Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:37, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование философских идей и взглядов Джон Локка на природу и достоверность познания, на перспективы развития системы государственного устройства, его педагогические взгляды.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
рассмотреть особенности онтологических и гносеологических воззрений Джона Локка;
выявить характерные особенности его взглядов на общество и систему воспитания.
Введение
Философские идеи Джона Локка:
1.1. Онтология и гносеология в философии Локка.
1.2. Общество и идеал человека в философии Джона Локка
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
(Тульский
филиал РГТЭУ)
Кафедра
коммерции и менеджмента
Контрольная РАбота
по дисциплине
«Философия»
Вариант
№ 19
Выполнил:
студент 2 курса заочной формы обучения на базе СПО специальности «Менеджмент организации» Фирсов Алексей Александрович |
Проверила: |
Тула 2011
Введение
1.1. Онтология и гносеология в философии Локка.
1.2. Общество и
идеал человека в философии Джона Локка
Заключение
Список литературы
Джон
Локк - британский педагог и философ,
представитель эмпиризма и
Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.
Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Д. Юм и. Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания.
Он также постулировал, что ум является "чистой доской", т.е. вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то, прежде всего, следует сказать о том, что он является продолжателем "линии Френсиса Бэкона" в европейской философии конца XVII - начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником "британского эмпиризма", создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что "собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей". Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости.
Целью настоящей работы является исследование философских идей и взглядов Джон Локка на природу и достоверность познания, на перспективы развития системы государственного устройства, его педагогические взгляды.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
Структура
работы обусловлена целью и задачами,
поставленными и решенными в
ходе исследования. Работа состоит
из введения, основной части, заключения
и списка использованной литературы.
1.1. Онтология и гносеология в философии
Локка.
После
революции выходят основные философские
и политические труды Локка. Его
главный философский трактат
– «Опыт о человеческом разуме»
(1690), в котором он дает системное
изложение своих
Джон Локк – представитель эмпирической линии в английской философии, которая начинается с Бэкона и к которой можно причислить и Т. Гоббса. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части его «Опыта о человеческом разуме» встречается идея, суть которой состоит в том, что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем является изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно получает знания о внешнем мире.
И
хотя философские идеи и принципы
Локка, очевидно, проецировались на его
работы, посвященные общественной проблематике,
между этими двумя
Для философских и гносеологических воззрений Локка характерным является подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегель (который, естественно, такой способ философствования оценивал не слишком высоко) подчеркивал, что «Локк указал на то, что общее, и мышление вообще, покоится на чувственно воспринимаемом сущем, и указал, что общее и истину мы получаем из опыта». В признании приоритета чувственного познания Локк близок эмпиризму Бэкона.
Сенсуализм в области теории познания у него весьма тесно связан с методологическим эмпиризмом. Он не исключает в целом роль разума (как иногда упрощенно представляется), но признает за ним в «достижении истины» еще меньше простора, чем Т. Гоббс. В сущности роль разума он ограничивает лишь, говоря нынешними терминами, простыми эмпирическими суждениями. В этом отражается тот факт, что индуктивный метод Бэкона имел на него более сильное влияние, чем на Гоббса.
Философию
Локка можно характеризовать
как учение, которое прямо направлено
против рационализма Декарта (и не только
против Декарта, но и во многом против
систем Спинозы и Лейбница). Локк
отрицает существование «врожденных
идей», которые играли такую важную
роль в теории познания Декарта, и
концепцию «врожденных
Человеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами.
Аргументы, которые Локк выдвигает против теории врожденных идей, являются, как отмечает Гегель, эмпирическими. Это, однако, ничего не меняет относительно того, что именно критика Локком «врожденных идей» сыграла положительную роль в критике гносеологических корней идеализма.
Локк понимает опыт, прежде всего, как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение является основой всякого познания. Однако в соответствии с одним из своих основных тезисов о необходимости изучения способностей и границ человеческого познания он обращает внимание и на исследование собственно процесса познания, на деятельность мысли (души). Опыт, который мы приобретаем при этом, он определяет как «внутренний» в отличие от опыта, обретенного при посредстве восприятия чувственного мира. Идеи, возникшие на основе внешнего опыта (т. е. опосредованные чувственными восприятиями), он называет чувственными (sensations); идеи, которые берут свое происхождение из внутреннего опыта, он определяет как возникшие «рефлексии». Однако опыт – как внешний, так и внутренний – непосредственно ведет лишь к возникновению простых (simple) идей. Для того, чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо размышление. Размышление не является, однако, сущностью души (мысли), но лишь ее свойством (поэтому «cogito – мыслю» Декарта не может, по Локку, никогда быть первичным, исходной достоверностью).
