Ф.Вольтер: жизнь и учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Жизнь Вольтера протекала в период, когда во Франции происходили глубочайшие коренные изменения ,подготовившие Великую французскую буржуазную революцию. С каждым десятилетием XVIII в. обострялись противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Этот конфликт нашел свое выражение в усилении классовой борьбы и в конце концов привел к революции. По мере укрепления капиталистического уклада, по мере возрастания реакционности господствующих классов и под напором участившихся во второй четверти XVIII в., особенно после 40-х годов, выступлений крестьян и городской бедноты усиливались группы французской буржуазии, которые считали, что завоевывать политическую власть можно только путем борьбы.1

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

                         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    §1.4. Страна прусского абсолютизма

      Вольтера уже давно приглашал  к себе прусский король Фридрих  II. Маркиза дю Шатле удерживала поэта. Когда ее не стало, Фридрих II удвоил свои старания.

      Забыв уроки, какие ему преподал  французский абсолютизм, оскорбления,  гонения, заключение в Бастилию, Вольтер отправился в страну  прусского абсолютизма, еще более  мрачного, чем во Франции.

      Однако не самолюбие, не поиски  материальных выгод привели Вольтера ко двору прусского короля, а наивное убеждение в том, что на земле можно осуществить царство просвещенной монархии, что король-философ, каким он одно время считал Фридриха II, сумеет произвести социальные преобразования для блага всей нации. Волтер совершенно искренне полагал, что он выполняет роль наставника королей, и считал эту миссию необходимой.

      Вольтер вскоре, однако, убедился, как  он ошибся в прусском короле. «Преобразовать государство и  стать во главе его- подобное  честолюбие было чуждо Фридриху II»3,-писал Маркс. Воспитанный в душной атмосфере деспотизма и пресмыкательства, Фридрих II, вступив на престол, заменил цинично-откровенную тиранию отца тиранией, замаскированной фразами, взятыми напрокат у Вольтера и его соратников.

      Вольтер нужен был Фридриху  как европейская знаменитость, способная  украсить его двор. Впоследствии  он (Вольтер) сурово осудил прусскую  государственную систему. 

      Как неутомимый борец за дело  раскрепощения человеческой мысли  от пут средневекового мракобесия, религиозных предрассудков и суеверий, Вольтер  осмеял  официальную науку прусского государства в лице президента Берлинской академии Мопертюи. Тот выпустил книгу, в которой предложил вниманию ученого мира несколько проектов, смехотворность которых была очевидна всякому здравомыслящему человеку.

      В памфлете «Диатриба доктора  Акакия» Вольтер с неподражаемым  сатирическим мастерством осмеял  глупость президента Берлинской  академии. В смешном виде предстал  и сам монарх Фридрих II. Король рассвирепел и приказал сжечь памфлет у окон Вольтера. Чего было еще ждать? Вольтер отослал королю все знаки своего придворного звания: ключ камергера и орден, а  вслед за тем поспешил покинуть пределы прусского государства. Во Франкфурте полиция подвергла его месячному аресту и  унизительному обыску. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.5. Последние годы жизни

      Оказавшись вновь без пристанища, Вольтер решил больше не связывать  себя с каким-либо другим европейским  государем. Вскоре, прибегая к  коммерческим операциям, Вольтер составил себе приличное состояние.

      В 1755 году он купил себе небольшое  поместье Ферней на границе  Франции и Швейцарии и здесь  прожил последние годы своей  жизни.

      Вольтер до конца дней много  работал, руководил из фернейского  далека мощным возрастающим движением Просвещения.

      Здесь он пишет свои философские  повести «Кандид» (1759), «Простодушный» (1767) и другие произведения.

      Деятельность Вольтера подрывала  абсолютизм, авторитет католической  церкви, все здание феодализма  в целом. И чем больше падал в общественном мнении престиж абсолютизма, чем сильнее становилась в народе ненависть к феодальному режиму, тем выше и выше поднимался авторитет Вольтера.

      Уже на краю могилы, в возрасте  восьмидесяти четырех лет, он  задумывал грандиозные планы и был полон юношеской энергии. В Париже он начал писать новую трагедию «Агафокл». Он побудил  Французскую академию вынести решение о составлении академического словаря французского языка. На себя взял составление тома на букву «А». Но годы взяли свое. Вольтер скончался 30 мая 1778 года.

