Филосовское наследие Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:31, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией, и просуществовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками

Работа содержит 1 файл

Филосовское наследие Платона.docx

— 59.46 Кб (Скачать)

   Основные философские принципы платонизма. 1. Идея вещи есть смысл вещи.  2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.                                                                          3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи. 4. Идея вещи невещественна. 5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.                                                                                                                            

    Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным вкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализм как мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единичного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

  Итак, можно ли считать философское наследие Платона артистическим философствованием, местами гениально прозорливым, однако лишенным систематической строгости и методически исчерпывающей полноты? О большинстве диалогов, за исключением Тимея и Законов, действительно, можно сказать, что построение их прихотливо, логика изложения определяется скорее художественными или пропедевтическими задачами, нежели логикой философского предмета. Тем не менее об отсутствии системы в философском наследии Платона не может быть и речи.

  Внимательное изучение Платоновского корпуса показывает, что в нем всесторонне и полно выражена тщательно проработанная философская концепция, диалектически изощренная и, что самое замечательное, свободная от догматической косности и окостенелости. Душа платоновского идеализма учение о Благе. Из платоновской философии вошло в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Идеализм Платона идеализирующее учение. Прежде всего Платон идеализирует познавательную деятельность человека. Платоновская гносеология менее всего хлопочет об адекватности человеческих познаний познаваемому миру, главное в познании усмотрение перспективы движения к совершенству. 
   Познание постигает вещи только тогда, когда оно постигает меру возможного совершенства каждой вещи, ее идеал, а также место этого идеала в Едином 
Благе Бытия. Соединение в одной высшей идее Блага, Бытия и Единого обусловило сквозное единство этического, космологического и гносеологического уровней его философского учения. Сущность человека, согласно этому учению, заключается в безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего собственного совершенства, своего идеала, и тем самым к самоусовершенствованию.21 Подобным же образом Платон идеализирует природу мироздания, общественный порядок, да и все, к чему прикасается его мысль. Философия, по Платону, начинается с удивления, а держится и питается любовью, любовью к идеалу и к любому объекту мысли как к возможности идеала. Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, в опыте имеющее лишь результат, но не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над заботой и злобой дня.

   В политике это выражается в примате общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души. В логике это означает превосходство общего над единичным и более общего над менее общим, в гносеологии суверенитет понятия и приоритет его перед чувственным опытом. Истина это закон подчинения знания идее.

   В космологии это сказывается в низведении самодостаточного и самодвижущегося космоса досократической философии на уровень производного и произведенного механизма, скопированного с внеположенного космосу образца и приводимого в движение силой, лишь отчасти заключенной в космосе и ведущей свое происхождение от внекосмических начал. Закон приближения копии к образцу именуется у Платона истиной, закон подчинения частей целому и соподчинения частей внутри целого соразмерностью, закон полного и совершенного единения многого в одном красотой. Истина, соразмерность и красота сводятся в наивысшее единство, именуемое Благом.   Тем не менее философия Платона это не философия приоритетов, это философия меры. Крайности Платона это не области существования, а пределы понимания. Истина бытия и понимания каждой вещи и ее идеи определяется как мера.22

  Мера это количественно определенное среднее, узел связи двух крайностей многого и единого, частного и целого, единичного и общего, соотношение которых в их смеси определяется числом. Число это то, что объединяет физическое существование космоса и метафизическое бытие идей. 
Самое конечное единство определяется числом единица . Отношения любой из идей к идее единого составляет меру и число этой идеи. Мера и число вещи это отношение наличного соотношения между соединившимися в ней крайностями к тому, которое задано ей идеей. Мир вещей, таким образом, от мира идей отличается тем, что у идеи свое число, целое, а у вещи всегда дробное, знаменатель которого может увеличиваться или сокращаться, обнаруживая меру совершенства вещи.                                                                               

   Довольно глубоко зашли мы в страну Платона, и здесь автор оставляет читателя, поскольку обещал ему указать путь к Платону, а не от Платона, вызвался ввести его в платоновские пределы, но не вывести из них. Пусть читатель не сетует на автора за его вероломство, а главное, не ощущает своего положения безвыходным. Человек в платоновском мире не чувствует себя центральной фигурой, но в то же время он сознает, что находится где-то очень близко к центру, гораздо ближе, чем что-либо иное в этом мире. 
Человек не возвеличен над миром, чтобы быть мерой всех вещей, он обречен быть их мерой, потому что у них никогда-никогда не было, нет и не будет другой. В человеке весь мир познает себя, в человеке человек познает себя, в человеке познает себя само познание, такова человеческая работа в мироздании, такова выпавшая ему в космо-полисе человеческая справедливость, такова космополитическая софия.

  Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. 
Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию.23

Использованная литература.

1. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М.: Изд. Савин С. А., 2008г. - 284 с.

2. Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. - 159 стр.

3.  Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. - М.: МАКС Пресс, 2007г. - 202 стр.

4. Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. - 126 стр.

5. Панфилов В. А. Философия математики Платона.  Днепропетровськ: ДДУ, 2009г. - 112 стр.

6.  Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. - 104 стр.

7. Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. - 318 с.

 

1 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 159 с.

2 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 160 с.

3 Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. - С 318 с.

4 Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. – С 319 с.

5 Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. – С 320 с.

6 Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. – С 321 с.

7 Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. – С 104 с.

8 Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. - С 105 с.

9 Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. – С 106 стр.

10 Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. – С 107 с.

11Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. - М.: МАКС Пресс, 2007г. – С 202 с.

12 Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М.: Савин С. А., 2008г. – С 284 с.

13 Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М.:  Савин С. А., 2008г. – С 285 с.

14 Панфилов В. А. Философия математики Платона.  Днепропетровськ: ДДУ, 2009г. – С 112 с.

15 Панфилов В. А. Философия математики Платона.  Днепропетровськ: ДДУ, 2009г. – С 113 с.

16 Панфилов В. А. Философия математики Платона.  Днепропетровськ: ДДУ, 2009г. - С 114 с.

17 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. – С 126 с.

18 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. – С 127 с.

19 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. – С 128 с.

20 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. – С 129 с.

21 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 199 с.

22 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 200 с.

23 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 201 с.

 


Информация о работе Филосовское наследие Платона