Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:24, реферат
В XVIII столетии тенденция роста рациональности, проявившаяся столь ярко в
XVII веке, была продолжена и развита в новых условиях. Происходит расширение понятия «рациональность» до идейно-теоретического течения, в котором научное знание становится достоянием широкой общественности, предметом обсуждения в светских салонах, художественных кругах, печати. Не случайно XVIII вошел в историю как век Просвещения.
Противники
французского Просвещения распространяли
измышления о его догматичности,
на котором они, в сущности, выдавали материалистическо-
антитеологическую и направленную против
социального гнета определенность воззрений
просветителей. Но при всей категоричности
просветительских отрицаний и утверждений
ни одно из них не высказывалось без солидного
обоснования, подкрепления фактами и аргументами.
В понимании объективной реальности философы-просветители
вовсе не претендовали на всезнание и
обладание абсолютной истиной, сами указывая
на необходимость дальнейшего значительного
углубления знаний. По складу своего ума
и его сознательной методологической
ориентированности они были принципиальными
антидогматиками. Философская мысль Просвещения
находилась, по сути дела, в постоянном
движении, в поиске, в открытии и опробовании
новых путей. В ней не было догматической
окостенелости, даже когда она выступала
в виде систем, поскольку последние являлись
"открытыми". Воззрения Вольтера
и
Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция Гольбаха,
в наибольшей мере определявших содержание
просветительской мысли, существенно
развивались на всем протяжении их творческой
деятельности. В завершающих произведениях
каждого из великих просветителей заметны
плодотворные перспективы дальнейшего
продвижения философской мысли, постановка
новых проблем, ждущих своего разрешения,
указания на проблемы в знаниях, которые
надлежит заполнить в ходе будущих исследователей.
Картина
природы (мира) и познание.
Просветители отрицали сверхъестественное
и объясняли природу, исходя из нее самой,
на основе данных экспериментального
естествознания, база которых была значительно
шире, чем у материалистов XVII века: в XVIII
ввеке окончательно утвердились как самостоятельные
научные дисциплины биология, химия, геология.
При этом решение основного вопроса философии
приобрело новые оттенки и развороты.
Опираясь на данные науки, французские
материалисты развили учение о материи
как единственной реальности, обладающей
бесконечным разнообразием свойств: вся
природа находится в вечном движении и
развитии - все гибнет в одной форме и восстанавливается
в другой ("всеобщее брожение во Вселенной").
Над всеми связями причин и действий в
природе господствует строжайшая необходимость:
природа во всех своих явлениях поступает
необходимо.
Благодаря движению целое вступает в сношение
со своими частями, а последнее с целым.
Вселенная есть лишь необъятная цепь причин
и следствий, непрерывно вытекающих друг
из друга. Материальные процессы исключают
какую бы то ни было случайность или целесообразность.
Случайность есть лишь субъективное незнание
причин.
Материя при этом рассматривалась состоящей
из неделимых частиц вещества: у
Гольбаха и Гельвеция это атомы, обладающие
геометрически механическими характеристиками
(плотность, протяженность, тяжесть, силы
инерции, подвижность); у Ламетри и Дидро
это молекулы, обладающие сверх того чувствительностью
и неистощимой внутренней силой.
Столкновение и соединение разнокачественных
элементов создает многообразие форм
материи, при этом материя внутренне активна,
она не нуждается в постороннем двигателе
и поэтому, утверждает Дидро, имеет место
переход от инертной молекулы к живой
молекуле: Он также утверждает, что первоосновой
мира являются не механические атомы,
а органические молекулы, у которых есть
способность к ощущению. Соединившись
в благоприятных условиях, они породили
животных, при дальнейшем изменении внешних
условий меняются и сами животные (интенсивно
работающие органы увеличиваются, неработающие
атрофируются), а затем данные изменения
передается по наследству (идея естественного
отбора).
В учении о причинности французские материалисты
отождествляли ее с необходимостью, а
случайность характеризовалась как субъективное
незнание.