Размышление, в понимании Локка, является процессом, в котором из простых (элементарных) идей (полученных на основе внешнего и внутреннего опыта) возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или рефлексии. Сюда относятся такие общие понятия, как пространство, время и т. д. (представление о пространстве, например, мы получаем на основе чувственного восприятия расстояния, размеров отдельных тел; представление о времени мы выводим из последовательности событий и т. д.).
Подобным образом возникает, по Локку, и понятие субстанции. Проще говоря, субстанция – сложная идея, которая возникает на основе часто воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет и т. д. Если соединение, совокупность простых идей (полученных из внешнего опыта) повторяется, возникает представление о чем-то, что является носителем этих идей.
Весьма важный элемент воззрений Локка представляют его идеи о первичных и вторичных качествах. Как первичные, так и вторичные качества относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира. Локк причисляет к ним пространственные свойства, массу, движение. Он считает их, говоря нынешними терминами, объективно существующими. Возникновение вторичных качеств в определяющей степени связано со спецификой наших органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус и т. д. Эти свойства являются тем, что существует лишь «для нашего сознания». Это тоже один из тех моментов учения Локка, которые допускают в определенной степени субъективно-идеалистическую интерпретацию. В этих рассуждениях Локка отражается уровень тогдашнего научного знания. Тогда уже было известно, что звуки возникают благодаря колебаниям воздуха, были выработаны волновая и корпускулярная теории света. Из этого вытекает, что цвет, запах и вкус присущи лишь человеческому чувственному восприятию.
Теория
первичных и вторичных качеств
проецируется и на проблему «номинальных»
и «реальных» сущностей. Наше понятие
золота, а именно желтый цвет, блеск,
твердость, вес, ковкость, является лишь
номинальной сущностью золота, т.
е. перечислением признаков, которых
достаточно, чтобы отличить золото
от других металлов и других веществ
вообще. Люди, однако, как правило, это
понятие проецируют на сами вещи и
придают им значение видовой сущности,
внутреннего характера или
Учение
о «номинальных» и «реальных»
сущностях обращено также и против
того, чтобы классификации вещей,
животных и растений по видовым и
родовым понятиям считать отражением
реальных различий между ними. По Локку,
реально существует лишь индивидуальное.
Понятие видов и родов
Из того, что было сказано, видно, что Локк – приверженец эмпиризма и сенсуализма, но, несмотря на это, в рассуждениях о достоверности нашего познания он различает две ступени: бесспорное и правдоподобное знание. Бесспорное знание является продуктом мышления – размышления. Оно не может быть получено лишь на основе непосредственного внешнего опыта, Напротив, правдоподобное знание является продуктом непосредственного (эмпирического) опыта. Такое познание (Локк обозначает его также термином «мнение») еще не прошло через сито мыслительной деятельности – размышления.
В
бесспорном знании (knowledge) он различает
три ступени. Первую он определяет как
спекулятивную, или непосредственную
(интуитивную), опирающуюся, как правило,
на мышление, основа которого – в
обобщении внутреннего опыта. Вторую
он определяет как демонстративное,
или доказательное, знание, опирающееся
на мышление, основой которого является
обобщение идей, возникающих на основе
внешнего опыта. Третью ступень он определяет
как чувственное, т. е. опирающееся
на идеи, прямо постигаемые чувствами.
Последняя ступень имеет, по Локку,
наиболее низкую ценность. Его концепция
познания направлена против схоластики,
в ней проявляется тенденция
объяснения мира на основе естественных
процессов. В этой связи Локк признает
возможность постижения внешнего мира
при помощи этой третьей ступени
познания, но отвергает принятие ее
в качестве основы достоверного знания.
Следует напомнить, что основой
демонстративного и спекулятивного
познания, в сущности, выступает
опирающийся на чувства, или рефлексию,
опыт. И в этом положении можно
усмотреть реакцию на рациональную
философию Европейского континента,
в частности на учение Декарта
и Лейбница, с которыми он прямо
или косвенно полемизирует в своем
«Опыте».