Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:30, реферат
Эллинистический период античной философии длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Развитие эллинистической философии сопровождалось успехами науки: математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский) медицины, географии, филологии. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной. Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества.
1. Введение. Эллинская философия………………………………….3
2. Этические идеи киников…………………………….....................5
2.1 Кинизм……………………………………………………….......5
2.2 Этика киников………………………………………………………………….6
2.3 Влияние киников……………………………………………………………….7
3. Атомизм и этика в учении Эпикура
3.1 Атомизм…………………………………………………….............................8
3.2 Школа атомистов………………………………………………………………8
3.3 Эпикуризм. Этика. Эпикура…………………………………………………..9
4. Стоицизм. Учение о причинности, необходимости
и судьбе
4.1 Стоицизм……………………………………………………………………...13
4.2 Этика стоицизма……………………………………………………………...16
5. Скептицизм…………………………………………………………………...17
5.1 Скептицизм и его направления……………………………………………...18
5.2 Этика скептицизма………………………………………..............................22
Список использованной литературы………………………………………..23
Аркесилаю приписывают "эзотерический догматизм" рядом с "экзотерическим скептицизмом", т.е. скептиком он был для публики, но догматиком- для учеников. Таким образом, для Аркесилая, не признающего разумных доказательств, критерием истины является только практическая разумность, которая то ли указывает на успех предприятия, то ли не указывает на него. Другими словами, вместо пирроновской чистой и безусловной относительности Аркесилай (и в этом остается его платоновская черта) все же рекомендует разбираться в чувственной текучести и выбирать из нее то, что создает для человека успех. Вот этот жизненно-практический успех, никогда не обладающий полной надежностью, и есть для него критерий истины. Нечто от платоновского учения о разуме здесь, конечно, остается. Однако оно здесь всего лишь вероятно. Это –практически-вероятностный скептицизм..
Карнеад - греческий философ, основатель новой, или третьей Академии Приехав в 156 до н. э. в Рим и живя там, он занимался философией, развивал крайний скепсис и отрицал знание и возможность окончательного доказательства. Как первый теоретик понятия вероятности, он различает три её степени:
1. представления вероятны только для того, кто их придерживается;
2. представления вероятны и не оспариваются теми, кого они касаются;
3. представления абсолютно бесспорные.
Самое сильное требование Карнеада в отношении выставляемой им вероятности заключается в том, что от простой констатации единичности представления мы должны переходить к анализу и всех других моментов. Другими словами, самый высокий критерий истины заключается в такой вероятности, которая установлена и изучена в связи со всеми другими соседними с ней предметами. При этом Карнеад понимает, что в своем учении о трех критериях истины он имеет в виду только один критерий, а именно вероятность, но не ту прямую, о которой говорил Аркесилай, а научно разработанную.
Самое главное в академическом скепсисе - это именно учение о вероятности.
Карнеад излагал свои философские воззрения устно, поэтому содержание его взглядов сохранилось в трудах других мыслителей - Цицерона, Евсевия. Так же популяризации скептицизма Карнеада способствовала литературная деятельность его учеников.
Указанными тремя основными ступенями античного скептицизма исчерпывается то, что было сделано скептиками до Секста Эмпирика. Это были типы 1) интуитивно-релятивистической (Пиррон и Тимон), 2) интуитивно-вероятностный (Аркесилай) и 3) рефлективно-вероятностный (Карнеад).
Общей особенностью этих типов является выставление вместо того или иного учения своего скептического учения, но тоже преподносимого в виде строго доказанной догмы. Недоставало только такой позиции скептицизма, которая отрицала бы и свою собственную критику догматизма. Сказать, что чего-нибудь не существует, это ведь тоже значит высказать некоторого рода суждение, претендующее на истину.
И только Секст Эмпирик сделал этот последний шаг, а именно считать недоказуемыми, неубедительными и скептическими также и все свои собственные аргументы против догматизма. Это абсолютный скептицизм.
В нем очень много логики и остроумия. Он не выходит за пределы пирроновского скептицизма, который назван непосредственным, или интуитивным, релятивизмом. То же самое нужно сказать и о Сексте Эмпирике, поскольку он сам свои доказательства тоже интерпретирует нигилистически, так что и в начале своего существования и в конце греческий скептицизм оставался абсолютным нигилизмом, несмотря на все усилия академиков спасти доказательность скептицизма.
Имя Секста Эмпирика после почти полуторатысячелетнего забвения становится известным в 70-х годах XVI в., когда один за другим были опубликованы его трактаты «Пирроновы основоположения» и «Против ученых». Публикация этих работ оказалась настолько созвучной идеям, распространенным в ту эпоху, что интерес к Сексту Эмпирику, а через него и ко всему античному скептицизму вышел за рамки простого любопытства.
Наиболее общее и подробное изложение своего учения Секст представил в трактате «Пирроновы основоположения», в котором он показывает различие между его идеями и другими школами. Это различие относится к тому, что все догматики уверены, будто нашли истину, и лишь скептики продолжают ее искать, и к тому, что догматики обычно имеют свою школу , в то время как у скептиков ее нет. Но Секст добавляет, что у скептика все же может быть учение, если понимать под ним «образ жизни, в котором рассуждения согласовываются с явлениями, поскольку эти рассуждения, по-видимому, указывают, как правильно жить».
Для достижения конечной цели -атараксии - Секст Эмпирик, разрабатывает логическую аргументацию. Он говорит не о скептицизме, а о скептической способности, называя скепсис «способностью не согласно тонкому смыслу этого слова, а просто в отношении его „быть способным"». Т.е. скептическая способность относится к естественным человеческим характеристикам, так что быть скептиком- это естественно для человека. Скептическая способность, таким образом, имеется у каждого человека, и она может служить и средством для достижения цели- атараксии.
5.2 Этика скептицизма
Скептицизм, который хотя и сохранил верность своей исходной позиции, в ходе развития подвергся существенным изменениям: требовательный, морализаторский скептицизм Пиррона нашел свое применение по прошествии множества веков в позитивистском эмпиризме.
Основные
положения античного
1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности. Античный скептик отнюдь не нигилист, он живет, как хочет, принципиально избегая необходимости что-то оценивать. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо.
2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет». Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Для сохранения внутреннего спокойствия человеку нужно очень много знать из философии, но не для того, чтобы что-то утверждать или, наоборот, утверждать (всякое утверждение есть отрицание, и, наоборот, всякое отрицание есть утверждение).
3. Подлинная философия скептицизма - молчание. Мудрецу скептику лучше помолчать. Его молчание и является философским ответом на поставленные ему вопросы.
4. Следуйте «миру явлений». Все текуче, поэтому живи так, как хочешь, принимай жизнь в ее непосредственной данности.
Античный скептицизм по-своему довел до предела философские попытки справиться с трудностями жизни без ее осмысления. Молчание - это и своеобразный конец философскому поиску и указания на то, что необходимы новые усилия.
Список
использованной литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия - М.: Высшая школа, 1996.
2.Богомолов А.С. Античная философия - М.: Издательство МГУ, 1985.
3. История философии в кратком изложении. - М., Высшая школа, 1989.
4.Лега В.П. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Из истории античной науки и философии. - М., 1991, с. 210--219.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995 .
6. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1т) / В пер. и под ред. С.А. Мальцевой - Изд-тво Пневма, СПб., 2003
7. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2004. - 416 с.
8. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.