Опираясь на учение о причинности, Просветителям
удалось вплотную подойти к теории эволюции,
так Ламетри пытаясь ответить на вопрос
- чем обусловлено изменение видов растений
и животных, высказал ряд идей близких
к идее естественного отбора. Он выступил
одним из пионеров научного объяснения
возникновения и развития жизни на земле:
из воздуха в океан попадают зародыши
живого, которые под действием солнечных
лучей при высыхании океана превращаются
в живые существа. Возникают простые организмы,
а потом сложные
(человек). Он также обосновывает тезис
о происхождении человека от животных
анатомическим сравнением человека и
животных. Учение Дидро о единстве материи
и сознания послужившей основой идеи отрицания
бессмертной души, также опиралось на
установки детерминизма.
Отрицание сверхчувственного доопытного,
врожденного знания и обоснование возможности
постоянно расширяющегося и углубляющего
знания - таковы основные черты теории
познания Французского материализма.
Она строится на основе отрицания агностицизма
и декартовской мысли о врожденности идей,
последовательным развитием локковского
сенсуализма: ощущения, являющиеся источником
всех знаний, возникают в результате воздействия
внешнего мира на органы чувств, внутренний
опыт, рефлексия, имеют вторичный характер.
Идея - это образ предмета, вызвавшего
ощущение, истина - это соответствие представлений
о вещах самим вещам и она проверяется
опытом, экспериментом.
При этом отражение понималось по аналогии
с физическим отражением световых лучей.
А разум истолковывался как простая способность
суммирования чувственных данных. Наблюдение,
размышление и эксперимент - главные методы
познания.
Итак, французское Просвещение оказало
большое влияние на передовую философскую
и общественно-политическую мысль стран
Европы, Америки и Азии.
Философия и социально-политические теории
французского Просвещения идеологически
подготовили Французскую буржуазную революцию
1789 - 94 годов.
Данные теории исходили из установки решения
проблемы гармонического сочетания личных
и общественных интересов на пути переделываиия
общественной среды, перевоспитании человека.
При этом законы не должны находиться
в противоречии с природными свойствами
человека, а сами природные свойства и
потребности должны быть поняты.
В связи с этим в мировоззрении Просвещения
вырисовывалась следующая цепочка: естественное
- разумное - полезное - благое - законное
- познаваемое - осуществимое. При этом
реальным в историческом процессе являются
отклонения, зигзаги в силу невежества,
от естественного хода, но также реальным
и естественным является возвращение
к норме. Поэтому в истории человечества
имеют место две параллельные закономерности:
просвещение - мудрость - добро - прогресс
- любовь к знаниям - свободомыслие - атеизм
- царство разума - счастье, и невежество
- глупость
- зло - косность - религиозное мракобесие
- политический деспотизм - несчастье.
Каждый элемент второй цепочки есть отклонение
соответствующего звена первой. Причем
имеют место круговороты этих цепочек.
Мировоззрению французских Просветителей,
несмотря на множество диалектических
догадок во взглядах на природу и общество,
в целом была присуща метафизичность.
В механике Ньютона они усматривали окончательное
заключение о фундаментальных основах
природного и общественного бытия, основах,
абсолютно одинаковых при любых условиях
во всех уголках Вселенной.
Применительно
к природе это означало, что она
неизменна: у Гольбаха это природные круговороты,
в которых сумма веществ и элементов неизменна.
В общественной жизни неизменной была
"человеческая природа", потребности,
стремление к счастью, равенство всех
в отношении естественных прав, зависимости
от окружающей среды и в способности к
постепенному, неуклонному развитию собственного
разума.
В познании механицизм и метафизика слились
с абсолютизацией повседневного опыта:
познано то, что наглядно, а потому выразимо
в механических моделях.
При этом случайность исключалась, в духе
материалистического фатализма она рассматривалась
как мелкая причина, способная привести
к значительным последствиям.
Итак, Просвещение, осознавая себе новой
эпохой, видело панацею от всех бед в распространении
знаний, оптимистически оценивало возможности
общественного прогресса, пыталось открыть
людям глаза на собственную природу.
