Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:31, реферат
В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией, и просуществовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками
Основные философские принципы
платонизма. 1. Идея вещи есть смысл вещи.
2. Идея вещи есть такая цельность всех
отдельных частей и проявлений вещи, которая
уже не делится на отдельные части данной
вещи и представляет собою в сравнении
с ними уже новое качество.
Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным вкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализм как мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единичного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения.20
Заключение.
Итак, можно ли считать философское наследие Платона артистическим философствованием, местами гениально прозорливым, однако лишенным систематической строгости и методически исчерпывающей полноты? О большинстве диалогов, за исключением Тимея и Законов, действительно, можно сказать, что построение их прихотливо, логика изложения определяется скорее художественными или пропедевтическими задачами, нежели логикой философского предмета. Тем не менее об отсутствии системы в философском наследии Платона не может быть и речи.
Внимательное изучение Платоновского
корпуса показывает, что в нем всесторонне
и полно выражена тщательно проработанная
философская концепция, диалектически
изощренная и, что самое замечательное,
свободная от догматической косности
и окостенелости. Душа платоновского идеализма
учение о Благе. Из платоновской философии
вошло в культурный обиход человечества
не только понятие идеи, но и понятие идеала.
Идеализм Платона идеализирующее учение.
Прежде всего Платон идеализирует познавательную
деятельность человека. Платоновская
гносеология менее всего хлопочет об адекватности
человеческих познаний познаваемому миру,
главное в познании усмотрение перспективы
движения к совершенству.
Познание постигает вещи только
тогда, когда оно постигает меру возможного
совершенства каждой вещи, ее идеал, а
также место этого идеала в Едином
Благе Бытия. Соединение в одной высшей
идее Блага, Бытия и Единого обусловило
сквозное единство этического, космологического
и гносеологического уровней его философского
учения. Сущность человека, согласно этому
учению, заключается в безостановочном
устремлении к познанию совершенства
бытия, своего собственного совершенства,
своего идеала, и тем самым к самоусовершенствованию.21 Подобным
же образом Платон идеализирует природу
мироздания, общественный порядок, да
и все, к чему прикасается его мысль. Философия,
по Платону, начинается с удивления, а
держится и питается любовью, любовью
к идеалу и к любому объекту мысли как
к возможности идеала. Философия Платона
не раз возрождалась на протяжении истории
под именем платонизма. Этим именем называется
всякое учение, которое в основание бытия
кладет идеальные сущности, в основу познания
интеллектуальное усилие, отправляющееся
от интуиции, в опыте имеющее лишь результат,
но не источник, а в этике проповедующее
превосходство вечных ценностей над заботой
и злобой дня.
В политике это выражается в примате общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души. В логике это означает превосходство общего над единичным и более общего над менее общим, в гносеологии суверенитет понятия и приоритет его перед чувственным опытом. Истина это закон подчинения знания идее.
В космологии это сказывается в низведении самодостаточного и самодвижущегося космоса досократической философии на уровень производного и произведенного механизма, скопированного с внеположенного космосу образца и приводимого в движение силой, лишь отчасти заключенной в космосе и ведущей свое происхождение от внекосмических начал. Закон приближения копии к образцу именуется у Платона истиной, закон подчинения частей целому и соподчинения частей внутри целого соразмерностью, закон полного и совершенного единения многого в одном красотой. Истина, соразмерность и красота сводятся в наивысшее единство, именуемое Благом. Тем не менее философия Платона это не философия приоритетов, это философия меры. Крайности Платона это не области существования, а пределы понимания. Истина бытия и понимания каждой вещи и ее идеи определяется как мера.22
Мера это количественно определенное
среднее, узел связи двух крайностей многого
и единого, частного и целого, единичного
и общего, соотношение которых в их смеси
определяется числом. Число это то, что
объединяет физическое существование
космоса и метафизическое бытие идей.
Самое конечное единство определяется
числом единица . Отношения любой из идей
к идее единого составляет меру и число
этой идеи. Мера и число вещи это отношение
наличного соотношения между соединившимися
в ней крайностями к тому, которое задано
ей идеей. Мир вещей, таким образом, от
мира идей отличается тем, что у идеи свое
число, целое, а у вещи всегда дробное,
знаменатель которого может увеличиваться
или сокращаться, обнаруживая меру совершенства
вещи.
Довольно глубоко зашли мы в страну
Платона, и здесь автор оставляет читателя,
поскольку обещал ему указать путь к Платону,
а не от Платона, вызвался ввести его в
платоновские пределы, но не вывести из
них. Пусть читатель не сетует на автора
за его вероломство, а главное, не ощущает
своего положения безвыходным. Человек
в платоновском мире не чувствует себя
центральной фигурой, но в то же время
он сознает, что находится где-то очень
близко к центру, гораздо ближе, чем что-либо
иное в этом мире.
Человек не возвеличен над миром, чтобы
быть мерой всех вещей, он обречен быть
их мерой, потому что у них никогда-никогда
не было, нет и не будет другой. В человеке
весь мир познает себя, в человеке человек
познает себя, в человеке познает себя
само познание, такова человеческая работа
в мироздании, такова выпавшая ему в космо-полисе
человеческая справедливость, такова
космополитическая софия.
Платон - первый в Европе последовательный
представитель объективного идеализма,
основатель этой философии. Объективный
идеализм Платона есть учение о самостоятельном
существовании идей как общих и родовых
понятий.
Платон всю жизнь проповедовал всеобщую
гармонию.23
Использованная литература.
1. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М.: Изд. Савин С. А., 2008г. - 284 с.
2. Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. - 159 стр.
3. Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. - М.: МАКС Пресс, 2007г. - 202 стр.
4. Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. - 126 стр.
5. Панфилов В. А. Философия математики Платона. Днепропетровськ: ДДУ, 2009г. - 112 стр.
6. Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. - 104 стр.
7. Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. - 318 с.
1 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 159 с.
2 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 160 с.
3 Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. - С 318 с.
4 Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. – С 319 с.
5 Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. – С 320 с.
6 Платон и его эпоха. —-М.: Наука, 2008г. – С 321 с.
7 Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. – С 104 с.
8 Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. - С 105 с.
9 Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. – С 106 стр.
10 Нерсесянц В. С. Платон. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»).М.: Юрид. лит., 2007г. – С 107 с.
11Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. - М.: МАКС Пресс, 2007г. – С 202 с.
12 Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М.: Савин С. А., 2008г. – С 284 с.
13 Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М.: Савин С. А., 2008г. – С 285 с.
14 Панфилов В. А. Философия математики Платона. Днепропетровськ: ДДУ, 2009г. – С 112 с.
15 Панфилов В. А. Философия математики Платона. Днепропетровськ: ДДУ, 2009г. – С 113 с.
16 Панфилов В. А. Философия математики Платона. Днепропетровськ: ДДУ, 2009г. - С 114 с.
17 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. – С 126 с.
18 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. – С 127 с.
19 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. – С 128 с.
20 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона.- Краснодар, 2009г. – С 129 с.
21 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 199 с.
22 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 200 с.
23 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций - Ереван: Чартарагет, 2008г. – С 201 с.