Философские идеи конфуция и конфуцианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение базовых конфуцианских идей и их исторической трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач: определить истоки конфуцианского учения, рассмотреть базовые понятия и идеи классической конфуцианской философии, проследить их развитие во времени, выявить основные тенденции в развитии конфуцианской философии.

Содержание

Введение 3
1. Личность Конфуция и зарождение конфуцианства 5
2. Классическое конфуцианство 11
3. Историческое развитие конфуцианства 17
Заключение 24
Литература 25

Работа содержит 1 файл

Konfutsianstvo.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ КОНФУЦИЯ И КОНФУЦИАНСТВА

 

 

 

 

План

 

Введение

 

Китай является одной из крупнейших держав современного мира и нашим  ближайшим соседом, при этом за последние годы происходит интенсивное расширение экономических и культурных связей Российского Дальнего Востока с Китайской Народной республикой. Следует предполагать, что формирование межкультурных взаимодействий подразумевает необходимость понимания специфики культуры той страны, с которой это взаимодействие осуществляется. Учитывая, что в самом Китае конфуцианство фактически признаётся одной из основ государственной идеологии1, в данной работе мы решили рассмотреть философские идеи Конфуция и конфуцианство.

Таким образом, предметом настоящей  работы является конфуцианская философия, а объектом – социально-политическая история Китая. Данное понимание объекта связано со спецификой конфуцианской философии, которая практически полностью посвящена социально-политическим вопросам.

Целью нашей работы является рассмотрение базовых конфуцианских идей и их исторической трансформации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач: определить истоки конфуцианского учения, рассмотреть базовые понятия и идеи классической конфуцианской философии, проследить их развитие во времени, выявить основные тенденции в развитии конфуцианской философии.

В настоящей работе мы рассматриваем  традиционную культуру Китая, начиная  с V в. до н.э. и до VIII в. н.э. Нижняя граница исследуемого периода соответствует началу формирования в Китае новых религиозно-философских школ, среди которых было и конфуцианство. Верхняя граница соответствует периоду окончательного оформления конфуцианства в системе культуры.

В процессе написания работы мы опирались на труды отечественных и зарубежных синологов, связанные с нашей проблемой. В отечественном китаеведении многое в данном направлении было сделано такими исследователями, как Л.С. Васильев, Л.С. Переломов, Э.М. Яншина, М.Е. Кравцова, Е.А. Торчинов, В.В. Малявин, А.А. Маслов.

Л.С. Васильеву принадлежит  ставшая классической монография «Культы, религии, традиции в Китае». Здесь  автор впервые знакомит русскоязычного читателя с рядом фактов в области  традиционной китайской культуры и религии, при этом дана широкая панорама общественной и религиозной жизни. В целом для данного труда характерен социально-экономический подход, разбирающий изучаемые явления сквозь призму экономической и общественной жизни. Так же широкая панорама традиционной китайской культуры даётся в трудах В.В. Малявина и А.А. Маслова, для которых характерен систематический, энциклопедический подход. Но, в отличие от Л.С. Васильева они отходят от попыток объяснять все факторы культурной жизни исходя исключительно из социально-экономической парадигмы.

Л.С. Переломов исследует  отдельные общественно-религиозные  институты, связанные с историей конфуцианства и легизма в  их историческом взаимодействии.

 

1. Личность Конфуция и зарождение конфуцианства

Возникшее в V в. до н.э. конфуцианство является оригинальным этико-философским и политическим учением, сформулированным в понятийном аппарате традиционной китайской философии.

Основатель конфуцианства, в честь  которого получило название всё учение, носил имя Кун Цю. Кун – это указание на род, из которого он происходил. Цю – его имя. Позднее он получил второе имя (точнее, прозвище) – Чжунни. Когда у Кун Цю появились последователи, они стали называть его Кун цзы (в переводе – учитель Кун) или Кун фу цзы (почтенный учитель Кун)2.

Европейцы впервые узнали о Кун  цзы в XVII в., от миссионеров-иезуитов. Не разбираясь в номенклатуре китайских имён они соединили родовое имя с почётным званием в одно слово в латинской транскрипции, в результате чего и получилось известное нам имя –  Конфуций. В течение столетий он был самым почитаемым человеком в Китае, благодаря чему его идеи и дошли до наших дней. Но так же благодаря этому обстоятельству биография Кун цзы была сильно искажена из идеологических соображений. Наиболее надёжными источниками считаются «Исторические записки» (Ши цзи) Сыма Цяня и «Луньюй» (Беседы и суждения). Последний текст, вероятно, является записью высказываний Кун цзы, которые его ученики собрали вскоре после его смерти.

