Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 03:09, реферат
Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности. Бытие- это существование во всех его многообразных формах.
1. Введение
2. Истоки и смысл онтологической проблематики
3. Космология и онтология
4. Список литературы
Философия, писал
Х.Ортега – и –Гассет,
Даже мир в целом, совокупность того, что нам дано, является лишь огромным, колоссальным фрагментом. Мир провозглашает свое не бытие, кричит о том, чего ему недостает и вынуждает нас философствовать. Философствовать- значит искать целостность мира, искать нечто, не являющимся миром, не являющимся тем, что нам дано. Вот главная философская проблема, неизбежно возникающая перед разумом. Обычно это нечто, эту основную сущность ищут как любую другую вещь этого мира, которая отсутствовала до сегодняшнего дня, но может быть, будет обнаружена завтра. По своей природе основная сущность есть то, что никогда не присутствует в познании, являясь именно тем, чего не достает в любом присутствии. Мы видим лишь его отсутствие, оно присутствует благодаря тому, что его нет, благодаря своему отсутствию. Основная сущность (бытие)- это то, что вечно отсутствует, чего всегда в мире недостает. Мы видим только рану, оставленную ее отсутствием. Она не может походить на данное нам сущее, которое как раз является вторичным и обоснованным. По своей природе основная сущность есть нечто совершенно иное, ни на что не похожее, абсолютно экзотическое. По аналогии можно сказать, что мы видим вещи, но не видим света, который позволяет нам их видеть.
Это вовсе не означает,
что понять основную сущность,
пробиться к ней можно только
в некоем мистическом экстазе.
Мистики на самом деле
«Философия – это раскрытие бытия вещей в их полной обнаженности и прозрачности речи, слово о бытии: онтология. В отличие от мистицизма философия хочет быть произнесенной тайной».
Согласно Хайдеггеру,
философия часто выдает себя
за то, чем она не является,
- за науку или
Стремление повсюду быть дома - это и есть метафизика, это потребность не слепая, не растерянная, но пробуждающаяся в нас и пробуждающая нас к вопросам: что такое человек, мир и т. д. Но мало плестись в хвосте таких вопросов, нужны ещё и понятия, способные пробить нам путь к пониманию. Метафизические понятия для внутренне равнодушной и не обязывающей остроты научного ума вечно остаются закрытыми.
Метафизические понятия - совсем не то, что может было бы выучить, повторять за учителем и применять на практике. Мы никогда, по Хайдеггеру, не поймем их, если заранее не захвачены тем, что они призваны понять. Этой захваченности, её пробуждению и наслаждению служит главное усилие философствования. Но всякая захваченность исходит из настроения. «Поскольку понимание и философствование не рядовое занятие в числе других, но совершается в основании человеческого бытия, то настроения, из которых вырастают философская захваченность и хватка философских понятий с необходимостью и всегда суть основные настроения нашего бытия, такие, которые постоянно и существенно пронизывают своей мелодией человека, хотя он совсем не обязательно должен всегда и распознавать их как таковые. Философия осуществляется всегда в некоем фундаментальном настроении». Ностальгия, стремление всегда и повсюду быть дома, то есть экзистировать, существовать в совокупном целом сущего есть фундаментальное настроение философствования.
Ещё один подход
к пониманию бытия заключен
в формуле Декарта: мыслю,
Мышление о чем-то – это в самом общем виде всегда представление. Декарт говорил, что, когда мы мыслим наглядно, это ещё не мышление. Чистое мышление – это мышление о себе самом, мысль мыслит самое себя. То есть, мысля таким образом, я как бы нахожусь в стихии мысли и только поэтому потом могу мыслить о каких-то конкретных вещах. Как потом скажет Хайдеггер, для того, чтобы что-то сказать, я должен сначала слышать и слушать ту тишину в себе, из которой рождаются слова. Если у меня есть к чему прислушаться в себе, то я могу и что-то сказать. Поэтому подлинная речь – это сказание, а не болтовня. Только когда я способен вот таким образом мыслить – воспринимая какие-либо вещи, думать о своем восприятии, о том, как я вижу и почему, не просто знать что-то, но и понимать, слышать внутри себя мелодию как чистый звук – только тогда я существую, тогда я нахожусь в бытии.
М.К.Мамардашвили в своей книге о Декарте говорит, что изначально слово «рациональность» означало пропорцию. Пропорцию между тем, что наглядно можно наблюдать, и тем, что не наблюдаемо, ненаглядно. Рациональная мысль есть нечто среднее между объектной мыслью, направленной на что-то (на объект, на предмет) и безобъектной мыслью (мыслью ни о чем, о самой себе, направленной на саму себя). Мысль, которая не имеет своего предмета, пытается мыслить немыслимо. Держать эту пропорцию может только живой человек, мыслящий ( и потому существующий) именно в декартовском понимании этого слова. Продуктом предметной мысли является знание, а чистой – понимание. Я существую не просто как стул или стол, а я живой, я бытийствую. Ведь можно существовать, но не быть, и наоборот. Истинное мышление – это попадание в структуру бытия.
