Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:53, реферат
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона.
Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
2. Философские идеи в Древней Индии. . . . . . . . . . . . . . . . . . ....4
3. Джайнизм: общие черты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....7
4. Этика джайнизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....10
5. Йога: цели и основные доктрины. . . . . . . . . . . . . . . . . . .....12
6. Материализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....14
7. Философская мысль в современной индии. . . . . . . . . . . . . . . ....16
9. Заключение. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....20
10. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....21
значение имеют сочинения Умашвати (4-5 вв.), первого систематизатора
джайнизма,
в частности его “
Дивакара (6 в.), Гамачандры (11-12 вв.), особенно знаменитое изложение
учения джайнизма “Йогашастра” и др.
Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, выступал против
крайностей ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского
мировоззрения и в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности.
Особенностью джайнизма, в отличие от буддизма, является меньшая внутренняя
цельность, более тесная связанность с отвергаемым брахманизмом, обусловившая
присутствие в нем как черт догматизма, так и собственно “ритуализма”.
В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных
(несотворенных и неразрушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы
(души, вообще живого), основным свойством которой является сознание, и адживы
(не-души, вообще неживого), выступающей в виде пудгалы (или материи), акаши
(или пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира, создающего условия для
возникновения движения, и эфира, создающего условия для его прекращения). В
зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс
взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и
несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении
с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние
страдания. В состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и
оказавшись
способной управлять своим
блаженства — состояние нирваны или мокши. Материя в джайнизме — одна из
разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха,
цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена
изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного
творчества. Кроме того, существует еще тонкая, так называемая “кармическая
материя”, обуславливающая связь души с телом. Единой души, или высшего бога,
нет: в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в
живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы,
существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща,
всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом (как
уже говорилось выше), в котором она живет. Соответственно двум видам бытия
дживы, джайнизм признает познание несовершенное — непосредственное и
опосредованное — и совершенное, интуитивное, доступное только освобожденному
от уз материи. Признавая в целом адекватность познания предмету, джайнизм
одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек
зрения,
с помощью которых может
“диалектический” метод джайнизма — сьядвада.
Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное
играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм
настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого
является подчеркивание джайнизмом различия между идеальным и обычным
состоянием, религиозной и светской моралью. Тщательная разработка правил и
внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения
(в частности принципа ахинсы — непричинения малейшего вреда живому) —
характерная особенность этической системы джайнизма.
Признав единицей своего плюралистического универсума не текучее, а ставшее,
не деятельность, а субстанцию, джайнизм в отличии от буддизма строго
онтологичен, однако в отличии от брахманизма он дуалистичен. В основе этой
промежуточной философской позиции джайнизма лежит одновременно отрицание —
как в буддизме — неизменного начала (разумности вещей) и признание — подобно
брахманизму — этого начала. В результате это приводит к признанию
диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной,
поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная
активность человеческой личности (что подчеркивается крайним аскетизмом).
Джайнизм, как и буддизм, утверждает в конечном итоге имманентность
божественного человеку при признании равенства всего существующего.
Этика джайнизма
В основе этики джайнизма лежат так называемые “три жемчужины”: правильная
вера, правильное познание и правильное поведение, а также ахимса —
непричинение зла живому существу. “Вера в реальное существование, или таттвы,
— это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и ошибок —
правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к
объектам внешнего мира — правильное поведение”. Правильная вера — это вера в
учение Махавиры и почтительное отношение к истине. Вера — основа основ, без
нее не может быть ни правильного познания, ни правильного поведения. Вера —
это дверь, ведущая в бесконечный мир истины. Но с другой стороны, совершенная
вера может быть только результатом совершенного знания, которое служит
отправным пунктом по пути к освобождению (мокше). Знание сообщается джайну
учителем и его получают из правильно понятых текстов священных книг. Знание
должно быть двояким: оно включает понимание и самоотречение. Невежество —
причина страстей, а те, в свою очередь, причины страданий и зависимости.
Люди, не понимающие причин греха и не отвергающие их, обречены на новые
рождения и новые страдания. Грех, согласно джайнистским воззрениям и как это
явствует из Ачаранги-сутры, состоит в причинении вреда любым живым
существам,
в насилии, а также в стремлении
к удовольствиям и
привязанности к этому “страдающему и жалкому” миру. Души тех, кто подвержен
греху, заполнены кармой, а потому они слепы и не могут видеть свет истинного
учения. Как говорит Ачаранга-сутра: “Немудрые спят, мудрецы всегда
бодрствуют”.
Только знающий герой, мудрец, свободен от этого мира. Он равнодушен к мирским
страстям. Он завоевал мир, ибо победил себя. Немудрые, не имеющие правильного
знания, подвержены притоку чуждой материи в душу и связанности. Последняя
вызывается ложной верой, отказом от самоотречения, беззаботностью, страстями
и колебаниями, вызываемыми в душе умом, телом и речью. Лишь тот, кто победил
себя, познал истину учения Джины.
В то время как связанность является результатом дурной кармы, приостановление
и прекращение
ее влияния — результат
“жемчужине” джайнизма и посвящена большая часть Ачаранги-сутры. Правильное
поведение — это воздержание от дурного и выполнение того, что справедливо.
Для этого необходимо: во-первых, дать пять великих обетов; во-вторых,
размышлять о кардинальных истинах, дающих знание о самом себе и о мире; в-
третьих, добиваться невозмутимости, душевной чистоты, абсолютного отсутствия
жадности, совершенного поведения. Монах или монахиня должны обуздывать мысли,
речь и движение тела; им следует соблюдать исключительную осторожность в
ходьбе, разговоре, получении милостыни и проч. Кроме того, для правильного
поведения необходимо побеждать силой духа все страдания и лишения,
проистекающие от голода, жажды, жары, холода и т.д.
Йога: цели и основные доктрины
Одна из ортодоксальных идеалистических систем индийской философии. С точки
зрения йоги, основной целью всех поступков человека должно быть полное
освобождение от материального существования, смерти и рождения. Двумя
основными условиями этого освобождения являются вайрагья (отрешенность) и
йога (созерцание). Первому предшествует убежденность в бесплодности мирской
жизни, исполненной зла и страдания. Второе возникает из убеждения в
необходимости познать высшую истину – Бога. В отличие от других систем
индийской философии йога придает исключительное значение совершенствованию
тела и органов чувств.
Йога, которая практикуется, не только для нас но и для Божественного. Её цель
– осуществить волю божественного в этом мире, произвести духовную
трансформацию и привести Божественную природу и Божественную жизнь вниз, в
ментальную, витальную и физическую природу и жизнь человека. Её цель – не
личное Мукти, хотя Мукти необходимое условие этой йоги, а освобождение и
трансформация человеческого существа. Не личная Ананда, а приведение
Божественной Ананды – царствие небесного Христа.
Первый процесс йоги – это сделать Санкальпу Атмасамарпаны. Отдать себя всем
своим сердцем и всей своей силой в руки Бога. Здесь нужно не ставить условий,
ничего не просить, даже Сиддхи в йоге, потому что ничто в нас и через нас,
кроме его воли, не может быть исполнено совершенно. Тем, кто требует что-то у
Бога, тем он даёт, что они требуют, но тем, кто отдаёт себя и ничего не
требует, он даёт всё, что они могли бы попросить или в чём они нуждаются и в