Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:00, реферат
Целью нашей работы является рассмотрение базовых конфуцианских идей и их исторической трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач: определить истоки конфуцианского учения, рассмотреть базовые понятия и идеи классической конфуцианской философии, проследить их развитие во времени, выявить основные тенденции в развитии конфуцианской философии.
Введение 3
1. Личность Конфуция и зарождение конфуцианства 5
2. Классическое конфуцианство 11
3. Историческое развитие конфуцианства 17
Заключение 24
Литература 25
С точки зрения легизма гуманный правитель - нереальный образ, такой правитель был бы не в состоянии навести порядок в собственной стране. Основой государства и общества для фа цзя являются единые, обязательные для всех законы. Отношения между народом и государством, по учению легистов, могут быть только враждебными. Отсюда – знаменитый тезис Шан Яна: «Слабый народ - сильное государство»21. Самый эффективный метод воздействия на массы для него это система поощрений и наказаний.
В 221 г. до н.э. возникает единая империя – Цинь, государственным учением которой был легизм. Конфуцианцы уходят в подполье и, наряду с другими недовольными, пытаются противостоять режиму. В ответ в 213 г. до н.э. выходит указ, содержащий запрет под страхом смертной казни любых диспутов и споров. Одновременно император приказывает изъять «песни и предания, изречения всех учителей», что бы «пресечь рассуждения о древности», направленные на то, что бы «порочить современность»22.
В 212 г. до н.э. свыше 460 конфунцианцев, признанных виновными в подстрекательстве народа были заживо закопаны в землю; остальных сослали на охрану границ.
В 209 г. до н.э. император умирает, в тот же год начинается восстание. В нём активное участие приняли конфуцианцы. На стороне повстанцев сражался восьмой потомок Конфуция – Кун Цзя, служивший советником у Чэнь Шэна, одного из руководителей восстания. Три года спустя одна из повстанческих армий нанесла решительное поражение циньским войскам, выходец из крестьян - Лю Бан занимает столицу империи и провозглашает новую династию, Хань. Уже второй император этой династии - У-ди, вновьь оказался перед выбором государственной идеологии.
Легизм был хорошим
Основной формой выходного контроля стала кэ цзюй - система государственных экзаменов на чиновничьи должности и ранги. Кроме искусства письма требовалось обязательное знание конфуцианского пятикнижия. Проверка владения письмом сопровождалось или обставлялось написанием сочинений по мотивам конфуцианских текстов. Естественно, что при этом речь шла не об объективном анализе, а об апологетике.
Отныне всякий чиновник мог быть только конфуцианцем. Для контроля за всей системой был создан специальный государственный орган: тайчан («великое постоянство»). Его можно рассматривать как высший идеологический орган, в него входили высшие чиновники - признанные знатоки конфуцианства. Эти люди решали все государственные вопросы, связанные с ритуалами и канонизацией текстов, а значит – с официальными программами обучения и государственными праздниками.
Институциональное оформление конфуцианства сопровождалось и его внутренней трансформацией. Она выразилась, прежде всего, в соединении конфуцианства с легизмом. Исторически это слияние было предопределено тем, что легизм был слишком эффективной техникой управления, что бы от него можно было отказаться. Классическое же конфуцианство было эффективной идеологией, когда оно находилось в оппозиции. Стать официальной доктриной оно не могло уже хотя бы потому, что отрицало необходимость письменных законов.
Однако, эту объективную необходимость предстояло выразить в соответствующей терминологии. Необходимо было объяснить необходимость заимствования идей, тем более идей – из учения, против которого конфуцианцы так недавно выступали сами. Вероятно, большая часть этой работы выпала на первого министра Дун Чжуншу, который позднее за свои труды получит почётное прозвище «Конфуций эпохи Хань». В конечном итоге, было провозглашено, что конфуцианство воздействует на людей духовно, являясь позитивной энергией ян. Легизм, напротив, действует методом наград и наказаний, поскольку он является выражением теневой энергии инь. Однако, как хорошо известно, гармония заключается не в противоборстве, а в сочетании этих двух сил23.
