Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:30, реферат
Эллинистический период античной философии длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Развитие эллинистической философии сопровождалось успехами науки: математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский) медицины, географии, филологии. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной. Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества.
1. Введение. Эллинская философия………………………………….3
2. Этические идеи киников…………………………….....................5
2.1 Кинизм……………………………………………………….......5
2.2 Этика киников………………………………………………………………….6
2.3 Влияние киников……………………………………………………………….7
3. Атомизм и этика в учении Эпикура
3.1 Атомизм…………………………………………………….............................8
3.2 Школа атомистов………………………………………………………………8
3.3 Эпикуризм. Этика. Эпикура…………………………………………………..9
4. Стоицизм. Учение о причинности, необходимости
и судьбе
4.1 Стоицизм……………………………………………………………………...13
4.2 Этика стоицизма……………………………………………………………...16
5. Скептицизм…………………………………………………………………...17
5.1 Скептицизм и его направления……………………………………………...18
5.2 Этика скептицизма………………………………………..............................22
Список использованной литературы………………………………………..23
Содержание
1. Введение. Эллинская философия………………………………….3
2.
Этические идеи
киников……………………………............
2.1 Кинизм………………………………………………………...
2.2 Этика
киников……………………………………………………………
2.3 Влияние
киников……………………………………………………………
3. Атомизм и этика в учении Эпикура
3.1 Атомизм……………………………………………………...
3.2 Школа
атомистов………………………………………………………
3.3 Эпикуризм.
Этика. Эпикура…………………………………………
4. Стоицизм. Учение о причинности, необходимости
и судьбе
4.1 Стоицизм…………………………………………………………
4.2 Этика
стоицизма………………………………………………………
5.
Скептицизм……………………………………………………
5.1 Скептицизм
и его направления…………………………………
5.2 Этика
скептицизма………………………………………....
Список
использованной литературы………………………………………..23
Введение. Эллинская философия
Характер и значение эллинизма, как нового этапа в истории античного общества особенно четко отразились в эллинистической культуре, которая вышла даже за рамки эллинистического мира, будучи унаследована Римской империей, Византией и народами Передней Азии, она оказала значительное влияние на культуру Нового времени.
Культурная жизнь общества получила широкий размах, невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период эллинизма литература и наука получают свой богатый, центр в Александрийском музее. Библиотека этого музея имела до 700 тысяч свитков. Здесь не только собирали, но и изучали литературу.
Громадное значение имело при этом возникновение общегреческого языка, постепенно вытеснившего из литературного языка местные диалекты. Вместе с греческим языком к народам Востока проникают и греческие литературные жанры. Наконец, как известно, греческая литература эллинистического периода послужила исходным пунктом для создания римской литературы. Не только литература и искусство изменили свое содержание и создали новые формы; резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере философии и религии.
Эллинистический период античной философии длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Развитие эллинистической философии сопровождалось успехами науки: математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский) медицины, географии, филологии. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной. Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения эллинистической культуры. Эллинизм не был простым механическим «смешением» Востока и Запада. Эллинизм как новый этап в истории общества получил отчетливое выражение в области культуры в литературе и искусстве, в философии и религии. Эллинистическая культура распространилась и сохранилась даже там где её социально-экономическая и политическая база оказалась слабой и недолговечной. Она проникла в Среднюю Азию и Индию.
2. Этические идеи киников
2.1
Кинизм
Киническая
школа получила свое название от Диогена
из Синопа, имевшего прозвище собака, что
по гречески означает «кинос». Основатель
школы - Антисфен был учеником Сократа,
а после его смерти основал свою собственную
школу. Он считал всякое удовольствие злом.
«Лучше сойти с ума, - якобы утверждал он,
- чем испытать наслаждение».
Поэтому киники советовали обнимать мраморную
статую в мороз и лежать в горячем песке
летом. Они проповедовали отказ от дома
и семьи, от богатства и любви общественных
обязанностей. Киники отвергали потребительскую
жизнь, презирали почести. Хотя они осуждали
чувственные наслаждения, из этого нельзя
сделать вывод, что их этическим идеалом
был аскетизм. Наоборот, согласно их этическому
учению, естественные потребности людей
нужно удовлетворять, однако неправильно
в процессе удовлетворения этих потребностей
стремиться к наслаждению.
Цель такого образа жизни – автаркия,
т.е. «самодостаточность», автономия нравственной
личности. Идеал простои жизни киники
весьма тесно связывали с возвратом к
природе. Естественное удовлетворение
природных потребностей, устранение всех
искусственных препятствий и достижение
автаркии являются главным смыслом кинической
этики.