Штрихи
к портретам французских
Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) виднейший
французский просветитель
XVIII в., писатель, философ. Вольтер принадлежит
к числу мыслителей, которые своей острой
критикой церкви и феодальных порядков
осуществляли идеологическую подготовку
французской буржуазной революции конца
XVIII в. В философии Вольтер был последователем
Локка. Вольтер считал, что опыт - источник
познания. Однако Вольтер не дошел до материализма
- он остался умеренным агностиком и деистом.
Существование бога он стремился доказать
рационалистически, в противовес религиозно-мистическому
учению об откровении. Бытие бога, по Вольтеру,
доказывается стройностью мироздания.
Вольтер настаивает на практической "пользе"
религии: бог нужен как узда для
"простого народа", как гарантия "порядка".
Наряду с этим Вольтер выступает как борец
против католицизма, суеверий, предрассудков,
фанатизма. При всей своей критике абсолютизма
Вольтер, однако, оставался (до 60-х годов)
монархистом; в дальнейшем, в связи с обострением
противоречий между третьим сословием
и абсолютизмом, Вольтер склонялся к идее
конституционной монархи, он даже говорил
о преимуществах республики. Его философия
полна противоречий: разящая критика католицизма
и поповщины и признание существование
бога и необходимости религии; критика
абсолютизма и признание
"просвещенного абсолютизма". Вольтер
был идеологом крупной буржуазии.
Неравенство он считал извечным, непреложным
законом мира. В его презрении к
"черни" сказывалась классовая природа
французского буржуазного просветительства
XVIII века. Блестящий популяризатор идей
просветительства,
Вольтер имел огромное влияние на современников
как критик поповщины, католицизма, самодержавия,
как обличитель существовавших во Франции
феодальных порядков. Основные философские
произведения Вольтера:
"Философские письма", "Основы
философии Ньютона", "Философский
словарь",
"Кандид".
Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) - выдающийся
представитель французского материализма
и атеизма XVIII в. и один из идейных предшественников
деятелей буржуазной революции во Франции.
Гельвеций открыто признает реально существующими
только материальные предметы; возникающие
в человеческой голове представления
и понятия он рассматривает как вторичные
по отношению к материальной действительности.
Выступая в качестве воинствующего атеиста,
он объясняет веру в бога результатом
невежества одних и сознательного обмана
других.
Гольбах Поль Анри (1723 - 1789) - один из главных
представителей французского материализма
и атеизма XVIII в., идеолог французской революционной
буржуазии, участник "Энциклопедии",
автор знаменитой книги
"Система природы". Гольбах определяет
природу как причину всего сущего.
Материя, по Гольбаху, - это объективная
реальность, воздействующая на органы
чувств человека. Серьезной заслугой Гольбаха
является признание им движения как неотъемлемого
атрибута материи. К человеческому обществу
Гольбах приходит с позиций идеализма,
буржуазного просветительства.
Дидро Дени (1713-1784) - великий французский
просветитель, философ- материалист, крупнейший
идеолог революционной буржуазии XVIII в.,
основатель и редактор "Энциклопедии".
Дидро признает объективное существование
материи; материя вечна, ей присуще движение.
Абсолютный покой, согласно Дидро, - абстракция,
его нет в природе. Дидро - атеист. Он решительно
отрицал существование бога и критиковал
философский идеализм и религиозные догматы
о бессмертии души, свободе воли и т.д.
Отвергая философскую мораль, Дидро в
основу нравственного поведения людей
положил стремление людей к счастью. Он
проповедовал разумное сочетание личных
и общественных интересов. Материалистически
объясняя природу, Дидро, однако, остался
идеалистом в области природы. Характер
общественного строя он, как и другие французские
материалисты XVIII века, ставил в зависимость
от политической организации общества,
которая с его точки зрения возникает
из существующего законодательства и,
в конечном счете, из господствующих в
обществе идей. Свои надежды на разумное
устройство общества он связывал с проявлением
просвещенного государя. Дидро - крупный
теоретик эстетики и литературы, автор
ряда художественных произведений. Главные
его произведения: "Мысли к объяснению
природы", "Племянник Рамо", "Разговор
Даламбера и Дидро", "Сон Даламбера"
и другие.