Сочетать же их предполагалось по сословному признаку. Законы (инь) необходимы для простого люда, не открывшего в себе жень. Чиновник может стоять над законом, ибо он познал то, что стоит выше закона - вечные моральные истины. Даже если он иногда ошибается, на него следует воздействовать не законами, а поучениями и моралью. Т.о. конфуцианский гуманизм – для чиновников, легистская суровость – для народа.
Следует заметить, что полученное объяснение хорошо соответствует духу традиционной китайской религиозности, иначе и быть не могло – поскольку оно должно находить отклик в народном сознании. В то же время это объяснение формально не противоречит положениям самого Кун Цю, который исключал простых людей (жэнь) из сферы управления государством и ставил их ниже цзюнь цзы. Получившийся в результате смешения двух учений феномен получил название «ханьское конфуцианство».
Созданая реформами У-ди система традиционного образования и идеологии без принципиальных изменений просуществовала вплоть до начала XX в. Непосредственно после реформы и благодаря ей растёт престиж грамотности и образования. До того времени конфуцианские сочинения дошли в разных редакциях, это подразумевает необходимость сравнивать, выбирать, анализировать. Начинается большая работа, в ходе которой ко II в. н.э. классические тексты были истолкованы и канонизированы. Кроме этого, в процессе работы, были разработаны методы критики и исследования классических текстов, разработана теория китайского иероглифического письма и проведена его полная кодификация.
В 59 г. н.э. император Мин-ди издал декрет об официальных жертвоприношениях Кун Фуцзы во всех учебных заведениях страны24. Но реально культ Кун Фуцзы вышел за пределы государственных институтов. В народную традицию он вошёл как великий мудрец и учитель. В традиционной китайской религиозности грань между человеком и божеством очень зыбка, дух (шень) великого человека не утрачивает своего величия и после смерти, а лишь приобретает дополнительную магическую силу. Естественно, что, видя какое значение император, его окружение, образованные люди вообще придают личности Кун Фуцзы, простые крестьяне стали поклоняться ему на свой лад. Официальные жертвоприношениях Кун Фуцзы будут отменены только в 1928 г. приказом министерства образования Китайской республики.
К концу эпохи Хань Луньюй канонизирован, т.е. – вместо нескольких редакций оставлена только одна. В течение многих лет его будут заучивать наизусть. Этот текст, вплоть до каждого иероглифа будет обязан знать каждый, хоть сколько-нибудь образованный человек.
В то же время, в этом тексте сильны литературные элементы: беседы, диалоги, метафоры, примеры. Они легко запоминаются и, при случае, передаются, что будет способствовать восприятию текста миллионами неграмотных китайцев, а значит – отдельные элементы текста будут функционировать за пределами книжной культуры. Только в 1928 г. Луньюй вычеркнут из списка обязательной литературы, что, конечно, не означает прекращения его воздействия на духовную жизнь нации.
Т.о., мы видим, что Кун Фуцзы менее всего хотел создать новое философское учение. Он был уверен, что всего лишь реставрирует традицию. Однако, в процессе реставрации древних традиций он их неосознанно модернизировал под решение текущих социально-политических задач. Под эти задачи он трансформировал категориальный аппарат китайской социально-политической мысли, предложив собственное (конфуцианское) понимание ряду ключевых понятий. Процесс модернизации традиций продолжался и после смерти Кун Фуцзы его учениками, он был завершён только после реформы У-ди. В целом, основные направления этой модернизации определялись потребностями урегулирования отношений между государством и обществом.
Таким образом, конфуцианство представляет собой авторскую переработку традиционных китайских представлений о человеке и государстве. Практически все ключевые понятия конфуцианства (жень, ли, вэнь и т.д.) существовали до него. Однако, основатель этой философии придал данным понятиям характер философских категорий и соединил в единое, целостное учение.
