Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:37, лекция
1ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
2Философия древнего Китая
3Философские школы
Конфуций отстаивал
старые обычаи и традиции, яростно
выступая против каких-либо изменений
в управлении страной. Особенно
он нападал па тех представителей
аристократии, которые, чувствуя дух времени,
начинали переходить от управления
на основе ритуалов и обычаев к управлению
па основе единого законодательства. Так,
Конфуций резко критиковал Цзы-чана,
главного министра в царстве Чжэн, который
выдвинул уголовный кодекс и тем самым
отказался от суда на основе обычаев и
ритуальных установлений.
Для выполнения второй
задачи конфуцианское учение пыталось
показать, что знать поставлена управлять
страной самим небом. Она мудра,
а простолюдины глупы, они способны
лишь работать на поле и кормить своих
благородных господ. Для Конфуция характерно
презрительное отношение к простым людям,
к их труду. Конфуций считал существование
низких и благородных естественным явлением.
Справедливость существует, по Конфуцию,
когда каждый строго соблюдает требования
и обычаи, которые установлены для того
ранга, к которому он принадлежит, и не
стремится подняться вверх и не опускается
вниз. Конфуций требовал покорности судьбе
и своему правителю.
Идея покорности
сверху донизу - одна из основных идей
этики конфуцианства. Сюда относятся
покорность и почитание родителей
(сяо), подчинение младших братьев старшему
брату и уважение младшими братьями старшего
брата (ди), подчинение подданных своему
правителю. Все это нашло отражение в понятии
"преданность" (чжун). Чтобы сгладить
недовольство низов господством наследственной
аристократии, Конфуций предлагал господствующему
классу больше уделять внимания развитию
земледелия, не нарушать сезонности
земледельческих работ, призывал облегчить
бремя поборов и повинностей.
Чтобы сделать управление
более прочным, Конфуций призывал господствующую
знать "уважать таланты", выдвигать
на государственную службу наиболее
способных из среды аристократии.
Недовольство Конфуция существующим
строем объяснялось не тем, что
народ находился в бедственном положении,
а тем, что господство аристократии приходило
в упадок. Его критика была критикой со
стороны отживавших, хотя и имевших большое
влияние классов общества. Она была
направлена не на разрушение старого строя,
а, наоборот, на укрепление его, на возврат
к "золотым временам" Чжоу-гуна,
когда господство наследственной аристократии
было прочным.
Философия
даосизма
Философский даосизм
представлен авторским
Основоположником
даосизма является Лаоцзы. В IV - III вв. до
н.э. свое понимание места неба в жизни
людей развивали представители даосизма.
В книге "Дао дэ цин" небо рассматривается
как составная часть природы, противоположная
земле. Небо состоит из мелких и легких
частиц ян-ци и изменяется согласно дао.
Безымянное есть начало неба и земли. Они,
по крайней мере, нейтральны по отношению
к человеку.
Небо и Земля
не обладают человеколюбием и представляют
всем существам возможность жить
собственной жизнью. Изменения в
мире происходят естественно. Они зависят
от дао и материализуются в дэ. Подчинен
им и человек. "Человек следует законам
земли. Земля следует законам неба. Небо
следует законам дао, а дао следует самому
себе".
Дао - это праотец
всех вещей, хотя оно и пусто, но в
применении неисчерпаемо. Дао бестелесно,
туманно, неопределенно. Оно глубоко и
темно. Однако в его глубине и темноте
скрыты тончайшие частицы, которые обладают
высшей действительностью и достоверностью.
Дао умозрительно, ибо о нем можно рассуждать,
но его нельзя потрогать. Дао можно постигать,
но его нельзя видеть. Дао - корень и основа
самого себя. Оно было прежде неба и земли
и существует извечно. Оно порождает небо
и землю.
Дао находится везде,
в том числе в телах червя
и муравья, в маленьком зародыше.
Без дао тела не рождаются, а без
дэ не проявляется их жизнь. Дэ - это та
частица, благодаря которой материализуется
дао. Дао рождает вещи, дэ вскармливает
их. Среди сущего нет ничего, что бы не
почитало дао и не ценило дэ. Дэ - это опредмечивание,
конкретное проявление дао в вещах и в
поведении человека.
Древнекитайская философия
в области онтологии обращалась
в основном вокруг неба, всякий раз
видоизменяя его понимание и
роль в зависимости от складывающихся
социально-политических отношений. Небо
было той стихией, под воздействием
которой проходила жизнь китайца,
включенного в определенную государственную
систему. Взгляды даосистов, соединивших
в одну систему все элементы объяснения
мира и развития природы, ранее выдвигавшиеся
различными философами, явились серьезным
прогрессом в становлении материалистического
взгляда на природу в Древнем Китае.
Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения о дао. Дао – символ “дороги, по которой идёт человек”, символ “пути” в прямом и в переносном, обобщённом смысле. В философии даосизма говорится о всеобщем и неизменном естественном “пути” неба, природы, человека. Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать естественности, подчиняясь ее законам, и ничего не делать. Поскольку человек обладает высшим дэ, постольку он следует его призывам и указаниям. Такой человек - истинный мудрец. Тот же, кто напрягает силы, проявляет активность - поступает вопреки закону дао. Такие люди наделены низшим дэ. Это - мудрецы мнимые.