      Тело его тайно было вывезено  в Шампань и похоронено в  аббатстве Сельер.

      В дни революции, в 1791 году, останки Вольтера были торжественно  перевезены в столицу. Восставший  французский народ начертал на  катафалке несколько слов, подытоживших  всю деятельность великого просветителя: «Он подготовил нас к свободе».

      Ныне прах философа покоится в Пантеоне великих людей Франции. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Наука и философия

§2.1. Деятельность Вольтера

      Деятельность Вольтера чрезвычайно многообразна. Он - философ, математик, физик, историк, выдающийся мастер слова. Вольтер проявил себя почти во всех жанрах поэтического искусства. Он был крупнейшим драматургом своего века, автором трагедий и комедий, поэтом, наконец неподражаемых по остроумию и смелости политической сатиры философских повестей.

      Собрание сочинений Вольтера составляет целую библиотеку. Впервые издавший их Бомарше напечатал 70 томов in-8 и 90 томов in-12. Более десятка томов занимают его письма, блестящие, остроумные, полные мысли и энергии4.

      Издание сочинений Вольтера накануне  революции имело огромное агитационное значение. Это был значительный вклад в дело революции. Феодальная клика ясно понимала это. Не случайно против Бомарше ополчилось французское духовенство. В печати появилось множество памфлетов и брошюр, направленных против издателя. Церковники заявляли, что ранее  рассеянные сочинения Вольтера были не так опасны для религии и государства, как теперь, когда они собраны воедино. Правительство запретило Бомарше печатать книги Вольтера во Франции, и он был вынужден организовать издание за пределами родины.

      Все сочинения Вольтера, составляющие  его литературное наследие, можно  разбить на две группы. К первой  следует отнести произведения  научного и философского характера:  труды по философии, истории,  естественным наукам и пр. К  второй- поэтические творения: лирические стихи, сатиры, поэмы, трагедии и комедии, повести.

      «Я исследую все, часть за  частью, и тогда увижу, смогу  ли я потом судить о целом»,- противопоставлял Вольтер умозрительному методу метафизиков эмпирический метод Бэкона и Локка.

      Это как нельзя более соответствовало  борьбе просветителей против  омертвевших и разлагавшихся  политических учреждений абсолютизма,  против догм религии и нетерпимости  церкви. Дух критики и исследования  пронизывает все работы просветителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.2.  Метафизические системы

 «…французское  просвещение XVIII столетия, и в особенности французский материализм, представляет собою не только борьбу против существующих политических учреждений, религии и теологии, но также открытую, ясно выраженную борьбу против метафизики XVII столетия и против всякой метафизики вообще,- против метафизики Декарта, Мальбранша, Спинозы и Лейбница»5, - писал Маркс.

      Выступая против метафизических  систем, просветители не отбрасывали  достижений и лучших традиций прежней философии. Они унаследовали материализм Гассенди и Спинозы, использовали открытия Декарта и Лейбница в области математики и механики.

      Вольтер первый из французских  материалистов выступил против  системы метафизиков XVII столетия и призвал к изучению фактов  действительного материального мира. Метафизика влечет к застою научной мысли, мешает накоплению научных знаний. «О, метафизика! С нею дошли мы до той степени развития, на которой стояли древнейшие друиды»,- заявил он.

      В данной критике есть бесспорно здоровый элемент: необходимо было накопление положительных знаний  для того, чтобы потом, обогащенное точными сведениями о явлении природы, человечество смогло перейти уже к широким обобщениям, к изучению закономерностей мира.

      Именно эта задача вдохновляла Вольтера и его соратников, ради нее они критиковали, в ряде случаев незаслуженно резко, гениальных мыслителей XVII столетия.

      Впрочем, следует оговориться,  проницательный ум Вольтера, отметил  здоровые рациональные зерна  в трудах Декарта. В «Письмах об Англии» он отдает должное заслугам Декарта перед французской наукой, отмечая его работы в области механики, физики и математики.