Отталкиваясь от имеющихся у  нас источников, мы можем сказать, что Кун Цю родился в 551 г. до н.э. на востоке Китая, в царстве Лу. Его отец – Кун Шулянхэ, был начальником низшей административной единицы, объединявшей несколько семейств. Мать носила фамилию Янь, она была отдана замуж в очень юном возрасте, разница в возрасте с мужем оказалась настолько велика, что даже современники посчитали этот брак неправильным.

Отец умер, когда Кун Цю было три года. Если быть точным, и учесть, что согласно китайской традиции, возраст ребёнка исчисляется не со времени рождения, а со времени зачатия, то во время смерти отца Кун Цю исполнилось лишь два года и три месяца3.

Мать Кун Цю, как и всякая, воспитанная в патриархальной традиции женщина, посвящала свою жизнь семье. После смерти отца семья оказалась  в крайне бедственном положении. Тем более, что у Кун Цю был старший брат и сестра. Когда Кун Цю было 17 лет (по европейскому исчислению – 16) его мать умерла. Ему оставалось надеяться только на себя. Природные данные, казалось, позволяли достичь многого. Кун Цю отличался умом, здоровьем, силой. По словам Сыма Цяня Кун Цю был очень высокого роста: 9 чи и 6 цуней (примерно 1 м. 91 см.); сверстники называли его верзилой.

В условиях китайского общества того времени у Кун Цю был только один способ выдвинуться – это карьера чиновника. Согласно традиционным нормам для этого он должен был владеть лю и (шестью искусствами). Владение лю и подразумевало: умение выполнять ритуалы, умение понимать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение читать и писать, знание математики. Необходимость изучения математики и письма для чиновника очевидна. Поскольку в Китае не было жречества, обязанности жрецов выпоняли чиновники – отсюда необходимость знания ритуалов. Охота на колесницах была традиционной забавой аристократии, и, если чиновник хотел выдвинуться, ему крайне желательно было участвовать в этих мероприятиях. Наиболее непривычным для нас представляется набор знаний и умений, который подразумевал овладение музыкой (юэ). Под этим термином понимали красочные ритуальные танцы, под аккомпанемент музыкантов. Как правило, танцы ставились на исторические сюжеты. Их смысл – в движениях танцоров и ритме музыки. Лишь тонкий специалист мог объяснить все жесты танцоров, изменяющийся ритм и звучание каждого инструмента. Так же было необходимо хорошо знать историю, уметь красиво изложить своё понимание. Таким образом, то, что мы переводим как «знание музыки» подразумевало знание истории, гибкость мышления, отточенную риторику и друге умения.

Государственной системы образования во времена Кун цзы не существовало, и желающие получить соответствующие знания, прибегали к услугам наставников. Но, поскольку последним надо платить, а денег у Кун цзы не было, он сделал основной упор на самообразование. Учитывая необыкновенную сложность традиционного знания, его успехи в овладении шестью искусствами – уникальны.

В конечном счёте, полученные знания, позволили Кун цзы поступить  на службу к одному из наиболее знатных  аристократических кланов царства  Лу – клану Цзи. Его первой в  жизни должностью было управление амбарами. Обычные торговцы скупали зерно, что бы продать его подороже в голодные годы. Но аристократ (а работодатели Кун цзы были именно аристократами), по своему статусу, не должен был стремиться к подобным прибылям. Подлинно благородным считался тот, кто «взимал малыми доу, а раздавал большими»4. Это не означает благотворительности. Во-первых, свою ссуду аристократ, чаще всего, всё же получал назад. Во-вторых, его стратегической целью было не обогащение. Он стремился поставить как можно больше простых людей в зависимость от себя. В условиях раздробленности и жёсткого соперничества между аристократическими кланами поддержка крестьянских общин могла решить исход многих конфликтов. Соответственно операции, которыми занимался Кун Цю, имели политический характер в большей степени, чем коммерческий. Однако, самому Кун цзы его должность не приносила много дохода. В то время он уже был женат (женился в 19 лет), и ему надо было кормить семью.

В 27 лет Кун цзы удалось устроиться в главный храм помощником при совершении жертвоприношений. Это была его первая удача в карьере. В 30 лет он открыл в своём доме частную школу – преподавал обычаи и традиции Чжоусской династии (т.е. чжоусский ритуал). В этом качестве он и получает первую известность, начинает появляться на дворцовых приёмах, более тесно общается с аристократами, в том числе – с правителем царства Лу – Чжао-гуном. Но когда Кун цзы было 35 лет в Лу вспыхнул мятеж аристократов. Войска Чжао-гуна были разбиты, он бежал в царство Ци. Кун-цю, сохраняя верность, законному правителю, следует за ним.

Только в 40 лет он возвращается в Лу, решив посвятить всё своё время систематизации чжоусских ритуальных танцев, сбору народных песен, составлению и редактированию рукописей. А, главное – преподаванию.

