Философское понимание бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 03:09, реферат

Описание работы

Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности. Бытие- это существование во всех его многообразных формах.

Содержание

1. Введение
2. Истоки и смысл онтологической проблематики
3. Космология и онтология
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                  САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

                                                   СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

 

                  Кафедра: Философии и культурологии

 

 

 

 

                  Дисциплина: ФИЛОСОФИЯ

 

 

 

 

 

                                      Р Е Ф Е Р А Т

 

 

                  Тема: ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила: студентка 1 курса

                                                                              Заочного отделения

                                                                            

                                                                               Шифр: У 0611

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Г. ЗЕЛЕНОГОРСК

                                                               2004. г.

 

 

 

                                                   С О Д Е Р Ж А Н И  Е

 

 

  1. Введение

 

2.   Истоки и смысл онтологической проблематики

 

3.   Космология и онтология

 

4.   Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     - 2 -

                                                        Введение

 

 

 

      Проблема Бытия  обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности. Бытие- это существование во всех его многообразных формах.

Бытие- философская категория, которая обозначает единство всего существующего:

Природа, общество, человек с его  духовным миром. В содержании этого  понятия входит материальный мир ( вещественный и предметный), социальные процессы ( общественное  Бытие и  общественное сознание ) и творческие акты ( память, чувство, воля, идеальное моделирование).

      Категория бытия  объединяют по признаку существования  самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы  стремятся рассматривать мир  как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразие вещей, существующее через них и посредствам их. Субстанции признавали то материальное то идеальное. В одних учениях – много субстанций, в иных одна.

     Плюрализм в философском  смысле означает  признание множества  субстанций.

     Дуализм – исходит  из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая идеальная. Учение, признающие  одну субстанцию, называются монистическими.

Они представляю манизм. 

     Религиозные философы, В.С.Соловьев, считали, что краеугольным  камнем 

«философии единства» должно быть признание всего одушевленным. Факт внешнего, материального отношения  есть внутреннее отражение внутреннего  психического состояния существа.

     Философская категория  бытия тесно связана с реальной  жизнью  отдельного человека и  человечества. Жизнь каждого человека  опирается на понятые основания.  Мы их принимаем  без сомнений  и рассуждений. Самое главное,  что мир есть, имеется . У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое. Скажем, проснувшись, хочется увидеть утром небо, знакомых и родных людей.

       Проблема бытия  остро возникает тогда, когда  фундаментальные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать», становиться предметом сомнений.

     Природа и социальная  жизнь постоянно  изменяются  и дают человеку поводы для  сомнений в вечном и неизменном  существовании мира. Все – таки  идея о непреходящем существования  природы   более стабильно в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи, процессы - конечны.

      Мир, действительность  имеет логику своего внутреннего  развития, своего существования.  Мир существует до сознания, до  бытия отдельных людей, их сознание, их действий.

     Содержание категорий Бытие. Данное понятие связано с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становления, качество, количество, мера).

    Категория Бытия объединяет  основные идеи, выделенные в ходе  последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

  1. мир есть, существует как  беспредельная и непреходящая целостность.
  2. природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в разных формах.
  3. их различное по  форме существование – предпосылка единства мира.  

                                                              -3-

  1. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания, его людей.

 

Основные формы Бытия.

Формы Бытия различны:

  1. Бытие вещей( тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояния природы , Бытие природы как целого  и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком,
  2. Бытие человека ( Бытие человека в мире вещей и собственно специфическое Бытие).
  3. Бытие  духовного ( идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное  ( в неиндивидуальное) духовное.
  4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            -4-

                                         Онтология – учение о Бытии.

                       Истоки и смысл онтологической  проблематики

    В современное философии проблема  Бытия по прежнему основывается  самой фундаментальной проблемой,  как и во всей предшествующей  истории философии Занимаясь  Бытием, поисками бытия, философия,  как и прежде, осваивает свою  специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимый ни к знанию, ни к вере, не открывающийся адекватно ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции (хотя то и другое являются моментами философского познания). Занимаясь  бытием, философия выявляет особый характер того мышления, в котором  бытие может для нас «открыться» - это не последовательность логических операций, не поэтический вымысел (хотя то и другое присуще философской мысли), а мышление как особый  способ жизни, как существование в особом «бодрствующем» режиме, в котором, можно держаться только крайним напряжением человеческих сил и только некоторое время, в краткие счастливые часы или даже минуты, прерывающие ход нашей повседневной обыденной жизни.

