Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:31, реферат
В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией, и просуществовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками
Введение.
В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией, и просуществовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками в Академии, было полно заблуждений. Основные точки зрения этого учения не только фантастичны, на наш современный взгляд, но в прямом смысле слова превратны, глубоко ошибочны. И все же Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила.
Платоном был создан и разработан
один из двух основных, главных типов философского
мировоззрения. Платон - создатель философского
идеализма.
До Платона идеализм выступает еще в зачаточной,
частичной форме. Это учение пифагорейцев
о переселении и перевоплощении душ. Это
учение италийских философов Парменида
и Зенона о противоположности достоверного
"знания", добываемого посредством
ума, и надежного, обманчивого "мнения",
доставляемого чувствами. Это учение Анаксагора,
друга и учителя Перикла, об "Уме",
который, прикоснувшись в некоторой точке
к хаосу материальных частиц, внес в них
движение и разделение, в результате которого
хаос начал преобразовываться в "космос".
Это воззрение мегарцев, представителей
одной из сократовских школ, утверждавших
существование "бестелесных идей".1 Но
как бы не приближались к идеализму все
эти учения, творцы их еще были далеки
от создания идеализма как мировоззрения.
Даже Сократ, намечающий поворот древнегреческой
философии от первоначального материализма
VI-I вв. до н.э. к идеализму, был далек от
этого. Он не отделял еще "идеи" от
"вещей". Правда, он утверждал, будто
человек может познавать в самом себе
не тело, но только душу, так как лишь душа
находится будто бы целиком в нашей власти.
У Платона идеализм охватывает
вопросы и о природе, и о человеке, и о душе
человека, и о познании, и об общественно-политическом
строе, и об языке, и об искусстве - поэзии,
скульптуре, живописи, музыке, - и о красноречии,
и о воспитании. Если в целом греки были
создателями как бы "пробных систем"
философии, то Платон создал "пробную
систему" идеализма.
В кругу вопросов, составлявших эту систему,
некоторые настолько занимали ум Платона,
что он разрабатывал их не только как философ,
но и как ученый. Такими были специальные
вопросы математики, астрономии (космологии),
музыкальной акустики. Учение Платона
- глава не только в истории античной философии,
но и в истории античной науки. Школа Платона
одна из школ античной математики. Изучение
математики Платон рассматривал не в плане
одной лишь педагогики - как стадию в воспитании
ума, как тренировку логическую и диалектическую,
- но и в плане задач положительного знания.
Платон-философ неотделим от Платона-математика.
Многогранность его дарования
удивительна. В нем не только философ сочетается
с ученым. В свой черед философ и ученый
неотделимы в нем от художника: поэта,
драматурга. Платон излагал свои философские
и научные идеи в литературных произведениях.
Оригинальным было здесь не само соединение
философской и научной мысли с литературной
формой. В этом отношении у Платона были
предшественники.
Как ученый крупного стиля, Платон
мыслит гипотезами, но эти гипотезы становятся
у него мифами. При этом он не приспособляет
к своим точкам зрения, всем известные
мифы, но щедро создает мифы заново с неистощимым
и мощным воображением, смело и изобретательно.2
1.Биография Платона.
Платон родился в 427г. до нашей эры. При рождении он был назван Аристоклом. Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч, то ли за широту лба. “Платон” означает широкий. При рождении Платона ходили слухи, что он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Тем самым ему приписывались особые дарования без тени оскорбления отца. Платон в молодости увлекался поэзией. Сохранились некоторые отрывки из его поэтических произведений. В двадцать лет, когда Платон воспринял влияние Сократа, он бросил поэтическое сочинительство и решил посвятить себя философии. С этого времени он стал одним из восторженных слушателей и учеников Сократа.
После Казни учителя в 399г. до нашей эры Платон с другими учениками Сократа покинул Афины из соображений безопасности. Сократа обвиняли в атеизме и в развращении молодежи. Развращением власти называли попытки Сократа поднять авторитет истины выше авторитета богов и законов. Платон вернулся в Афины лишь через десять с лишним лет. К этому времени относится его первая поездка к Дионисию Старшему в Сицилию. Он надеялся повлиять на него посредством приобщения его к философии. Однако, Платон вскоре был разочарован. В Седьмом письме он пишет об этой поездке: “Как только я сюда приехал, мне очень не понравилась здешняя привольная жизнь с италийскими и сиракузскими пирами, где доедаются дважды в день, а бражничают всю ночь, и во всем остальном ведут себя соответственно: от такой жизни мудрецом не станешь и умеренности не научишься. Какой нрав выдержит подобное житье? Более того, Платон попал в немилость и решил уехать из Сицилии на корабле спартанского посла Поллида. Он не знал, что Дионисий тайно приказал послу убить Платона в открытом море или продать его в рабство.3 Как сообщает Диоген Лаэртский, это распоряжение тирана было сделано не без злорадства. Дионисий притворно заявил, что Платон ведь не понесет никакого ущерба, так как будучи человеком справедливым, он и в рабстве будет испытывать счастье.
