Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:31, реферат
В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией, и просуществовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками
Так Платон создает тоталитарную
систему разделения людей на разряды,
которая немного смягчается возможностью
перехода из класса в класс
(это достигается путем длительного воспитания
и самосовершенствования).
Переход этот осуществляется под руководством
правителей. Характерно, что если даже
среди правителей появится человек, больше
подходящий для низшего класса, то его
необходимо "понизить" без сожаления.
Таким образом, Платон считает, что для
благосостояния государства каждый человек
должен заниматься тем делом, для которого
он приспособлен наилучшим образом. Если
человек будет заниматься не своим делом,
но внутри своего класса, то это еще не
гибельно для "идеального" государства.
Когда же человек незаслуженно из сапожника
(первый класс) становится воином (второй
класс), или же воин незаслуженно становится
правителем (третий класс), то это грозит
крахом всему государству, поэтому такой
"перескок" считается "высшим преступлением"
против системы, ведь для блага всего государства
в целом человек должен делать только
то дело, к которому он наилучшим образом
приспособлен. Вслед за Сократом, считавшим
тремя основными добродетелями умеренность
(знание, как обуздывать страсти), храбрость
(знание, как преодолеть опасности), справедливость
(знание, как соблюдать законы божественные
и человеческих), Платон пишет о том, что
"идеальное" государство должно обладать,
по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:
мудростью, мужеством, рассудительностью,
справедливостью.
Мудростью не могут обладать
все жители государства, но правители-
философы, избранные люди, безусловно,
мудры и принимают мудрые решения.
Мужеством обладает большее количество
людей, это не только правители- философы,
но и воины-стражи. Если первые две добродетели
были характерны только для определенных
классов людей, то рассудительность должна
быть присуща всем жителям, она "подобна
некой гармонии", она "настраивает
на свой лад решительно все целиком".
Под четвертой добродетелью справедливостью
автор понимает уже рассмотренное деление
людей на разряды, касты: "...заниматься
своим делом и не вмешиваться в чужие это
есть справедливость".10 Следовательно,
разделение людей на классы имеет для
Платона огромное значение, определяет
существование "идеального" государства
(ведь оно не может быть несправедливым),
и тогда неудивительно, что нарушение
кастового строя считается высшим преступлением.
Так государство Платона незаметно, ради
лучшей цели, приобретает те недостатки,
которые рассматривал сам автор, описывая
"порочные" государства (например,
расслоение общества в олигархическом
государстве). Характерно, что Платон,
живший во времена всеобщего рабовладельческого
строя, не уделяет рабам особого внимания.
В "Государстве" все производственные
заботы возлагаются на ремесленников
и земледельцев. Здесь же Платон пишет,
что в рабство можно обращать только "варваров",
неэллинов, во время войны. Однако он же
говорит, что война зло, возникающее в
порочных государствах "для обогащения",
и в "идеальном" государстве войны
следует избегать, следовательно, не будет
и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате
"Государство" "...класс рабов как
один из основных классов образцового
государства не предусматривается, не
указывается, не называется". Это не
значит, что автор выступает против угнетения
человека человеком, просто, по его мнению,
высшие разряды (касты) не должны иметь
частной собственности, чтобы сохранить
единство. Тем не менее, в диалоге "Законы",
где также обсуждаются проблемы государственного
устройства, Платон перекладывает основные
хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев,
но осуждает воины.
В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном" государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон важнейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняют все без исключения (доходит до того, что дети должны играть по законам государства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей.11 Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты).
Мир по Платону и не телесный
космос, лишенный индивидуальности, и
не отдельные материальные вещи, наполняющие
Вселенную. Прекрасный, материальный космос,
собравший множество единичностей в одно
нераздельное целое, живет и дышит, весь
наполнен бесконечными физическими силами,
но зато он управляется законами, находящимися
вне его, за его пределами. Это самые общие
закономерности, по которым живет и развивается
весь космос. Они составляют особый надкосмический
мир и называются у Платона миром идей.
Увидеть их можно не физическим зрением,
а умственным, мысленно. Идеи, управляющие
Вселенной, первичны. Они определяют жизнь
материального мира. Мир идей находится
вне времени, он не живет, а пребывает,
покоится в вечности. И самая высшая идея
идей - это абстрактное благо, тождественное
абсолютной красоте. Платоновский идеализм
потому и называется объективным, что
он признаёт существование вполне реального,
независимого от сознания человека, то
есть объективного идеального бытия.