     Поиски бытия в философии –  это не узкопрофессиональные  занятия небольшой группы людей,  занимающиеся своими кастовыми  интересами и разговаривающих  на специфическом языке (хотя  это тоже имеет место), а поиски  человеком, говоря словами М.Хайдегтера, своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что, Маркс назвал отчуждением. Человек, вооруженный научным мышлением и мощным инструментарием, убедился, что, даже построив самый мощный телескоп, он ничего принципиально нового не найдет  за звездными туманностями, что его  взгляд обречен на  блуждание в мертвой пустоте неизмеримых пространств. Не будем ему лучше и от того, что откроет математическая физика в мире бесконечно малого. За  долгие века своей истории и бесконечных социальных экспериментов от убедился в невозможности построения рая на земле, даже в невозможности достижения более или менее счастливой жизни для большинства. Поиски бытия – это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя в конце концов необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, «пастухом бытия», которому завещана весть о бытии, в прояснении которой и состоит основная задача его жизни. Эти поиски и составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом и т.д.

     За века, прошедшие со времен Парменида, что только ни понимали философские умы под бытием – мышление, мир идей, Бога, материю и т.д. Для современной философии характерно следование апофатической традиции в  отношении к бытию. Бытие –это тайна, то есть не что-то есть не что-то глубоко спрятанное, что нужно открыть, чего нужно добиться; тайна лежит на поверхности, ее нужно пережить или прожить, и тогда она в какой-то степени станет понятна (не знаема, но понятна). А для этого опять-таки нужно быть живым человеком, нужно иметь большое мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразует, преображает человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая самобытным, делая его самого бытием.

      Метафизика –  наука о сверхчувствительных принципах и началах бытия. Метафизические проблемы есть во всех областях знаний, везде мы упираемся в том, что не доступно разумом, в некий нерастворимый остаток: в познании человека, истории, природы. Например, принцип причинности неявно полагает, что, если все в мире пронизано причинно следственными связями, то последовательность причин неизбежно уходят в бесконечность и предполагают первую причину, Бога, скажем, то есть тот

 

                                                              -5-

уровень, о котором мы ни чего не можем сказать в рамках рационального  описания. Или 

проблема человека может объяснить  факт его рождения физико-химическими  и биологическими закономерностями, но появление живого человека всегда остается непостижимым чудом, как говорил В.В.Розанов, в маленьком человеке мы отчетливо чувствует дыхание иных миров, откуда он только что пришел. Кант утверждал, что метафизика – это и есть философия в точном и строгом смысле слова.

    Онтология – учение о бытии как таковом. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще всего рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия. Впервые термин «онтология» стал употребляться Х.Вольфом.

    В философии со времен  античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим их всем, такой «нейтральный» признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он- мир вообще – существует. Это выражено в понятии бытия. Издавна основной вопрос философии звучал так: почему есть  нечто, а не ничто? Почему вообще что-либо есть, и на чем держится это «есть»? Что является его причиной? Бытие – последнее, о чем допустимо спрашивать, но оно не может быть традиционным образом определено.  Все исторически дававшиеся определения бытия были мнимыми. В любой проблеме, особенно это касается духа, сознания, материи есть что-то последнее, что само не может быть определено.

   Бытие – это чистое  существование, не имеющее причины, бытие- причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Это действительность в полном смысле слова, ибо все остальное, имеющее внешние причины не в полном смысле слова действительность, не в полном смысле слова существует. Поскольку бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия – попытка приобщиться к истинному существованию, обретение самобытности, судьбы.

    Одни философы, начиная  с древности, считали, как показывает  в своей  книге А.Л.Доброходов, что бытие открывает подлинный мир сущностей и является окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Другие полагали, что бытие – пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, позволяющие в лучшем случае увидеть отражение структуры разума.

    Первые делились на  отождествляющих бытие с тем  или иным видом сущностей (огонь,  земля, вода, атомы и т.д.) и на  различающих чистое существование  и причастные ему сущности. Вторые  – на тех, кто замещает «пустые»  построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести онтологию на язык этико-антропологической проблематики.

    Обращаясь к проблемам  бытия, мы наконец-то начинаем  дышать чистым воздухом философии,  заниматься тем, что, собственно, и есть философия как таковая. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость поскольку на них падает отблеск бытия. По большому счету совершенно не важно, что это за проблемы. Философию, в отличие от науки, вообще не интересует, «что» говорить о мире, главное-«как» говорить, есть особый способ разговора, в котором только и возникает бытие. Бытие по Хайдеггеру, есть особый способ разговора о нем. В философии есть много проблем, не имеющих отношения к бытию, можно даже сказать, что это и не философские проблемы. Можно для примера привести рассуждения Н.Бердяева о личности: в личности, по его мнению, есть много наследственного, родового, социального ,национального, но это все не личное (безличное) в личности.

    Или другая  аналогия  – с искусством – там ведь не важно, что изображать ( в живописи и в поэзии), важно, как это сделать. Искусство начинается там, где оно занимается самим собой : в кино неважно , что изображать, важно, чтобы оно имело свой специфический язык, отражающий специфическую реальность ; живопись есть там, где она начинает интересоваться цветом, а не сюжетом и т.д.

                                                         -6-

   Также и философия начинается  там, где начинают философствовать,  пытаться осмыслить бытие и  высказать нечто по этому поводу. И только тогда это есть философия, все остальное, что она изучает – чисто прикладные проблемы.

Информация о работе Философское понимание бытия