Ламетри Жюльен Оффрэ (1709-1751) - выдающийся
французский философ- материалист, сыгравший
наряду с другими материалистами и просветителями
значительную роль в идейной подготовке
французской буржуазной революции конца
XVIII в. По профессии Ламетри был врачом.
В своих материалистических взглядах
он опирался на естествознание. Как и другие
французские материалисты, Ламетри развивал
физику Декарта и сенсуализм Локка. Под
душой он понимал способность человека
чувствовать и мыслить; чувства являются
надежным руководителем в повседневной
жизни. В понимании общественных явлений
Ламетри был идеалистом; полагал, что общественная
жизнь определяется интересами людей,
интересы же людей зависят от господствующих
в обществе идей.
Мелье Жан (1664-1729) - французский материалист
и атеист, утопический коммунист. Был сельским
священником. После смерти Мелье было
обнаружено его произведение в форме обращения
к прихожанам - ''Завещание', в котором он
выразил гневный протест против религии,
духовенства, дворянства и всего современного
ему строя. Главное социальное зло Мелье
видел непропорциональности распределения
богатств между людьми, а причину этого
зла - в частной собственности.
Монтескье Шарль Луи (1689-1755) - французский
социолог, выразитель политических настроений
французской буржуазии середины XVIII столетия.
Монтескье был одним из основоположников
"географического направления в социологии".
Нравственный облик народа, характер его
законов и образ правления обусловлены,
по Монтескье, климатом, почвой, размером
территории, на которой он живет. Нет, таким
образом, абсолютного, разумного государственного
строя, религии, законов и нравов.
Руссо Жан Жак (1712-1778) - выдающийся французский
просветитель, демократ, идеолог мелкой
буржуазии, один из идейных предшественников
якобинцев. В философских взглядах - деист.
Наряду с существованием бога признавал
также существование бессмертной души.
В духе дуализма Руссо учил о материи и
духе как двух извечно существующих начала.
Материю Руссо считал пассивной и мертвой.
В теории познания Руссо стоял на позиции
сенсуализма, выводя все знания из ощущений.
Вместе с тем Руссо признавал врожденность
нравственных идей. В работе "Рассуждение
о происхождении и основаниях неравенства
среди людей' (1754) Руссо выступил с резкой
критикой феодально-сословных отношений
и объявил причиной неравенства появление
и развитие частной собственности. Вместе
с тем Руссо предлагал не уничтожение
частной собственности как таковой, а
замену крупной собственности мелкой
собственностью. Руссо идеализировал
первобытный строй, отрицал учение
Гоббса о том, что в первобытном обществе
происходит война всех против всех.
Руссо утверждал, что в "естественном
состоянии" все люди были равны и не
знали социального гнета, нищеты и несправедливости.
В своем главном труде
"Общественный договор" Руссо развил
мысль о создании государства в результате
соглашения между людьми и признал за
народом право на государственную власть.
В противоположность Гоббсу, который в
своей теории общественного договора
оправдывал абсолютистское, монархическое
государство, Руссо высказывался за государство,
обеспечивающее буржуазно- демократические
права. В этом огромное преимущество Руссо
перед идеологами современной буржуазии,
которая выбросила за борт знамя буржуазно-
демократических свобод. Вместе с тем
идеальное государство Руссо было всего
лишь идеализированным царством буржуазии.
В работе "Эмиль, или о воспитании"
Руссо резко критиковал старую феодально-сословную
систему воспитания и требовал, чтобы
целью воспитания была подготовка активных
граждан, уважающих труд. При всей относительной
прогрессивности социологических взглядов
Руссо они были также идеалистичны, как
и взгляды других буржуазных просветителей
XVIII века. Руссо выводил государство из
сознательных намерений людей, не понимал
классовой сущности государства, приписывал
решающее значение в обществе правовым
и моральным взглядам.
Список используемой литературы
1. Введение
в философию: в 2-х т. М., 1990.
2. Радугин А. А. Философия. М., 1997.
3. Философский энциклопедический словарь.
М., 1989.
4. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов
А.Ф.
Западноевропейская философия XVIII века.
М.,1988.
5. Тарасов Ю.Н. Философия. Воронеж, 1999.