Философское учение о бытии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 23:44, реферат

Описание работы

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Содержание

Введение.
Понятие о бытие.
Основные способы существования, уровни и формы бытия.
Периоды в трактовке бытия.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 34.31 Кб (Скачать)
                                                  Гераклит

         Другие философы древности рассматривали бытие  как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса  и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает  у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она  все новая.

         Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в  другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Гераклита  едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего». В понимание диалектики входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих сил и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.

                                                 Платон

         Бытие фиксируется  в отношении к небытию, причем противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие, по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность  вещей.

         Наиболее резко  выразил это Платон, который противопоставляет  чувственные вещи чистым идеям как  «мир истинного бытия». Душа когда-то была близка богу и «поднявшись, заглядывала  в подлинное бытие». Теперь же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее».

         Важнейшей частью философской  системы Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». Основой всякого бытия является «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может  двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность. К бытию не применимы признаки тождества, различия, подобия и т. д. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения, мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей, то есть их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым  Платон приписывает вневременную реальность, но и сами вещи, их становление.

         Красота жизни и  реального бытия для Платона  выше красоты искусства. Бытие и  жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию  и жизни, то есть подражание подражанию.

                                          
                                                    Аристотель

         Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится  ко всем категориям, но не является родовым  понятием. Опираясь на проводимый им принцип  взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней  философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога).

         Аристотель подверг  критике учение Платона об идеях  и дал решение вопроса об отношении  в бытии общего и единичного. Единичное  – то, что существует только «где-либо»  и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в  любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

         Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины:

  • сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина);
  • материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина);
  • движущая причина, начало движения;
  • целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное  начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным  трем причинам, причем сути бытия –  форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало –  бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся  по собственным законам форм и  образований.

                                         Христианство

         Христианство проводит различие между божественным и сотворенным  бытием, между богом и миром, который  сотворен им из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку предоставлена  возможность свободного движения к  совершенному, божественному бытию. Христианство развивает античное представление  о тождестве бога и совершенства (блага, истины и красоты). Средневековая  христианская философия в традициях  аристотелизма различает действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция), сущность и существование. Всецело  актуально только бытие бога.

                                            Эпоха Возрождения

         Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху  Возрождения, когда получил общее  признание культ материального  бытия, природы, телесного. Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения  человека к природе, - отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального  производства, подготовила концепции  бытия XVII – XVIII веков. В них бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил.

         Исходным в трактовке  бытия для всей философии и  науки этой эпохи является понятие  тела. Это связано с развитием  механики – главной науки XVII – XVIII веков. В свою очередь, такое понимание бытия послужило основой естественнонаучного представления о мире в то время. Период классической науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе.

                                           Б. Спиноза

         Относительно понятия  субстанции у нидерландского философа бытия Спинозы можно заметить, что это – метафизически переряженная природа в ее оторванности от человека. В этих словах характеризуется одна из особенностей философии этого  времени – противопоставление природы  человеку, рассмотрение бытия и мышления сугубо натуралистическое.

         Спиноза сделал центральным  пунктом своей онтологии тождество  бога и природы, которую он понимал  как единую, вечную и бесконечную  субстанцию, исключающую существование  какого-либо другого начала, и тем  самым – как причину самой  себя. Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, он понимал их как совокупность модусов  – единичных проявлений единой субстанции.

         Это важная особенность  концепций бытия в новое время. Она состоит в том, что для  них характерен субстанциальный  подход к бытию, когда фиксируются  субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные  от субстанции, преходящие, изменяемые. 

         С разными модификациями  все эти особенности в понимании  бытия обнаруживаются в философских  системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), Б. Спинозы, у французских материалистов, в физике Р. Декарта. 
 
 

Р. Декарт

         Но в метафизике Декарта берет начало иной способ истолкования бытия, при котором  бытие определяется на пути рефлективного  анализа сознания, то есть анализа  самосознания, или же на пути осмысления бытия сквозь призму человеческого существования, бытия культуры, социального бытия.

         Тезис Декарта - «cogito ergo sum» - мыслю, следовательно существую – означает: бытие субъекта постигаемо в акте самопознания.

         Основная черта  философского мировоззрения Декарта  – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Человек  есть реальная связь бездушного и  безжизненного телесного механизма  с душой, обладающей мышлением и  волей. Из всех способностей человеческой души он выдвигал на первое место волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит в том, что они располагают  душу к желанию тех вещей, к  каким подготовлено тело. Сам бог  соединил душу с телом, отличив тем  самым человека от животных.

         Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и  изобретении технических средств, в познании причин и действий, в  усовершенствовании самой природы  человека. Он ищет безусловно достоверное  исходное основоположение для всего  знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки.

         Исходный пункт  философских рассуждений Декарта  – сомнение в истинности общепризнанного  знания, охватывающее все виды знания. Однако, сомнение есть не убеждение агностика, а только предварительный методический прием. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, во всяком случае существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, таким образом, сомнение – достоверный факт, то оно существует, лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего. 

         Эти линию развивает  немецкий философ Г. Лейбниц, который  выводит понятие бытия из внутреннего  опыта человека, а крайнего выражения  она достигает у английского  философа Дж. Беркли, отрицающего существование материального бытия и выдвигающего субъективно-идеалистическое положение «быть – это значит быть в восприятии».

                                                                И. Кант

         Не отрицая существования  вещей самих по себе, И. Кант рассматривает  бытие не как свойство вещей, а  как связку суждения. «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию.

         Диссертация «О форме  и принципах чувственно воспринимаемого  и умопостигаемого мира» явилась  началом перехода к воззрениям «критического» периода, главными произведениями которого стали «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

         Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о  явлениях и о вещах, как они  существуют сами по себе, - «вещах в  себе». Познание наше начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке  своего учения Кант – материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант – идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей  чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания «о вещах в  себе». Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания могут неограниченно  расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию «вещей в себе».

                                                          И. Фихте

         Для И. Фихте подлинным  бытие является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие  есть продукт этой деятельности. У  Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает  бытие культуры, бытие, созданное  деятельностью человека.

         В основе философии  Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение  к предмету предшествует теоретически-созерцательному  отношению к нему. Сознание не дано, а задано, порождает себя. Очевидность  его покоится не на созерцании, а  на действии, она не усматривается  интеллектом, а утверждается волей. Сознай свое Я, создай его актом этого  осознания – таково требование Фихте. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу.

         «От природы» индивид  есть нечто непостоянное: его чувственные  склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самопознания: его самотождественность – «Я есмь Я» – результат свободного действия Я. Самоопределение предстает как требование, задача, к решению которой субъекту суждено вечно стремиться.

Информация о работе Философское учение о бытии