      Вольтер признает существование  независимого от нашего сознании  объективного мира, признает существование мыслящей материи. Он прославил всей своей жизнью и всем своим творчеством человеческий разум, постоянно высказывался о вдохновенном преклонении своем перед его силой. Однако вместе с тем Вольтер писал о весьма ограниченных возможностях познания.

     Вольтер достаточно подробно рассуждает о возможностях человеческого разума, но не для того чтобы его унизить, а наоборот, возвысить. Многое не постигает человек. Это нужно понимать, относится к этому здраво и не тщиться постигнуть то, чего при настоящих возможностях постигнуть нельзя. Вместе с тем терпеливо и кропотливо нужно узнавать вещи неопознанные, но уже могущие быть познанными. Понимание ограниченности наших знаний становится тогда могучим стимулом познания. 
 
 
 
 
 
 
 

§2.3. Философская религия Вольтера- деизм

      Вольтер отверг все известные  ему религии, но остался приверженцем  идеи верховного божества. В этом  он оказался позади многих  своих соратников- Дидро, Гельвеция,  Гольбаха и других, которые объявили  идею бога нелепой и противоречащей  рассудку, вымышленной обманщиками.

      Отсюда идет философская религия Вольтера- деизм. Мир создан богом. Раз создав мир, он больше не вмешивается в его дела. Каков он, этот бог, мы не знаем и вряд ли можем узнать. «Где находится этот вечный геометр, находится ли он на одном месте, или повсюду, не занимая определенного пространства? Об этом я ничего не знаю. Необъятен ли он, не имея ни пространственности, ни качественности? Я этого ничего не знаю»,- пишет Вольтер.

      Деизм Вольтера не дает основания  относить его к идеалистам, ибо в его время эта «философская религия» часто служила покровом атеизма. Деизм Вольтера ни сколько не помешал  ему стать самым яростным противником церкви. Ненависть всех приверженцев религии к философу настолько сильна, что заставляет понимать, как много сделал он для раскрепощения сознания народов от пут религиозного миросозерцания.

      Все религии, выдумавшие самых  различных богов, нелепы, рассуждал  он. Жертвы, приносимые кровожадными  церковниками этим выдуманным  ими богам, вопиют о преступлении.

      Вольтер, признавая бог как первопричину мира, как умозрительную абстракцию, был ярым противником воплощения этой отвлеченной идеи бога в каком-либо конкретном образе (Христа, Магомета, Будды и пр.).

      Вольтер, неутомимый борец против фанатизма и нетерпимости, был объявлен  церковниками атеистом. Его деятельность действительно подрывала основы церкви, основы религии. Однако, склоняясь сам по сути дела к отрицанию бога и отождествлению его с природой, Вольтер вместе с тем вовсе не хотел того, чтобы идею карающего бога перестала жить в народе. Здесь сказалась буржуазная ограниченность Вольтера.  «Если бы бога не было, его надо было бы выдумать», - писал он в 1769 году.

      Итак, мы видим, с одной стороны,  суровую, непреклонную борьбу Вольтера против фанатизма, нетерпимости и всех преступлений церкви и религии, с другой стороны- попытку удержать, сохранить идею карающего и вознаграждающего бога в качестве моральной узды для народа

      Вольтер в своем имении Ферней  даже построил церковь с претенциозным посвящением: «Deo erexit Voltaire» («Богу построил Вольтер»). В этом, бесспорно, сказалась непосредственность его материализма. Плеханов справедливо указал на ее причину: «Материалисты шли до конца там, где «патриарх» останавливался, тревожно оглядываясь на свою прислугу и на своих фернейских крестьян». 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.4 . Философия истории

      Вольтер был автором выдающихся  в его дни исторических трудов: «История Карла II» (1731), «Век Людовика XIV»(1751), «История России в царствование  Петра Великого» (1759-1763), «История Парижского парламента» (1769) и другие. Он один из первых стремился поставить историческое исследование на строгую научную бузу. «История никогда не нуждалась так в достоверных доказательствах, как в наши дни, когда столь нахально торгуют ложью»,- писал он в предисловии к «Истории России в царствование Петра Великого».

Информация о работе Ф.Вольтер: жизнь и учение