Высшим нравственным идеалом киников,
которого можно достичь путем подавления
страстей и ограничения до минимума потребностей,
является полная апатия - безразличие
к миру, обществу, почестям и всем прочим
ценностям. Антисфен демонстративно пренебрегал
приличиями, это делали и другие киники,
в особенности Диоген. Именно отсюда пошло
представление о цинизме и циниках как
людях, пренебрегающих моралью и приличиями.
Моральный принцип кинизма состоит в пренебреженииии
общественными нормами и в близости к
«естеству».
2.2 Этика киников
Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинны благом. Поэтому кинизм не создает абстрактных теорий, в отвлеченности от абстрактного стремится к пределу и как система представляет собой комплекс практических идеалов. Киническая этика исходит из принципиального морального кодекса среднего индивида. Такая этика прежде всего негативна и требует разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится к четырём положениям:
- натурализм, исходящий из приоритета природы, а полагающий низший уровень потребностей и только необходимую норму потребления.
- субъективизм основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
- индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества,
- эвдемонизм, предполагающий спасение в умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.
Таким
образом этический идеал
- крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
- презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
- насмешка над всеми условностями;
- демонстративная естественность и безусловность личной свободы.
Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом».
2.3 Влияние кинизма
Идеи кинической этики обнаруживают свою силу ещё в III в до н. э. Среди кинических подражателей встречаются имена многих выдающихся философов-моралистов и поэтов-сатириков (Зенон, Эпиктет, Сенека, Филон, Варрон, Персий, Ювенал, Гораций, Петроний, Плутарх, Лукиан, Юлиан и др.). Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.
В историю европейской культуры при всей скандальности своей практики и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.
Сохранили и развили традицию философской
провокации материалисты Нового
времени, не избежав естественной трансформации
«подлинного» кинизма; «голая истина»
Диогена трансформируется в культурную
революцию; киническое презрение к богатствам,
государству и власти превращается у Ницше
в «волю к власти», философское обоснование
власти.
3. Атомизм и этика в учении Эпикура
3.1 Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.
Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. В обоих случаях употребляется также термин атомистика .
3.2 Школа атомистов
Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, не возникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие на множество отдельных «бытий»-атомов.
В современной физике вопрос об атомизме является открытым. Некоторые теоретики придерживаются атомизма, но под атомами подразумевают фундаментальные частицы, которые далее неделимы.
3.3 Эпикуреизм, этика Эпикура
Эпикур (341-270 до Р.Х.) - древнегреческий философ, наиболее выдающийся мыслитель эллинистического периода развития философии. Родился и вырос на о. Самое. В восемнадцатилетнем возрасте переселяется в Афины и в 35 лет основывает там школу в саду, на воротах которого была начертана надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо". Эта школа в дальнейшем получила название "Сад Эпикура".
Эпикур написал большое количество произведений, около 300, из которых до нас дошли лишь некоторые. Много материала содержится в сочинениях противников эпикуреизма. Прежде всего интерес представляет понимание Эпикуром философии и ее задачи. Эпикур считает, что философия - это такая деятельность, которая приводит человека посредством размышлений к счастливой жизни, свободной от страданий. "Пусты слова того, которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души" (Лукреций. О природе вещей). «Кто говорит, что еще не настало время занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени". Таким образом, цель философии состоит в просвещении людей, а не в чистой теории.
Эпикур разделяет свою философию на три части: канонику - учение о познании, физику, этику. Последняя выступает у Эпикура главной частью, но первые две части являются обоснованием этики.
Согласно Эпикуру, все знание возникает из ощущений посредством восприятии предметов природы, к которым он также относили образы фантазии. Восприятия возникают в нас вследствие проникновения в нас "образов" вещей. Они по виду подобны твердым телам, но значительно превосходят их "по тонкости". Образы эти отцепляются от поверхности вещей и перемещаются с быстротой мысли. Если они входят в органы чувств, то дают настоящее чувственное восприятие, если же проникают в поры тела, то дают фантастическое восприятие. Понятия, или общие представления, образуются на основе единичных представлений. Как восприятие, так и общее представление всегда верно отражают окружающий мир. Поэтому они выступают критериями знания. Заблуждения и ошибки возникают только в том случае, когда мы что-то прибавляем к нашим восприятиям, относим наше представление не к той действительности, т.е. источником ошибки оказывается разум.