Сочинения Платона (427-347 гг. до
н.э.) - уникальное явление в отношении
выделения философской концепции. Это
высокохудожественное, захватывающее
описание самого процесса становления
концепции, с сомнениями и неуверенностью,
подчас с безрезультатными попытками
разрешения поставленного вопроса, с возвратом
к исходному пункту, многочисленными повторениями
и т.п.12 Выделить
в творчестве Платона какой-либо аспект
и систематически изложить его довольно
сложно, так как приходится реконструировать
мысли Платона из отдельных высказываний,
которые настолько динамичны, что в процессе
эволюции мысли порой превращаются в свою
противоположность. Платон неоднократно
высказывал свое отношение к математике
и она всегда оценивалась им очень высоко:
без математических знаний «человек с
любыми природными свойствами не станет
блаженным», в своем идеальном государстве
он предполагал «утвердить законом и убедить
тех, которые намереваются занять в городе
высокие должности, чтобы они упражнялись
в науке счисления». Систематическое широкое
использование математического материала
имеет место у Платона, начиная с диалога
«Менон», где Платон подводит к основному
выводу с помощью геометрического доказательства.
Именно вывод этого диалога
о том, что познание есть припоминание,
стал основополагающим принципом платоновской
гносеологии. Значительно в большей мере,
чем в гносеологии, влияние математики
обнаруживается в онтологии Платона. Проблема
строения материальной действительности
у Платона получила такую трактовку: мир
вещей, воспринимаемый посредством чувств,
не есть мир истинно существующего; вещи
непрерывно возникают и погибают. Истинным
бытием обладает мир идей, которые бестелесны,
нечувственны и выступают по отношению
к вещам как их причины и образы, по которым
эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных
предметов и идей он устанавливает математические
истины, которые от чувственных предметов
отличаются тем, что вечны и неподвижны,
а от идей
- тем, что некоторые математические истины
сходна друг с другом, идея же всякий раз
только одна. У Платона в качестве материи
началами являются большое и малое, а в
качестве сущности - единое, ибо идеи (они
же числа) получаются из большого и малого
через приобщение их к единству.
Чувственно воспринимаемый мир, согласно
Платону, создан Богом. Процесс построения
космоса описан в диалоге «Тимей». Ознакомившись
с этим описанием, нужно признать, что
Создатель был хорошо знаком с математикой
и на многих этапах творения существенно
использовал математические положения,
а порой и выполнял точные вычисления.13 Посредством
математических отношений Платон пытался
охарактеризовать и некоторые явления
общественной жизни, примером чего может
служить трактовка социального отношения
«равенство» в диалоге «Горгий» и в
«Законах». Можно заключить, что Платон
существенно опирался на математику при
разработке основных разделов своей философии:
в концепции «познание - припоминание»,
учении о сущности материального бытия,
об устройстве космоса, в трактовке социальных
явлений и т.д.
Математика сыграла значительную
роль в конструктивном оформлении его
философской системы. Так в чем же заключалась
его концепция математики? Согласно Платону,
математические науки (арифметика, геометрия,
астрономия и гармония) дарованы человеку
богами, которые «произвели число, дали
идею времени и возбудили потребность
исследования вселенной».
Изначальное назначение математики в
том, чтобы «очищался и оживлялся тот орган
души человека, расстроенный и ослепленный
иными делами», который
«важнее, чем тысяча глаз, потому что им
одним созерцается истина».
«Только никто не пользуется ею (математикой)
правильно, как наукою, влекущей непременно
к сущему». «Неправильность» математики
Платон видел, прежде всего, в ее применимости
для решения конкретных практических
задач.
Нельзя сказать, чтобы он вообще
отрицал практическую применимость математики.
Так, часть геометрии нужна для «расположения
лагерей», «при всех построениях как во
время самих сражений, так и во время походов».
Но, по мнению Платона, «для таких вещей
достаточна малая часть геометрических
и арифметических выкладок, часть же их
большая, простирающаяся далее, должна
...способствовать легчайшему усвоению
идеи блага». Платон отрицательно отзывался
о тех попытках использования механических
методов для решения математических задач,
которые имели место в науке того времени.14 Его
неудовлетворенность вызывало также принятое
современниками понимание природы математических
объектов. Рассматривая идеи своей науки
как отражение реальных связей действительности,
математики в своих исследованиях наряду
с абстрактными логическими рассуждениями
широко использовали чувственные образы,
геометрические построения. Платон всячески
старается убедить, что объекты математики
существуют обособленно от реального
мира, поэтому при их исследовании неправомерно
прибегать к чувственной оценке. Таким
образом, в исторически сложившейся системе
математических знаний
Платон выделяет только умозрительную,
дедуктивно построенную компоненту и
закрепляет за ней право называться математикой.
