Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 03:09, реферат
Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности. Бытие- это существование во всех его многообразных формах.
1. Введение
2. Истоки и смысл онтологической проблематики
3. Космология и онтология
4. Список литературы
заглушить обременяющий взор разума, требующего, в соответствии со своим назначением, чего-то такого, что удовлетворяло бы его для него самого, а не занимало бы его ради других целей или в пользу склонностей».
Слово «бытие» введено Парменидом. До этого предметом изучения в античной науке и философии были сущие вещи, но не сущее как таковое. Парменидом был создан важный шаг вперед в деле становления философии. Как пишет Доброхотов, проблема заключалась в самообосновании философии – может ли мысль независимо от опыта открыть объективную, общезначимую истину. Нужно было найти точку пересечения двух непересекающихся радов – ряда вещей и ряда мысли, точку совпадения мышления и бытия. У Пифагора такой точкой было число, у Гераклита слово (голос), у Парменида – бытие. Таким образом, бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе оно не было бы бытием, а зависело бы от чего-то, что дало ему возможность возникнуть ; оно неделимо, либо оно есть все целиком, либо его нет; его не может, следовательно, быть больше или меньше, оно здесь и сейчас, оно не может быть завтра; оно целокупно и неподвижно, невозможно про него сказать, что оно развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно; оно завершено, закончено, существует в строгих границах и похоже на совершенно круглый шар, любая точка на поверхности которого одинаково отстоит от центра. Шар, центр которого везде, а периферия нигде, - так в Средние века определяли Бога.
То, что здесь говорится о бытии, мы можем засечь и приблизительно понять через какие проявления в нас, такие бытийственные характеристики, как совесть, любовь, честь, ум и т.д. Скажем, не может быть совести на пятьдесят процентов, совесть неделима, либо она есть, либо человек бессовестный, нельзя быть совестливым завтра или вчера, можно только здесь и теперь, совесть не развивается, не становится лучше или хуже, и совесть, наконец, не имеет причин во внешних эмпирических обстоятельствах – поступил по совести, потому что просто не могу иначе, нет никаких других внешних причин. К тому же мысль о совести и сама совесть дана нам только в мыслях, больше ее нигде нет, и, только находясь в состоянии совести, способен человек о ней мыслить.
Отсюда ясно, что бытие вовсе не есть окружающий нас материальный мир , совокупность вещей или какая-то высшая нематериальная субстанция Бог или мировой разум и т.д.) Бытие открывается нам, становится доступным для нашей мысли, когда мы находимся в специфическом бытийном состоянии – состоянии совести или любви (любовь также не бывает на пятьдесят процентов, для нее также нет никаких материальных причин м т.д.), в таком состоянии ума, (а не просто знания), когда приходят мысли и слова, в которых звучит голос бытия. Такие мысли нельзя вызвать, сконструировать усилием воли, такие слова нельзя придумать. Бытие – это то, что всегда уже есть, оно может только открыться нам, если мы усилимся и если нам повезет попасть в соответствующее состояние.
Если до Парменида философы размышляли о существующих вещах, то он первый начал размышлять о сущем как таковом, что, собственно, и было началом философии. Философы стремились теперь познать и объяснить то, что в принципе не могло быть предметом опыта, что отсутствовало среди существующих вещей и отношений, что может познать только мыслью, и, следовательно, мысль сама по себе, как они утверждали, может познать истину.
Философы открыли новое измерение универсума, которое было несводимо к природе – ни к окружающему миру, ни к природе человека. Бытие и мысль сливаются, потому что их определения совпадают. Парменид пришел, согласно А. Доброхотову, к такой точке зрения, что среди мыслей как субъективных человеческих состояний есть мысль, выводящая нас из субъективности. Бытие не представлено, но мыслимо.
Появился новый способ мышления, считающий себя независимым в своих основаниях от эмпирической действительности – возникла специфичность философского знания.
Вторым мыслителем, поставившим вопрос о бытии, был Сократ. Сократ не употреблял термина «бытие», но то, что он исследовал, на что направлял внимание своего острого ума, и было бытием, тем бытием, о котором Парменад говорил, но рассмотренным совсем с другой стороны. Сократ также открывает реальность, которая не является ни природой, ни человеком, это третья реальность, которая дана в мышлении. Именно она существует тому, что стало называться бытием.
Сократ, например, пытался выяснить со своими собеседниками, что такое прекрасное, и получил ответы, что прекрасное – это прекрасная девушка или прекрасная лошадь, или что-нибудь еще. К таким же выводам приходили люди, когда он спрашивал их, что такое добро и зло. Оказывалось, что то, что с одной стороны может быть добром, с другой – является злом, что злые поступки могут приводить к добру и т.д. Оказывалось, что вещи и поступки относительны, а смысл, идея, ничто общее в них – непреходящи и неизменны прекрасное вообще, добро вообще, справедливость вообще. Идеи, выражающие смысл, не отражают ничто, какую-либо реальность вне их. Никакая реальность идее, чистой мысли не соответствует, они сами являются реальностью, несводимой ни к миру, ни к условиям субъективной мысли. Они- продукты сознания, но сознания особого, специфических условий жизни.
Добродетель есть знание – эмпирически многие люди знают, что делают зло, но тем не менее делают. С точки зрения Сократа, они не знают, ибо знать – это совсем другое измерение мышления, мышление здесь – не эмпирические представления, мышление здесь – жизнь в строгом и точном смысле этого слова. Биологический и психологический смысл и содержание жизни лишь производны от онтологического. Это жизнь, когда нет готовых образцов, когда во всем нужно сомневаться, когда нечто принимается и кладется в основание моих поступков, потому что я так решил, а не кто-то за меня со стороны, потому что мне был голос, голос Бога или голос бытия, составляющего мою сущность. Когда я знаю из себя – это знание несомненное и достоверное, тогда я не могу совершить плохого поступка ни намеренно, ни нечаянно. Для святого нет закона - скажут много позже христианские мудрецы. Мудрый человек не делает ошибок.
В то же самое
время это знание имеет
То, что существует
мысль, в строгом смысле слова
не человеческая мысль,
Синтез идей Парменида и Сократа – архетип всех будущих онтологических концепций.
Философия: Учебник В. Д. Губина, Т. Ю. Сидоровой – М.: Русское слово, 1998. – 432 с.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С.107.
Эйнштейн А. Побудительные моменты научного исследования Собр. соч. Т. 4. С. 38-41.
Мамарашвили
М. К. Картезианские
Философия: Курс лекций. Н. ред. В. Л. Калашников. – М., 1997. – 384 с.
Доброхотов
А. Л. Категория бытия в
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Время и бытие. М., 1993. С. 331-332.