Дальше мы увидим,
что, уже начиная с Парменида,
истинно метафизическая
Это и есть одно из
Бытовое состояние
не передается, как бы мы не
наращивали ассоциации, ни передавали
термины и образы – если
у нас, в нашем духе не
зазвучит та мелодия, о
В отличие от окружающего мира, бытие – это то, что требует понимания и что становится, держится в просвете, проблеске понимания. Бытие – это то, что требует понимания и что становится, держится в просвете, проблеске понимания. Бытие – это не вид или разновидность предметов, не общее понятие класса предметов, бытие – это бытие существующего. Бытие это то, что ожидает видения бытия или понимания его.
Космология и онтология
Предметом космологии
является универсум,
Универсум открыт для рационального объяснения, с ростом науки он становится все более интеллигибельным.Мои знания об универсуме вполне объективируемы, их я могу передать другому человеку. Но бытие – это не часть универсума, его содержание, или внутренняя структура, оно не становится по мере роста наших знаний чем-то более понятным, интеллигибельным. Оно за интеллигибельностью. Оно не может быть объектом или обстоятельством. Здесь не увеличивающейся глубины и широты, нет чего-то спрятанного. Здесь не бывает новых открытий.
-9-
Образно говоря, адекватным будет
только молчание в присутствии бытия,
однако это будет насыщенное молчание,
наполненное благоговением
Осведомленность о бытии есть тип человеческого отклика на то, на что способен откликнуться только человек. Наше выживание как человеческих существ, наша жизнь зависят от опыта разумности. Однако осведомленность о бытии не является необходимой для выживания или удовлетворения жизни. Осведомленность о бытии (осененность бытием) обладает таким духовым качеством, которое, добавляясь к разуму, вводит особое, специальное измерение в наш опыт. М.Мунитц, известный американский метафизик, сравнивает осведомленность о бытии с духовным здоровьем и говорит также о том, что эта осведомленность, если она есть, является «невыразимым аккомпанементом» любой деятельности или опыта.
Осененность бытием не похожа на веру в Бога, поскольку бытие- это не источник универсума или человека, оно не есть некая высшая целостность, оно не обладает такой-либо степенью добра, любви, справедливости и т.п.
Не имеет смысла вера в бытие или в его конечный триумф. Не имеет смысла иметь союза с ним, в том понимании, в каком верующий или мистик ищет союза с Богом, его нельзя достичь молитвой или послушанием. Мы можем быть открыты к бытию, но оно не ищет и не ожидает открытия.
Осененность бытием создает другой порядок и качество жизни, отличие от религиозной веры или научного понимания. Достижение этой осененности есть специфически философская проницательность. Стоять в свете бытия – не значит отрицать мир, превращать его в иллюзию, не значит отбросить или минимизировать наши контакты с миром. Это просто означает, что у нас появляется другое измерение нашего опыта, эта осененность окрашивает все виды нашего взаимодействия с миром – практические, эстетические, интеллектуальные и т.д.
«Бытие, говорил М.К.Мамардашвили,- это то же самое, что незаконная радость. Нет никаких причин к тому, чтобы мы были, и тем радостнее быть, и тем больше продуктивной гордости можно от этого испытать».
Эйнштейн говорил, что в науке работают три категории ученых. Первые – те, кто наделен исключительными интеллектуальными способностями, они занимаются наукой так же, как спортом, это для них увлекательная игра. Вторые – те, кто смотрит на науку как на способ зарабатывания денег, с таким же успехом они могли бы заниматься чем-нибудь другим. Таких большинство. Третьи – те, кто приходит в науку, толкаемый туда скукой, монотонностью обыденной жизни, бессмысленной ее повторяемостью и пустотой наших обычных стремлений и потребностей, которые никогда не удовлетворяются. Наша жизнь ведь в этом плане никогда не получается. И если человека охватило такое ощущение, то он уходит в науку. Потому что занятие абстрактной наукой вынимает его из круговорота и стихийного потока жизни, обрывает какие-то ненужные и нелепые зависимости.
Но еще с большим основанием, чем о науке, это можно сказать о метафизике, метафизике как образе жизни, когда человек пытается жить интересами чистого разума, без всякой надежды или, лучше сказать, интереса к успеху, карьере, обогащению и т.п., интересами, которые направлены на исследование последних оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла человеческого существования. «Математика, естествознание, законы, искусства, даже мораль, - написал И.Кант, - не заполняют душу целиком, все еще остается в ней место, которое намечено для чистого и спекулятивного разума, незаполненность которого заставляет нас искать в причудливом или в пустяках, или же в мечтательстве видимость занятия, а в сущности лишь развлечение, чтобы