История математики мистифицируется,
теоретические разделы резко противопоставляются
вычислительному аппарату, до предела
сужается область приложения. В таком
искаженном виде некоторые реальные стороны
математического познания и послужили
одним из оснований для построения системы
объективного идеализма Платона. Ведь
сама по себе математика к идеализму вообще
не ведет, и в целях построения идеалистических
систем ее приходится существенно деформировать.
Вопрос о влиянии, оказанном Платоном
на развитие математики, довольно труден.
Длительное время господствовало убеждение,
что вклад
Платона в математику был значителен.
Однако более глубокий анализ привел к
изменению этой оценки. Так, О.Нейгебауэр
пишет: «Его собственный прямой вклад
в математические знания, очевидно, был
равен нулю...
Исключительно элементарный характер
примеров математических рассуждений,
приводимых Платоном и Аристотелем, не
подтверждает гипотезы о том, что Эвдокс
или Теэтет чему-либо научились у Платона.
Его совет астрономам заменить наблюдения
спекуляцией мог бы разрушить один из
наиболее значительных вкладов греков
в точные науки».15 Такая
аргументация вполне убедительна; можно
также согласиться и с тем, что идеалистическая
философия Платона в целом сыграла отрицательную
роль в развитии математики. Однако
не следует забывать о сложном характере
этого воздействия. Платону принадлежит
разработка некоторых важных методологических
проблем математического познания: аксиоматическое
построение математики, исследование
отношений между математическими методами
и диалектикой, анализ основных форм математического
знания. Так, процесс доказательства необходимо
связывает набор доказанных положений
в систему, в основе которой лежат некоторые
недоказуемые положения. Тот факт, что
начала математических наук «суть предположения»,
может вызвать сомнение в истинности всех
последующих построений. Платон считал
такое сомнение необоснованным. Согласно
его объяснению, хотя сами математические
науки,
«пользуясь предположениями, оставляют
их в неподвижности и не могут дать для
них основания», предположения находят
основания посредством диалектики. Платон
высказал и ряд других положений, оказавшихся
плодотворными для развития математики.
Так, в диалоге «Пир» выдвигается понятие
предела; идея выступает здесь как предел
становления вещи. Критика, которой подвергались
методология и мировоззренческая система
Платона со стороны математиков, при всей
своей важности не затрагивала сами основы
идеалистической концепции. Для замены
разработанной Платоном методологии математики
более продуктивной системой нужно было
подвергнуть критическому разбору его
учение об идеях, основные разделы его
философии и как следствие этого = его
воззрение на математику. Эта миссия выпала
на долю ученика Платона - Аристотеля.16
3.Философия Платона.
Последователь философии Анаксагора
оказался Сократ. Сократ воспринял лучшие
традиции милетской школы, восходившей
к светлому, незамутненному источнику
истинного знания (Тертуллиан в "Апологетике"
говорит о том, что философия в своих истоках
восходит к божественному откровению).
Из учеников Сократа наиболее способным
был Платон. Личность
Сократа, его мученическая смерть, принятая
с необыкновенным мужеством, - все это,
несомненно, произвело сильное впечатление
на Платона. В этом контексте уместно вспомнить
евангельские слова: "Если зерно, падшее
в землю, не умрет, то останется одно, а
если умрет, то принесет много плода".
Обладая прекрасной памятью, Платон
запомнил беседы Сократа в мельчайших
подробностях и позднее записал их. Записи
бесед (диалогов), в которых Сократ играет
главную роль, составляют основную часть
философского наследия Платона. Наследие
Платона оказало громадное влияние на
европейскую философию. Систематическое
изучение философии Платона продолжалось
в течение всего античного периода в стенах,
основанной Платоном Академии (закрытой
по приказу императора Юстиниана лишь
в 529 г. н.э.); после некоторого упадка интереса
к платонизму в течение средних веков,
изучение философии Платона было продолжено
в Италии в ХV веке. Существует у греков
правдивейшее о Платоне высказывание:
Феб родил двух выдающихся сыновей - Эскулапа
и Платона. Эскулап лечил тела, а Платон
- души. Болезнь же души состоит в ложных
мнениях и дурных нравах. Истинными философами
являются те, кто старательно ищет истину
из любви к самой истине.17
При жизни Платона ходили слухи о том,
что в Академии преподается в устной форме
особая тайная философия, о которой в диалогах
ничего прямо не говорится. Диоген Лаэртский
свидетельствует:"Словами Платон пользовался
очень разными, желая, чтобы его учение
не было легко уяснимым для людей несведущих".
