Философское учение о праве В.С. Соловьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Русская религиозная философия ХІХ – начала ХХ вв. представляет собой уникальное явление в истории русской и мировой философской мысли, которое органично соединило основы религиозного, православного мировоззрения с попытками найти ответы на наиболее жгучие вопросы новой эпохи через критическое осмысление опыта классической и новейшей (на то время) западной философии.

Содержание

Введение______________________________________________ 3

1.Основные идеи философии права Вл. Соловьева____________ 5

2. Государственно-правовые воззрения B.C. Соловьева________ 13

3. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева_______________ 16

Библиографический список________________________________ 21

Работа содержит 1 файл

Фил. права 4Философское учение о праве В.С. Словьева (Волков).docx

— 45.48 Кб (Скачать)

     Политическая  организация в представлении  Соловьева есть по преимуществу благо  природно-человеческое, столь же необходимое  для нашей жизни, как и наш  физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо  и при этом не отнимает у нас  низших природных благ – «и не выдергивает из под наших ног той лестницы, по которой мы идем» (Оправдание добра). 
       Здесь особое значение призвано иметь христианское государство и христианская политика. «Христианское государство, если оно не остается пустым именем, должно иметь определенное отличие от государства языческого, хотя бы они, как государства, имеют одинаковую основу и общую основу». Существует, подчеркивает философ, нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство (охранять основы общения, без которых человечество не могло бы существовать), христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия».

     Правило истинного прогресса состоит  в том, чтобы государство как  можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и  шире обеспечивало внешние условия  «для достойного существования и  совершенствования людей».

       Другой важный аспект политической организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Здесь у Соловьева прослеживаются контуры концепции, которая впоследствии получит название концепции социального государства. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в «постоянном согласии их высших представителей – первосвятителя и царя». Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть «атрибутом демократии» – настоящую свободу человек должен «заслужить внутренним подвигом». 
           Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Правда, степень осуществления этого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних условий, от степени достигнутого нравственного сознания. Французская революция имела бесспорный ценный опыт в этой области, что было связано с «объявлением человеческих прав». Это объявление было исторически новым по отношению не только к древнему миру и Средним векам, но также и позднейшей Европе. Но в этой революции было два лика – «провозглашение человеческих прав сначала, а затем неслыханное систематическое попирание всех таких прав революционными властями». Из двух начал – «человек» и «гражданин», бессвязно, по мнению Соловьева, сопоставленных рядом, вместо того чтобы второго подчинить первому, низший принцип («гражданин») как более конкретный и наглядный оказался на деле более сильным и вскоре «заслонил собою высший, а затем и поглотил по необходимости». Нельзя было в формуле человеческих прав добавлять после «права человека» фразу «и гражданина», поскольку тем самым смешивалось разнородное и ставилось на одну доску «условное с безусловным». Нельзя в здравом уме сказать даже преступнику или душевнобольному «Ты не человек!», но гораздо легче произнести «Еще вчера ты был гражданином» (Идея человечества у Августа Конта).

     Для правопонимания Соловьева помимо общего уважительного отношения к идее права (праву как ценности) характерно еще стремление выделить и оттенить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов. Такая позиция отражена у него и в самом определении права, согласно которому право является прежде всего «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным» (Право и нравственность. Очерки по прикладной этике. 1899).

     «Понятие  права по самой своей природе  заключает в себе элемент объективный  или требование реализации». Необходимо, чтобы право всегда имело силу осуществиться, т.е. чтобы свобода других «независимо от моего субъективного ее признания или от моей личной справедливости всегда могла на деле ограничивать мою свободу в равных пределах со всеми». Право в его историческом измерении предстает «исторически-подвижным определением необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов – личной свободы и общего блага». То же самое в другой формулировке раскрывается как равновесие между формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага.

     Правопонимание Соловьева оказало заметное влияние на правовые взгляды Новгородцева, Трубецкого, Булгакова, Бердяева, а также на общий ход дискуссий по вопросам взаимоотношений церкви и государства периода «русского религиозного ренессанса» (первое десятилетие XX в.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

     1.Вергазова С.Г. Философские взгляды В.С. Соловьева: учебное пособие/ Петербургский университет для инж-ров жд транспорта/ Спб. ПИИТ, 1993 –С. 17.

     2.История политических и правовых учений / Под ред. Нерсесянца B.C. - М., 2003.

     3.Лосев А.Ф. «Творческий путь Владимира Соловьева»/ Библиотека «Вехи», 2000.

     4.Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия (очерки истории), Издательство Уральского университета, 1991г.

     5.Малахов В.П. История политических и правовых учений. - М., 2000 - С. 273.

     6.Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

     7.Соловьев С.М. Владимир Соловьев, жизнь и творческая эволюция. - М.: Республика 1997г.

     8.Соловьев B.C. Сочинение в 2т. Т. 1. М, 1990. - С. 156.

     9.Соловьев B.C. Полн. Собр. соч. T.l, М. 1999.

     10. Соловьев В.С. Оправдание добра. – М., 1996. – С.325.

     11.Теория  государства и права. Учебник./Под  ред. Марченко М.Н., изд. 2-е, - М.: ПРОСПЕКТ, 2011. – 656 с. 
 
 
 
 

Информация о работе Философское учение о праве В.С. Соловьева