В процессе становления и развития конфуцианства можно выделить несколько этапов. Первый этап – становление конфуцианства в рамках узкой элитарной группы. Данный этап характеризуется отработкой отдельных понятий и доктрин, которые послужат исходным материалом для возникновения конфуцианства. Завершается он в 136 г. до н.э., когда император У-ди делает выбор в пользу конфуцианства как государственной идеологии. Далее, начинается этап институциализации, который завершается в первой половине II в. н.э. На этом этапе происходит приспособление конфуцианского учения к потребностям централизованного авторитарного государства.
Основными факторами культуры, определившими развитие конфуцианской мысли, являются: развитие политической культуры; поиск способов решения ряда социальных и политических проблем (личная безопасность, единство страны, стабильная экономика); развитие концептуального аппарата и письменной культуры; оформление традиционной морали и её приспособление к новым условиям.
По своим социальным и политическим доктринам конфуцианство, прежде всего, учение образованной бюрократии. В «популярной» версии конфуцианства на первое место выходит ориентация на далёкое прошлое как идеальный образец; моральные обязанности перед родителями и предками вообще; сакрализация власти правителя; восприятие земной «посюсторонней» жизни как самодостаточной ценности; не противопоставление себя силам природы.
1
Шуйфа Х. Развитие либерализма в Китае
// журнал «Неприкосновенный запас», №4,
2002. http://magazines.russ.ru/nz/
2 Георгиевский С. Конфуцианство/ С. Георгиевский// Всё о Китае. В 2 т. Т.2. – М.: Канун золотого века, 2001. - С. 11
3 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба/ Л.С. Переломов – М.: Наука, 1993. – С. 23.
4 Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая/ – М.: Восточная литература, 1981. – С. 102.
5 Бичурин И. Религии учёных/ И. Бичурин // Всё о Китае. В 2 т. Т.2. – М.: Канун золотого века, 2001. - С. 278
6 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба/ Л.С. Переломов – М.: Наука, 1993. – С. 51.
7 Там же, с. 183.
8 Конфуций: «Лунь юй». Исслед., пер. с кит., коммент. Л.С. Переломова – М.: Восточная литература РАН, 2000.
9 Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао/ Лукьянов А.Е. – М: Восточная литература РАН, 2000. – С. 203 – 205.
10 Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая/ – М.: Восточная литература, 1981. – С. 83 – 111.
11 Овермайер Д.Л. Религии Китая/ Д.Л. Овермайер// Религиозные традиции мира. В 2 т. Т.2. – М.: Крон-Пресс, 1996. - С. 396
12 Конфуций: «Лунь юй». Исслед., пер. с кит., коммент. Л.С. Переломова – М.: Восточная литература РАН, 2000. – С. 56.
13 Там же, с. 58.
14 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае/ Л.С. Васильев – М.: Восточная литература, 1970. – С. 108.
15 Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая/ – М.: Восточная литература, 1981. – С. 102.
16 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае/ Л.С. Васильев– М.: Восточная литература, 1970. – С. 233.
17 Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба/ Л.С. Переломов – М.: Наука, 1993. – С. 45.
18 Бичурин И. Религии учёных/ И. Бичурин // Всё о Китае. В 2 т. Т.2. – М.: Канун золотого века, 2001. - С. 278
19 Там же.
20 Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии/ Н.Я. Бичурин – М.: Восточный дом, 2002. – 47 с.
21 Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая/ – М.: Восточная литература, 1981. – С. 203.
22 Там же, с. 211.
23 Исаева М.В. Представления о мире и государстве в Китае в III – VI веках н.э./ М.В. Исаева – М.: ИВ РАН, 2000. – С. 71.
24 Грубе В. Жертвоприношения Конфуцию/ В. Грубе// Всё о Китае. В 2 т. Т.2. – М.: Канун золотого века, 2001. - С. 106
Информация о работе Философские идеи конфуция и конфуцианства