Поллид не решился убить всеми почитаемого философа, но тем не менее, боясь ослушаться Дионисия, продал его в рабство на острове Эгине. Некий Анникерид, житель Эгины, отправлялся на состязание колесниц в Элиду. Когда он перед отъездом случайно повстречал Поллида и узнал в готовом для продажи невольнике известного философа Платона, он сразу же купил его за 30 мин. Он купил его только для того, чтобы немедленно отпустить на свободу. И этим, как говорят, стяжал гораздо большую славу, чем в состязании колесниц. Ведь никто и не узнал бы о нем, если бы он не выкупил Платона.
Второй раз Платон ездил в Сицилию к Дионисию Младшему для претворения в жизнь своего проекта государства. Говорят, что тиран обещал помочь ему в этом деле, но не помог. В третий раз Платон ездил для примирения Дионисия Младшего с Дионом, но и на этот раз безрезультатно. Жизнь Платона умеренной в пределах Академии. Он не участвовал в политической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность. Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют об опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во время судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считать государственными преступниками тех, кто научным образом объясняет небесные явления. Это предложение было принято.
Спустя 33 года после казни Сократа, в 366 г. до нашей эры, когда военачальник Хабрий был обвинен в сдаче крепости Оропа фиванцам, как свидетельствует Диоген Лаэртский, один только Платон заступился за Хабрия. И когда он вместе с Хабрией шел на акрополь, сикофант Кребил обратился к нему: "Ты заступаешься за другого и не знаешь, что тебя самого вдет Сократова цикута?"4 Платон ответил: "Я встречался с опасностями, сражаясь за отечество, не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы". Сикофант - доносчик, нанятый государством. Платон постоянно чувствовал эту опасность и соблюдал осторожность также в личной переписке. Например, во Втором письме к Дионисию Младшему -тирану Сицилии Платон пишет: "Ты говоришь, что тобой недостаточно воспринято учение о природе первопричины. Я должен ответить тебе иносказательно, дабы, если эта табличка испытает какие-либо превратности на суше и море, тот, кому она попадет в руки, ее бы не понял". Даже в личной переписке Платон пользовался не только различными формами иносказания, но и различными условными знаками - словами для различения серьезных писем от несерьезных. В частности, в Седьмом письме он напоминает: "Относительно знака, какие письма я посылаю тебе всерьез, а какие нет, я думаю, ты помнишь, однако прими это особенно к сведению и будь к этому внимателен. Ведь меня заставляют писать тебе многие, которым нелегко напрямик отказать. Итак, в серьезных письмах вначале упоминается бог, боги же в несерьезных".
После возвращения в Афины Платон купил участок земли в роще бога Академа и в 387г. до нашей эры. основал школу, названную Академией. На входной двери в школу была надпись: "Не геометр да не войди". Он строго изолировал свою школу от горожан, и по выражению Т. Гомперца, он как бы окружил ее рвом и окопом. Известно только, что внутри школы преподавание велось устно. Из соображений безопасности ничего не записывалось. Отбор учеников производился с осмотрительностью и чуть ли не со всей Греции.
Самым любимым учеником долгое время был Аристотель из города Стагиры. Он учился в Академии 17 лет, затем открыл свою школу - Лицей (или Ликей). Говорят, что отношения между Платоном и Аристотелем к концу жизни Платона, стали натянутыми. Платон называл Аристотеля Полом ("Пол" - по-гречески - жеребенок). Известно, что жеребенок, досыта насосавшись молока, лягает свою матку. Платон тем самым намекал на неблагодарность Аристотеля, который стал замечательным ученым и философом благодаря именно ему.5 Став самостоятельным мыслителем, Аристотель раскритиковал некоторые воззрения Платона. Аристотелю приписывается выражение, ставшее крылатым: "Платон мне дорог, но истина дороже". Говорят, что Аристотель не пришел к умирающему Платону и даже попортил его книги.
Стиль общения Платона с учениками внешне был схож со стилем Сократа, но в сущности ход беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал на улицах с чернью, с каждым интересующимся проблемами нравственности, как это делал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в ранг собственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать сильных и знаменитых, показывая что они зря считают себя мудрыми. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (вспомним хотя бы самого известного его ученика- Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города. (Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее). Хотя Платон, подобно Сократу и считал что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и, так же как и он называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего.
Строение души по Платону. Души людей, согласно Платону тесно соприкасаются с миром идей. Они – бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, но существуют вечно. Тело подчиняется им. Состоят они из трех иерархически упорядоченных частей: 1. разум; 2. воля и благородные желания; 3. влечение и чувственность.
