Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:22, реферат
Жизнь Вольтера протекала в период, когда во Франции происходили глубочайшие коренные изменения ,подготовившие Великую французскую буржуазную революцию. С каждым десятилетием XVIII в. обострялись противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Этот конфликт нашел свое выражение в усилении классовой борьбы и в конце концов привел к революции. По мере укрепления капиталистического уклада, по мере возрастания реакционности господствующих классов и под напором участившихся во второй четверти XVIII в., особенно после 40-х годов, выступлений крестьян и городской бедноты усиливались группы французской буржуазии, которые считали, что завоевывать политическую власть можно только путем борьбы.1
§1.4. Страна прусского абсолютизма
Вольтера уже давно приглашал
к себе прусский король
Забыв уроки, какие ему
Однако не самолюбие, не
Вольтер вскоре, однако, убедился, как он ошибся в прусском короле. «Преобразовать государство и стать во главе его- подобное честолюбие было чуждо Фридриху II»3,-писал Маркс. Воспитанный в душной атмосфере деспотизма и пресмыкательства, Фридрих II, вступив на престол, заменил цинично-откровенную тиранию отца тиранией, замаскированной фразами, взятыми напрокат у Вольтера и его соратников.
Вольтер нужен был Фридриху
как европейская знаменитость, способная
украсить его двор. Впоследствии
он (Вольтер) сурово осудил
Как неутомимый борец за дело
раскрепощения человеческой
В памфлете «Диатриба доктора
Акакия» Вольтер с
§1.5. Последние годы жизни
Оказавшись вновь без
В 1755 году он купил себе небольшое поместье Ферней на границе Франции и Швейцарии и здесь прожил последние годы своей жизни.
Вольтер до конца дней много
работал, руководил из
Здесь он пишет свои
Деятельность Вольтера
Уже на краю могилы, в возрасте восьмидесяти четырех лет, он задумывал грандиозные планы и был полон юношеской энергии. В Париже он начал писать новую трагедию «Агафокл». Он побудил Французскую академию вынести решение о составлении академического словаря французского языка. На себя взял составление тома на букву «А». Но годы взяли свое. Вольтер скончался 30 мая 1778 года.
Тело его тайно было вывезено в Шампань и похоронено в аббатстве Сельер.
В дни революции, в 1791 году,
останки Вольтера были
Ныне прах философа покоится в Пантеоне
великих людей Франции.
Глава 2. Наука и философия
§2.1. Деятельность Вольтера
Деятельность Вольтера чрезвычайно многообразна. Он - философ, математик, физик, историк, выдающийся мастер слова. Вольтер проявил себя почти во всех жанрах поэтического искусства. Он был крупнейшим драматургом своего века, автором трагедий и комедий, поэтом, наконец неподражаемых по остроумию и смелости политической сатиры философских повестей.
Собрание сочинений Вольтера составляет целую библиотеку. Впервые издавший их Бомарше напечатал 70 томов in-8 и 90 томов in-12. Более десятка томов занимают его письма, блестящие, остроумные, полные мысли и энергии4.
Издание сочинений Вольтера
Все сочинения Вольтера, составляющие
его литературное наследие, можно
разбить на две группы. К первой
следует отнести произведения
научного и философского
«Я исследую все, часть за
частью, и тогда увижу, смогу
ли я потом судить о целом»,-
противопоставлял Вольтер
Это как нельзя более
§2.2. Метафизические системы
«…французское просвещение XVIII столетия, и в особенности французский материализм, представляет собою не только борьбу против существующих политических учреждений, религии и теологии, но также открытую, ясно выраженную борьбу против метафизики XVII столетия и против всякой метафизики вообще,- против метафизики Декарта, Мальбранша, Спинозы и Лейбница»5, - писал Маркс.
Выступая против
Вольтер первый из французских материалистов выступил против системы метафизиков XVII столетия и призвал к изучению фактов действительного материального мира. Метафизика влечет к застою научной мысли, мешает накоплению научных знаний. «О, метафизика! С нею дошли мы до той степени развития, на которой стояли древнейшие друиды»,- заявил он.
В данной критике есть бесспорно здоровый элемент: необходимо было накопление положительных знаний для того, чтобы потом, обогащенное точными сведениями о явлении природы, человечество смогло перейти уже к широким обобщениям, к изучению закономерностей мира.
Именно эта задача вдохновляла Вольтера и его соратников, ради нее они критиковали, в ряде случаев незаслуженно резко, гениальных мыслителей XVII столетия.
Впрочем, следует оговориться, проницательный ум Вольтера, отметил здоровые рациональные зерна в трудах Декарта. В «Письмах об Англии» он отдает должное заслугам Декарта перед французской наукой, отмечая его работы в области механики, физики и математики.
Вольтер признает
Вольтер достаточно подробно рассуждает
о возможностях человеческого разума,
но не для того чтобы его унизить, а наоборот,
возвысить. Многое не постигает человек.
Это нужно понимать, относится к этому
здраво и не тщиться постигнуть то, чего
при настоящих возможностях постигнуть
нельзя. Вместе с тем терпеливо и кропотливо
нужно узнавать вещи неопознанные, но
уже могущие быть познанными. Понимание
ограниченности наших знаний становится
тогда могучим стимулом познания.
§2.3. Философская религия Вольтера- деизм
Вольтер отверг все известные
ему религии, но остался
Отсюда идет философская религия Вольтера- деизм. Мир создан богом. Раз создав мир, он больше не вмешивается в его дела. Каков он, этот бог, мы не знаем и вряд ли можем узнать. «Где находится этот вечный геометр, находится ли он на одном месте, или повсюду, не занимая определенного пространства? Об этом я ничего не знаю. Необъятен ли он, не имея ни пространственности, ни качественности? Я этого ничего не знаю»,- пишет Вольтер.
Деизм Вольтера не дает
Все религии, выдумавшие самых различных богов, нелепы, рассуждал он. Жертвы, приносимые кровожадными церковниками этим выдуманным ими богам, вопиют о преступлении.
Вольтер, признавая бог как первопричину мира, как умозрительную абстракцию, был ярым противником воплощения этой отвлеченной идеи бога в каком-либо конкретном образе (Христа, Магомета, Будды и пр.).
Вольтер, неутомимый борец против фанатизма и нетерпимости, был объявлен церковниками атеистом. Его деятельность действительно подрывала основы церкви, основы религии. Однако, склоняясь сам по сути дела к отрицанию бога и отождествлению его с природой, Вольтер вместе с тем вовсе не хотел того, чтобы идею карающего бога перестала жить в народе. Здесь сказалась буржуазная ограниченность Вольтера. «Если бы бога не было, его надо было бы выдумать», - писал он в 1769 году.
Итак, мы видим, с одной стороны, суровую, непреклонную борьбу Вольтера против фанатизма, нетерпимости и всех преступлений церкви и религии, с другой стороны- попытку удержать, сохранить идею карающего и вознаграждающего бога в качестве моральной узды для народа
Вольтер в своем имении Ферней
даже построил церковь с претенциозным
посвящением: «Deo erexit Voltaire» («Богу построил
Вольтер»). В этом, бесспорно, сказалась
непосредственность его материализма.
Плеханов справедливо указал на ее причину:
«Материалисты шли до конца там, где «патриарх»
останавливался, тревожно оглядываясь
на свою прислугу и на своих фернейских
крестьян».
§2.4 . Философия истории
Вольтер был автором