Философские учения Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:16, реферат

Описание работы

Аристотель – величайший древнегреческий философ. Родился Аристотель предположительно в 384 г. до н. э. в Стагире (Фракия) в семье наследственного домашнего врача царя Македонии. В 18 лет пришел в Афины и стал учеником Платона. Он оставался в платоновской Академии вплоть до смерти учителя в 347 г. до н. э., затем в течение некоторого времени путешествовал. В 343 г. до н. э. стал воспитателем 13-летнего Александра, будущего великого полководца, и занимал это положение до момента, когда Александр в возрасте 16 лет был объявлен своим отцом совершеннолетним.

Содержание

Введение
1 Метафизика
2 Психология
3 Политическое учение
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

аристотель философия.docx

— 54.19 Кб (Скачать)

  Он  сформулировал логические законы: закон  тождества (понятие должно употребляться  в одном и том же значении в  ходе рассуждений), закон противоречия («Не противоречь сам себе») и  закон исключенного третьего («А или  не А истинно, третьего не дано»). Из трех законов мышления традиционной логики Аристотель установил по крайней мере два: закон противоречия и закон исключенного третьего. Законы же тождества и достаточного основания у Аристотеля тоже намечены в учении о научном знании как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе, согласно которому “невозможно ничего мыслить, если не мыслить [каждый раз] что-нибудь одно” – закон тождества.

  В “Метафизике” сформулирован и логический аспект закона (запрещения) противоречия в словах о том, что “нельзя  говорить верно, вместе утверждая и  отрицая что-нибудь”. Этот аспект более  определенно показан в логических работах Аристотеля, где не раз  утверждается, что невозможно одно и то же одновременно утверждать и  отрицать. Этот закон прямо обосновать нельзя, однако можно опровергнуть противоположный ему взгляд, показав  его нелепость. Это доказательство от противного: всякий, кто оспаривает закон (запрещения) противоречия, им пользуется. Далее, если не признавать действие этого  закона, то все станет неразличимым единством.

  У Аристотеля можно найти и другие принципиальные ограничения сферы  действия закона противоречия. Его  действие не распространяется на будущее, и это связано все с той же сферой возможности, поскольку будущее чревато многими возможностями, настоящее же бедно, ведь актуализируется нечто одно, но оно потенциально богато. Прошлое же бедно в своей актуальности, исключающей потенциальность, ибо в прошлом нет уже никаких возможностей, кроме реализованной, происшедшей, не поддающейся изменению.

  Обостренной формой закона (запрещения) противоречия является закон исключенного третьего, утверждающий не только то, что в  отношении одного и того же не может  быть одновременно истинно “а”  и “не-а”, но и то, что более  того, истинность “а” означает ложность “не-а”, и наоборот. Этот закон в  “Метафизике” выражен так: “Не  может быть ничего посредине между  двумя противоречащими [друг другу] суждениями, но об одном [субъекте] всякий отдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать”. Действие этих законов такого, что закон (запрещения) противоречия необязательно влечет за собой закон исключенного третьего, но закон исключенного третьего предполагает действие закона (запрещения) противоречия. Поэтому выше и было сказано, что  закон исключенного третьего – более  острая форма закона противоречия.

  Аристотель  разработал учение о силлогизмах, в  котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Аристотелевский силлогизм состоит  из трех суждений, два из которых  – посылки, а третье суждение –  заключение. Посылки связаны общим  для них “средним термином”. Например, умозаключение, в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье (вывод). Все люди смертны  – большая посылка. Сократ – человек  – малая посылка. Вывод – Сократ смертен. Особо следует подчеркнуть  разработку Аристотелем проблемы диалога, углубившую идеи Сократа.  

  3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

  Нетрудно  заметить: у Аристотеля тесно переплетены этика и политика, но политика в конечном итоге выходит на первый план. Его цель, скорее, - хорошее общество, нежели хороший человек. Именно Аристотель определил человека как “общественное животное”, подчеркнув тем самым, что человек – продукт общества. Именно в нем и благодаря ему он становится человеком.

  Согласно  Аристотелю, государство требует  от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может  осуществлять свои гражданские права  и быть полезным обществу: добродетельно  то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуaльные и волевые - добродетели характера. Говоря о характере, мы не назовем кого-либо мудрым или разумным, а кротким или умеренным. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек проявляет себя как одаренное разумом существо. Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности. Нельзя считать счастливым человека с «рабским образом мышления».

  При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни  и к политическому общению. По Аристотелю, человек - политическое существо, т. е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял  идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек  способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

  Аристотель  пытается подойти к государству  исторически. Но, как идеалист, он неспособен понять причины возникновения государства, ограничиваясь лишь внешним описанием  его формирования. Государство - не единственная форма общежития граждан. Другие формы - семья и селение. Они  предшествуют государству, которое  по отношению к ним выступает  как их цель. Государство - энтелехия  семьи и селения, энтелехия человека как гражданина. Аристотель определяет человека как по своей природе  политическое животное.

  Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов  государства. Он понимал зависимость  целей, интересов и характера  деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных  cлoев общества.

  По  мысли Аристотеля, бедные (большинство) и богатые (меньшинство) «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что  в зависимости от перевеса того или  иного из элементов устанавливается  и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных  слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между  теми и другими. Аристотель враждебно  относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный  род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда  жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут  подчиняться, нарушая этим спокойствие  государственной жизни. Почти все  они высокомерны и надменны, склонны  к роскоши и хвастовству. Государство  же создается не ради того, чтобы  жить вообще, но преимущественно для  того, чтобы жить счастливо.

  Согласно  Аристотелю, государство возникает  только тогда, когда создается общение  ради благой жизни между семействами  и родами, ради совершенной и достаточной  для самой себя жизни. Совершенcтвом же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь - совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи индивида. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий закон природы - ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

  Если  экономический индивидуализм берет  верх и ставит под угрозу интересы целого, государство должно вмешаться  в эту область. Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег  в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию.

  Монархия - древнейшая форма политического  устройства, первая и самая божественная форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии  в государстве превосходнейшего человека.

  Однако  в целом аристократия предпочтительнее монархии, ибо при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится  народом, а так как личное достоинство  обычно присуще благородным, то они  и правят при аристократии. При  политии (республике) государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ, единственная общая им всем добродетель воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие». Другого народовластия он не знает.

  Таковы  правильные формы правления. Аристотель в какой-то мере признает их все. В пользу третьей формы он также находит довод, ставя вопрос о том, обладает ли преимуществом большинство перед меньшинством, и отвечает на него положительно в том смысле, что, хотя каждый член меньшинства лучше каждого члена большинства, в целом большинство лучше меньшинства, ибо хотя там каждый обращает внимание лишь на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все.

  Что касается неправильных форм политического  устройства, то Аристотель резко осуждает тиранию, утверждая, что «тираническая  власть не согласна с природою человека». При олигархии правят богатые, а  так как в государстве большинство  бедно, то это власть некоторых.

  Из  неправильных форм Аристотель отдает предпочтение дeмократии, считая ее наиболее сносной, но при условии, что власть там остается в руках закона, а не толпы (охлократия).

  В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное  благосостояние - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия  защищает интересы имущих классов: общей  же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал, что отношение  между бедными и богатыми - отношение  не просто различия, а противоположности. Наилучшее государство - это такое  общество, которое достигается через  посредство среднего элемента (под  средним элементом Аристотель имеет  в виду «средний» между рабовладельцами  и рабами), и те государства имеют  наилучший строй, где средний  элемент представлен в большем  числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

  И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

  Политическое  учение Аристотеля изложено им главным  образом в его работе «Политика», примыкающей к «Этике». Аристотель понимает справедливость как общее  благо. Достижению общего блага и  должна служить политика, это ее главная цель. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что человек подвержен страстям и что человеческая природа испорчена. Поэтому политик не должен ставить  своей целью воспитание нравственно  совершенных граждан, достаточно, чтобы  все граждане обладали добродетелью гражданина - умением повиноваться властям и законам.

  Аристотель  различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Говоря о составе гocyдарства, Аристотель подчеркивает его многочастность и неподобие частей друг другу, естественное различие составляющих его людей «из людей одинаковых государство образоваться не может», а также различие семей в государстве.

  Но  главное в государстве - гражданин. Государство состоит именно из граждан. Отмечая, что каждое политическое устройство имеет свое понятие о гражданине, сам Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении, называя это  «абсолютным понятием гражданина». Аристотель этим, по-видимому, желает сказать, что оно истинно для всех политических устройств, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, какие слои населения допускаются там до суда и управления. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане - те, кто исполняет воинскую, административную, судейскую и жреческую функции.

  Политическое  учение философа - не только описание того, что есть, как он это понимал, но и набросок должного. Это сказывалось  уже в делении Аристотелем  форм политического устройства по качеству, а также в том, как философ  определял назначение государства. Цель государства не только в том, чтобы выполнять экономические  и юридические функции, не позволяя людям учинять друг другу несправедливость и помогая им удовлетворять свои материальные потребности, но и в  том, чтобы жить счастливо: «Цель  человеческого общежития состоит  не просто в том, чтобы жить, а  гораздо более в том, чтобы  жить счастливо». По Аристотелю, это  возможно лишь в государстве. Аристотель - последовательный сторонник государства. Оно для него - «совершеннейшая  форма жизни», «среда счастливой жизни». Государство, по мнению Аристотеля, служит «общему благу». Но это относится  только к правильным формам.

Информация о работе Философские учения Аристотеля