Из этого следует, что Платон свои диалоги
предназначал как для сведущих, так и для
несведущих. И действительно, любое иносказание
предполагает разделение читателей по
крайней мере на двух типов. Их можно назвать
по разному Диоген называет их сведущими
и несведущими, я - А. Т.
Геворкян называв их первыми и вторыми.
Первые читатели не улавливают цели иносказаний,
или вовсе не воспринимают иносказаний;
вторые же обнаруживают иносказательный
покров и выявляют то, что скрыто под различными
Формами иносказания. Сам Платон также
разделял своих читателей на два типа.
Об этом свидетельствует Седьмое письмо,
где он говорит: "Если бы показалось,
что следует написать или сказать это
в понятной для многих форме, что более
прекрасного могло быть сделано в моей
жизни, чем принести столь великую пользу
людям, раскрыв всем в письменном виде
сущность вещей? Но я думаю, что подобная
попытка не явилась бы благом для людей,
исключая очень немногих, которые и сами
при малейшем указании способны все это
найти". Из этого можно видеть, что сам
Платон разделял своих читателей на "многих"
и "немногих".
Именно на этих немногих и рассчитывал
Платон при построении сложной структуры
диалогов, в которых под различными формами
иносказания он скрыл свои подлинные воззрения.
Начиная с древности в платоноведении
существовала точка зрения, согласно которой
диалоги - экзотерические (внешние) сочинения
не содержат в явном виде эзотерических
(внутриакадемических) учений, которые
преподавались ученикам Платона устно
и хранились в тайне от внешнего мира.
В этом свете основной проблемой
платоноведения стало выявление соотношения
двух Платонов: автора диалогов и наставника
Академии.18 Об
этом свидетельствует, в частности; А.
Клеванов, который в 1861г. писал: "Было
высказано некоторыми довольно странное
мнение, будто и из подлинных сочинений
Платона нельзя извлечь истинного понятия
об его учении, что оно в полной ясности
преподано им тайно только ученикам его,
а в сочинениях внутренний смысл учения
скрыт под намеками и образами, частью
с умыслом, частью из осторожности".
Сам А. Клеванов называет эту точку зрения
странной и, вероятно, солидаризируется
со Ф. Шлейермахером, который, как утверждает
А. Клеванов, опроверг эту догадку и с его
времени почти потеряли в нее веру. И действительно,
Ф. Шлейермахер в XIX веке был авторитетным
теологом и своими переводами сочинений
Платона на немецкий был известным и в
платоноведении. Он своими интерпретациями
христианизировал Платона, а свидетельства
Диогена Лаэртокого и других он объявил
несерьезными анекдотами ненаучной традиции
и категорически отверг их. Воззрения.
Ф. Шлейермахера о Платоне оставались
господствующими в XI. В особенности трудно
было выйти из-под его влияния мыслителям
христианской направленности. В этом отношении
интересна позиция Гегеля, который отверг
концепцию двух Платонов: "Это, впрочем,
дурное различение, так как получается
вид, будто у Платона были две философии:
одна для внешнего мира, для людей, а другая
- внутренняя, сохраняемая для интимного
круга". Он полагал, что у Платона одна
философия. Однако, его интуиция исследователя
заставляет его частично признать то,
что он в общем отвергает: "Но эзотерическим
является спекулятивное, которое, хотя
бы оно было написано и напечатано, все
же, не будучи тайной, остается сокрытым
для тех, кто не хочет делать усилия мысли".
Таким образом, Гегель фактически признает,
что диалоги Платона рассчитаны на читателей
двух типов: тех, которые не делают усилия
мысли и тех, которые, делая усилие мысли,
правильно понимают спекулятивное сокрытое.
В ХХв. эзотерические тенденции в платоноведении
начали усиливаться.19
В 1912г. В. Егер безоговорочно провозгласил, что настоящая философия Платона не может быть найдена, в его диалогах, которые следует считать не философскими сочинениями, а произведениями искусства. Подлинно платоновские воззрения содержались в его устном учении - том, которая может быть восстановлена по свидетельствам Аристотеля и других его учеников.