заискивали перед ним. Герцог Сюлли, предклв которого прославил в поэме Вольтер, всячески за ним ухаживает. Однако простой человек, какими бы талантами он заслугами перед родиной он ни обладал, был абсолютно беззащитен перед от происков любого светского нахала. Так случилось с Вольтером. Он имел неосторожность возбудить  недовольство ничтожного дворянчика де Рогана,тот приказал своим слугам палками избить первого поэта страны.

      Оскорбление человека, составлявшего   гордость нации, осталось безнаказанным. У светских «друзей» Вольтера, в том числе и у Сюлли, происшествие вызвало лишь веселую улыбку.

     Правительство, по жалобе де  Рогана на Вольтера, собиравшегося  вызвать обидчика на дуэль,  и по другим доносам, поторопилось  посадить поэта в Бастилию, а потом выслать за пределы Франции. Так снова Вольтер столкнулся с абсолютизмом, кастовыми привилегиями и полным бесправием человека в условиях феодализма. 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1.3. «Письма об Англии». Маркиза Эмилия дю Шатле

      Вольтер едет в Англию. В то  время как во Франции во всей силе оставались феодальные порядки, в Англии еще в XVII столетии совершилась буржуазная революция и установилось господство буржуазии, пошедшей на компромисс с новым дворянством. Вольтер сравнивает обе страны, отмечает гражданские свободы Англии, ряд преимуществ политической и экономической жизни страны. Вместе с тем он замечает, что жизнь простого человека, труженика Англии так же тяжела, как и во Франции.

      В Англии Вольтер прожил три года. Он много работает, изучает английскую материалистическую философию, литературу, знакомится с достижениями научной мысли страны. Особенно сильное впечатление произвели на него сочинения философа-материалиста Локка и ученого Ньютона. Впоследствии Вольтер стал блестящим популяризатором и того и другого. Один из современников его писал: «Ньютон, великий Ньютон был, как говорят, погребен в глубине книжной лавки издателя, который осмелился его напечатать. Ньютон измерял, высчитывал, взвешивал, но Ньютон не говорил… Наконец, появился г. Вольтер, и тотчас же стало слышно Ньютона; весь Париж гремит именем Ньютона».

      Вернувшись во Францию, Вольтер  в1734 году в Руане издает «Письма  об Англии», критикующие французскую  феодальную систему и пропагандирующие  материалистическую философию. Книга  была осуждена и сожжена публично.

      Несколько раньше он пишет  свои знаменитые трагедии «Брут» (1730), «Заира» (1732).

      Скитаясь некоторое время по  Франции, Вольтер, наконец, поселился  надолго у своей приятельницы  маркизы дю Шатле в старом  уединенном замке Сирей. Эмилия дю Шатле была бесспорно одной из образованнейших женщин Франции того времени. Она изучала языки, точные науки, переводила на французский язык Ньютона. Вольтер много сделал за четырнадцать лет жизни в Сирее. Тут он пишет труды по истории, сочинения о математике и философии, а также трагедии и комедии. Здесь создается сатирическая поэма «Орлеанская девственница». В эти годы им написаны трагедии «Магомет» (1740), «Меропа» (1743), комедия «Блудный сын» (1736) и другие произведения.

      Период большой и напряженной работы в достаточно спокойной и благоприятной обстановке в Сирее окончился для Вольтера со смертью маркизы дю Шатле в 1749 году. Он тяжело пережил эту утрату. Эмилия дю Шатле была единственной женщиной, которую он горячо любил и которая была его искренним, умным и чутким другом. 

Информация о работе Ф.Вольтер: жизнь и учение