Филосовские мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:37, лекция

Описание работы

1ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
2Философия древнего Китая
3Философские школы

Работа содержит 1 файл

семинар по философии 3.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Конфуций отстаивал  старые обычаи  и  традиции,  яростно  выступая против каких-либо изменений  в управлении страной.  Особенно он нападал па тех представителей аристократии, которые, чувствуя дух времени, начинали  переходить от управления на основе ритуалов и обычаев к управлению па основе единого законодательства. Так, Конфуций резко критиковал Цзы-чана,  главного министра в царстве Чжэн, который выдвинул уголовный кодекс и тем самым отказался от суда на основе обычаев и  ритуальных установлений. 

Для выполнения второй задачи конфуцианское учение пыталось  показать, что знать поставлена управлять  страной самим небом. Она мудра, а простолюдины глупы, они способны лишь работать на поле и кормить своих благородных господ.  Для Конфуция характерно презрительное отношение к простым людям, к их труду. Конфуций считал существование низких и благородных естественным явлением.  Справедливость существует,  по Конфуцию,  когда каждый строго соблюдает требования и обычаи, которые установлены для того ранга, к которому он принадлежит, и не стремится подняться вверх и не опускается вниз. Конфуций требовал покорности судьбе и своему правителю. 

Идея покорности сверху донизу - одна из основных идей этики конфуцианства.  Сюда  относятся  покорность  и почитание родителей (сяо), подчинение младших братьев старшему брату и уважение младшими братьями старшего  брата (ди),  подчинение подданных своему правителю. Все это нашло отражение в понятии "преданность" (чжун).  Чтобы сгладить недовольство низов господством наследственной аристократии, Конфуций предлагал господствующему классу больше уделять внимания развитию земледелия,  не нарушать сезонности земледельческих работ, призывал облегчить бремя поборов и повинностей. 

Чтобы сделать управление более  прочным, Конфуций призывал господствующую знать "уважать таланты", выдвигать  на государственную службу наиболее способных из среды аристократии. Недовольство Конфуция  существующим строем объяснялось не тем,  что  народ находился в бедственном положении,  а тем, что господство аристократии приходило  в упадок. Его критика была критикой со стороны отживавших, хотя и имевших большое влияние классов общества. Она была  направлена не на разрушение старого строя, а, наоборот, на укрепление его,  на возврат к "золотым временам" Чжоу-гуна,  когда господство наследственной аристократии было прочным. 
 
 

Философия даосизма 

Философский даосизм  представлен авторским творчеством  Лаоцзы (VI-V вв. до н.э.), Ян Чжу (прибл.440-334 до н.э.), Лецзы (VI в до н.э.), Чжуанцзы (ок.369-ок.286 до н.э.), авторов “Хутайнаньцзы” (II в. до н.э.), в произведениях “Даодэ цзин”, “Лецзы”, “Чжуанцзы”, “Хуйнаньцзы” (сочинения Ян Чжу утрачены). 

Основоположником  даосизма является Лаоцзы. В IV - III вв. до н.э. свое понимание места неба в жизни людей развивали представители даосизма. В книге "Дао дэ цин" небо рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо состоит из мелких и легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао. Безымянное есть начало неба и земли. Они, по крайней мере, нейтральны по отношению к человеку. 

Небо и Земля  не обладают человеколюбием и представляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Изменения в  мире происходят естественно. Они зависят  от дао и материализуются в дэ. Подчинен им и человек. "Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе". 

Дао - это праотец  всех вещей, хотя оно и пусто, но в  применении неисчерпаемо. Дао бестелесно, туманно, неопределенно. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы, которые обладают высшей действительностью и достоверностью. Дао умозрительно, ибо о нем можно рассуждать, но его нельзя потрогать. Дао можно постигать, но его нельзя видеть. Дао - корень и основа самого себя. Оно было прежде неба и земли и существует извечно. Оно порождает небо и землю. 

Дао находится везде, в том числе в телах червя  и муравья, в маленьком зародыше. Без дао тела не рождаются, а без  дэ не проявляется их жизнь. Дэ - это та частица, благодаря которой материализуется дао. Дао рождает вещи, дэ вскармливает их. Среди сущего нет ничего, что бы не почитало дао и не ценило дэ. Дэ - это опредмечивание, конкретное проявление дао в вещах и в поведении человека. 

Древнекитайская философия  в области онтологии обращалась в основном вокруг неба, всякий раз  видоизменяя его понимание и  роль в зависимости от складывающихся социально-политических отношений. Небо было той стихией, под воздействием которой проходила жизнь китайца, включенного в определенную государственную систему. Взгляды даосистов, соединивших в одну систему все элементы объяснения мира и развития природы,  ранее выдвигавшиеся различными философами,  явились серьезным прогрессом в становлении  материалистического взгляда на природу в Древнем Китае. 

Взгляды сторонников  даосизма на природу человека вытекают из их учения о дао. Дао – символ “дороги, по которой идёт человек”, символ “пути” в прямом и в переносном, обобщённом смысле. В философии даосизма говорится о всеобщем и неизменном естественном “пути” неба, природы, человека. Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать естественности, подчиняясь ее законам, и ничего не делать. Поскольку человек обладает высшим дэ, постольку он следует его призывам и указаниям. Такой человек - истинный мудрец. Тот же, кто напрягает силы, проявляет активность - поступает вопреки закону дао. Такие люди наделены низшим дэ. Это - мудрецы мнимые.

Информация о работе Филосовские мысли