Философское учение о бытии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 23:44, реферат

Описание работы

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Содержание

Введение.
Понятие о бытие.
Основные способы существования, уровни и формы бытия.
Периоды в трактовке бытия.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 34.31 Кб (Скачать)

Российский  государственный университет нефти  и газа

им. И.М.Губкина

Кафедра философии

             
             
            Реферат

            по  философии 

    «Философское учение о бытии

               
               
               
               
               
               
              Выполнил:          АМ-08-6          

                      Мордовин В.Е. Научный  руководитель:

                       доц. Смирнова О.М.

             
             
            Москва 

              2010 
               

План:

  1. Введение.
  2. Понятие о бытие.
  3. Основные способы существования, уровни и формы бытия.
  4. Периоды в трактовке бытия.
  5. Заключение.
  6. Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

         Вопрос понимания  бытия и соотношение с сознанием  определяет решение основного вопроса  философии. Для рассмотрения этого  вопроса обратимся  к истории  развития философии.

         Бытие является философской  категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения  его с сознанием стоит в  центре философского мировоззрения.

         Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. 
 
 
 
 
 
 

                    

                   Понятие о бытие:

         Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования  в философском осмыслении мира. С  помощью нее определяется, что  есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение  человека в существовании мира и  самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные  вещи, процессы, явления могут возникать  и исчезать, а мир в целом  существует и сохраняется.

         Не  следует путать понятия быт и  Бытие (примеры их «Петербурга» А. Белого.

         Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.

         Затем у Платона единый мир Бытия  был разделен надвое: мир идей (мир  истины) и действительность (мир  подобий).

         В религиозной философии это деление  сохраняется, истинное бытие Бог, а  остальной мир — зависит от него.

         В материалистической философии мир  разделили обратным образом: на мир  материального и на зависимый  от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

         В настоящее время чаще принято  представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют  идеальные и материальные процессы и явления.

         В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие  Dasein — Вот-Бытие (Хайдеггер) — именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека — «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».

         Неправомерно  приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так  как понятие Бытия отвлекается  от всех конкретных различий вещей, предметов  и процессов и связано с  ними только одной чертой — существованием.

         Бытие — основной предмет онтологии.

         Онтология — раздел философии, философское  учение о Бытии, о сущем как  таковом в его наиболее общих  характеристиках, независимо от его  частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

         Классическая  онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность  и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».

         Современная онтология подразумевает наличие  «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.) 
 
 
 
 

Основные  способы существования, уровни и  формы бытия: 

Обычно выделяют два основных способа существования  бытия, два мира:

— мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир  человека;

— мир материальный, природный, мир физических состояний.

Скорее всего духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон). Но в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени.

Мир сознания в  разных философских концепциях воспринимается по-разному (см. Лекцию «Сознание»): от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».

Обычно духовный мир делят на две разновидности:

— объективный  дух

— субъективный дух

Субъективный  дух — внутренний субъективный мир  человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.

Объективный дух  — представляется по-разному. Это  может быть действительно объективное  сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это  объективированный дух всего  человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого  сознания (трансцендентальный субъект). Он существует в таких формах общественного  сознания как искусство, наука, мораль. религия, политика и пр.

Эти формы духа тесно связаны между собой  и обусловливают друг друга: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.

Также выделяют два уровня бытия на основе модальности:

— потенциальное  бытие, уровень существования в  возможности

— актуальное бытие, уровень существования в действительности.

Из известных  форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.

(св. Августин: «Я знаю, что такое пространство и время, пока меня об этом не спрашивают»).

При рассмотрении категорий пространства и времени  возникают следующие вопросы:

1. Являются ли  пространство и время неотъемлемыми  характеристиками бытия или они  характеризуют лишь устройство  нашего сознания (Кант)?

2. Каковы свойства, характеризующие пространство и  время? Эти свойства неизменны  или меняются? 

Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что  пространство и время — это  объективные характеристики бытия, существующие так же, например, как  существует материя, и не зависящие  ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время —  субъективные понятия, характеризующие  сугубо человеческий способ восприятия мира.

Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:

— протяженностью; протяженность — сущность пространства и характеризует способность  вещей существовать одно возле другого;

— однородностью: отсутствием в нем каких-либо выделенных точек;

— изотропностью: — равноправностью всех возможных направлений;

— трехмерностью: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Классическое  время характеризуется следующими свойствами:

— длительностью; длительность — сущность времени, способность  явлений существовать одно после  другого;

— одномерностью;

— необратимостью (невозможность возврата в прошлое);

— однородностью (равноправие всех его моментов).

Современное понимание  пространства и времени существенно  отличается от вышеприведенного, и о них мы будем говорить отдельно на семинаре «Пространство и время». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Периоды в трактовке бытия: 

         Можно вычленить  несколько периодов в трактовке  бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.

         Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого  по себе» (натуралистическая онтология).

         Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается  как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной  философии делается попытка переосмыслить  онтологический подход к бытию, который  исходит уже из анализа человеческого  существования.

         Существо развития научного и философского знания заключается  в том, что человек все более  сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей  социальной жизни и форм культуры.

         В истории философии  первую концепцию бытия дали древнегреческие  философы 6 – 4 веков до нашей эры  – десократики. Для них бытие  совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

                                                   Парменид

         Одни из них рассматривали  бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской  позиции заключается в проведении принципиального различия между  мышлением и чувственностью, а  соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским  открытием. Мышление и соответствующий  ему мыслимый, умопостигаемый мир  есть прежде всего «единое», которое  Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее.

         Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия  и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль  и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по Пармениду, никогда  не может быть небытием, поскольку  последнее – это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может  ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.

         Вопреки сложившемуся еще в древности мнению, Парменид вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его  философского и научного осознания  мало одной чувственности. Считая критерием  истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.

Информация о работе Философское учение о бытии