Философские идеи Д.Локка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование философских идей и взглядов Джон Локка на природу и достоверность познания, на перспективы развития системы государственного устройства, его педагогические взгляды.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
рассмотреть особенности онтологических и гносеологических воззрений Джона Локка;
выявить характерные особенности его взглядов на общество и систему воспитания.

Содержание

Введение
Философские идеи Джона Локка:

1.1. Онтология и гносеология в философии Локка.

1.2. Общество и идеал человека в философии Джона Локка

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контр.раб. по философии..docx

— 40.71 Кб (Скачать)

     Философия Локка была горячо воспринята во Франции. «Чувствовалась необходимость в  такой книге, которая привела  бы в систему тогдашнюю жизненную  практику и дала бы ей теоретическое  обоснование. Сочинение Локка о  «Происхождении человеческого рассудка»  очень кстати явилось с того берега пролива. Оно встречено было с  энтузиазмом, как давно и страстно ожидаемый гость». На французской  почве материалистическое содержание локковой теории познания было воспринято Вольтером, Кондильяком, Ламатри и  Гельвецием. Вольтер впервые открыл Локка для французского материализма , он продолжил критику врожденных идей, подкрепив её галльским остроумием, и придал более материалистическую «редакцию» деизму. О Ламетрии Маркс  писал, что в его трудах английский материализм соединился с картезианской  физикой. Правда, Кондильяк и Гельвеций  довели сенсуалистический принцип  Локка до крайности: первый пришёл к  серьёзным агностическим ошибкам, второй превратил мышление из оператора  ощущениями в разновидность самого опущения. Локкова теория государства  и педагогика оказали значительное воздействие на французского демократического идеолога Жан-Жака Русо, а также на польского просветителя Гуго Коллонтфя.

     С другой стороны, на слабых пункта философии  Локка развил свои спекуляции, воспользовавшийся  прежде всего её агностическими нотками. Неотчётливость понятия «идеи» и  двусмысленность внутреннего опыта  были на руку Д.Беркли, пытавшемуся  доказать, что весь опыт лишён внешнего материального источника. Своё отрицание  материи Беркли подкреплял и локковской критикой понятия субстанции. Через  философию Беркли идеалистическая  линия вела к агностику Д.Юму. Локковы «идеи» были превращены им из основы познания в конечный его  источник. Юм гипертрофировал также  допущение Локка о возможности  развития математики вне зависимости  её от отношений, отвлечённых от внешних  объектов. Агностический отрыв явления от сущности был, после Д.Юма, завершён И.Кантом: он превратил комбинационную деятельность рассудка в категориальную априорность, а реальную сущность – в недосягаемую для знания «вещь в себе».

     Русский читатель познакомился с сочинениями  Локка в XVIII в. Известность в России Локк получил прежде всего как  автор педагогических сочинений. «Некоторые мысли о воспитании» появились  впервые в русском переводе ученика  и приверженца М.В.Ломоносова, профессора Московского университета Н.Н.Поповского ещё в 1759 г. В предисловии Поповский  обращал особое внимание на те идеи труда Д.Локка, которые могли быть использованы для воспитания молодого поколения из «простого народа». М.В.Ломоносов относил английского  материалиста к числу «премудрых рода человеческого учителя».

     В XIX в. последовали два новых перевода педагогических работ Д.Локка на русский язык, а в 1898 г. был издан  «Опыт о человеческого разуме»  в переводе А.Н.Савина. Русские революционные  демократы хорошо знали локкову  философию и мы находим в их трудах немало суждений о выдающемся английском мыслителе. Специальный  анализ теории познания Д.Локка оставил  А.И.Герцен в восьмом «Письме об изучении природы».

     Положительные стороны учения Локка были использованы философами, продолжавшими далее  материалистические традиции, а ошибки, которые были исторически обусловлены  характером общественных отношений  и уровнем научной мысли его  времени, в немалой степени исправлены. Но нам дорог честный и пытливый прогрессивный мыслитель прошлого, стремившийся вывести на свет людей, которые «заблудились» в огромном лесу слов» идеалистических спекуляций. Трудности же с которыми он сам  столкнулся в теории, пытаясь разрешить  поставленные вопросы, его искания  поучительны и для современных  философов-материалистов, вооружённых  оружием диалектического метода. 

     Список  литературы. 

     1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / А.П. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

     2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систем. курс: учебник для вузов / В.А. Канке. – 5–е изд., доп. и перер. – М.: Логос, 2003

          3. Локк Дж. Соч.: В 2 т. – Т. 2. – М., 1960.

          4. Локк Дж. Мысли о воспитании // Соч.: В 3 т. – Т.З. – М., 1988.

     5. Невлева И.М. Философия: учебное пособие для вузов / И.М. Невлева. – М, 2009. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философские идеи Д.Локка