Кун цзы снова открывает школу  и набирает учеников. При этом он демонстративно отказывается от традиционного  принципа стратификации. Выдвигает  новую концепцию: «ю цзяо у лэй» - «образование не знает различий по происхождению» или «образование без предвзятости»5. Среди его учеников были выходцы из самых разных слоёв – от простолюдина до аристократа. Плата за учёбу весьма умеренна, иногда ограничивалась связкой сушеного мяса.

Только к 50 годам Кун цзы, вероятно, завершает создание своего собственного учения. Правда, сам он не воспринимал его как своё. Кун цзы полагал, что ему удалось восстановить и сформулировать принципы, по которым жили правители древности. Отчасти он прав – его учение действительно отталкивается от традиционной патриархальной морали. Но, в то же время, исторические реалии Китая к V  в. до н.э. уже были иные, чем в эпоху Чжоу, изучаемую Кун цзы. Верно так же и то, что Кун цзы имел дело с идеализированным образом древности. Будучи вынужден приспосабливать идеализированный образ древности к современным ему реалиям Кун цзы вынужденно перерабатывает традиционные представления и создаёт новую идеологию, которая одновременно похожа и не похожа на то, что было раньше.

Поскольку идеология Кун цзы подразумевала активную жизненную позицию, в 51 год он решает вновь попытать счастья на административной должности. Благодаря своей известности быстро и успешно продвигается наверх, и в 56 лет становится первым советником Дин-гуна (очередной правитель царства Лу). В этом качестве отдаёт приказ казнить представителя высшей знати Шаочжэна Мао за «смуту»6. Что имеется в виду под смутой, источники не уточняют. Возможно, речь идёт о подготовке мятежа. Подобный поступок противоречит традиционному образу Кун цзы – гуманиста, но соответствует его решимости воплотить в жизнь обретённые идеалы.

Однако, впоследствии Кун цзы вынужден был оставить своё место. Единственное объяснение, которым мы располагаем, приведено в «Исторических записках» Сыма Цяня. Последний говорит о том, что царство Ци отобрало и подготовило 80 юных танцовщиц и подарило их правителю Лу – Дин-гуну. Тот так увлёкся танцовщицами, что проводил среди них целые дни и забросил государственные дела. Кун фу цзы оскорбился таким легкомысленным поведением, отказался от всех должностей и покинул царство Лу в знак протеста7. Трудно сказать, насколько реальны упомянутые события. Скорее всего, за этим описанием скрыты интриги знати, которые и заставили Кун фу цзы уйти с должности.

Далее начинаются годы скитаний по чужим  царствам. Кун фу цзы предлагал  свои услуги разным правителям, но – нигде уже не смог занять таких постов, как в Лу; ни один правитель не использует его учение. В конечном итоге, Кун фу цзы вернулся в Лу, какое-то время преподавал в своей школе и умер в возрасте 73 лет.

После его смерти ученики взялись за составление текстов его изречений и бесед, на что у них должно было уйти от 30 до 50 лет. Так появился Луньюй («Суждения и беседы»), там упоминаются имена 22 учеников8 – по меркам Китая совсем немного. Всё говорило за то, что учение Кун цзы вскоре будет забыто. Но этого не произошло. Для того, что бы понять дальнейшие падения и взлёты конфуцианства, рассмотрим его методологические положения.

Как уже говорилось, по мнению Кун Цю он ничего не придумывает, а восстанавливает древние установления. Древность (гу) была для него идеалом для подражания. Всякая вещь хороша настолько, настолько она ей соответствует. Поэтому он и не стремился создавать новые тексты, пытался опираться на тексты, уже существующие, овеянные ореолом древности. Другое дело, что при этом Кун фу цзы интерпретировал и комментировал древние тексты, не отделяя свои комментарии от исходного текста (что, впрочем, соответствовало современным ему нормам). Отобранные Кун фу цзы тексты составили конфуцианское Пятикнижие, это: Ши цзин, Шу цзин, Чунь Цю, Ли цзы, Чжоу и.

Ши цзин (книга песен) представляет собой народный песенный фольклор, отобранный Кун фу цзы и т.о. прошедший определённую цензуру на предмет соответствия идеалам древности. Однако, сами тексты, почти не подверглись специальной обработке. Шу цзин (книга преданий) и Чунь Цю (Вёсны и осени) являются более древними историческими хрониками, где на примерах исторических деятелей (реальных или легендарных) Кун фу цзы показывает, что хорошо следовать традиционным образцам и плохо от них отступать. Ли цзы (записки о ритуале) – текст о ритуальных нормах, принятых в царстве Лу. И, наконец, Чжоу и – это комментированный вариант «Книги перемен» (И цзин), предназначенной для предсказания будущего. Помимо этой, чисто прагматической функции, комментарии содержат некоторые основополагающие понятия, на которые опирается Кун фу цзы в своих рассуждениях.

Информация о работе Философские идеи конфуция и конфуцианства