Изначально существуя в мире идей, некоторые души не могут обуздать свои нечистые влечения и потому отправляются в материальный мир. За счет этого человек способен постигать идеи.6 Он не в состоянии их производить, но под влиянием органов чувств и своих впечатлений, способен припомнить, то, что его душа видела в мире идей.
2.Платоновский идеализм.
Платон развил и усовершенствовал
политические идеи своего учителя.
Социально-политическим вопросам посвящены
несколько произведений Платона: трактат
"Государство", диалоги "Законы",
"Политик". Все они написаны в жанре
диалога между Сократом и другими греческими
философами, например, Главконом, Адимантом,
Кефалом. В своих произведениях Платон
говорит о модели "идеального", лучшего
государства. Эта модель не есть описание
какого-либо существующего строя, системы,
а, напротив, модель такого государства,
которого нигде и никогда не было, но которое
должно возникнуть, то есть Платон говорит
об идее государства, создает проект, утопию.
Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государственного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во времена Платона было правление просвещенного тирана Дионисия, а его шурин Деон был поклонником Платона. Попытки афинского философа применить свои теории если не для управления всей территорией, то хотя бы небольшим селением, едва не закончились гибелью, и только из-за Диона его только продали в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Так же бесславно закончились и две последующие попытки устроить в Сиракузах государственное управление на основах разума. Платона многое в уже существующих государствах не устраивало принципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей.7 В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.
1. Тимократия власть честолюбцев,
по мнению Платона, еще сохранила черты
"совершенного" строя. В государстве
такого типа правители и воины были свободны
от земледельческих и ремесленных работ.
Большое внимание уделяется спортивным
упражнениям, однако уже заметно стремление
к обогащению, и "при участии жен"
спартанский образ жизни переходит в роскошный,
что обуславливает переход к олигархии.
2. Олигархия. В олигархическом
государстве уже имеется четкое разделение
на богатых (правящий класс) и бедных, которые
делают возможной совершенно беззаботную
жизнь правящего класса. Развитие олигархии,
по теории Платона, приводит к ее перерождению
в демократию.
3. Демократия. Демократический
строй еще более усиливает разобщенность
бедных и богатых классов общества, возникают
восстания, кровопролития, борьба за власть,
что может привести к возникновению наихудшей
государственной системы тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.
Отрицательные формы государственной
власти Платон противопоставляет своему
видению "идеального" общественного
устройства. Огромное внимание автор уделяет
определению в государстве места правящего
класса. По его мнению, правителями "идеального"
государства должны быть исключительно
философы, для того чтобы в государстве
властвовали рассудительность, разум.
Именно философы обуславливают благосостояние,
справедливость государства
Платона, ведь им свойственны "...правдивость,
решительное неприятие какой бы то ни
было лжи, ненависть к ней и любовь к истине".
Платон считает, что любое новшество в
идеальном государстве неизбежно ухудшит
его (нельзя улучшить "идеальное").8 Очевидно,
что именно философы будут охранять
"идеальный" строй, законы от всяческих
нововведений, ведь они обладают
"...всеми качествами правителей и стражей
идеального государства". Именно поэтому
деятельность философов обуславливает
существование "идеального" государства,
его неизменность. По существу, философы
охраняют остальных людей от порока, каким
является любое нововведение в государстве
Платона.
Не менее важно и то, что благодаря философам
правление и вся жизнь
"идеального" государства будет построена
по законам разума, мудрости, там не будет
места порывам души и чувствам. Если
в государстве Платона существуют люди,
которые занимаются законами и устройством
государства, то естественно предположить,
что в нем существуют и люди, занимающиеся
исключительно земледелием, ремеслом.
Действительно, основной закон
существования "идеального" государства
состоит в том, что каждый член общества
обязан выполнять только то дело, к которому
он пригоден. Всех жителей "идеального"
государства автор разделяет на три класса.
Низший класс объединяет людей, которые
производят необходимые для государства
вещи или способствуют этому; в него входят
самые разные люди, связанные с ремеслом,
земледелием, рыночными операциями, деньгами,
торговлей и перепродажей это земледельцы,
ремесленники, торговцы. Не смотря на то,
что торговцами и земледельцами могут
быть совершенно различные люди, все они,
по Платону, стоят приблизительно на одной
ступени нравственного развития. Внутри
этого низшего класса также существует
четкое разделение труда: кузнец не может
заняться торговлей, а торговец по собственной
прихоти не может стать земледельцем.
Принадлежность человека ко второму и
третьему классам, а это классы воинов-стражей
и правителей-философов, определяется
уже не по профессиональным, а по нравственным
критериям. Нравственные качества этих
людей Платон ставит гораздо выше нравственных
качеств первого класса.9