Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:19, реферат
Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с представлением о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, эти верования стали облекаться в богословскую форму.
Введение 3
Представления о теле в культурах древности. 4
Восприятие пространства и времени в культуре Древнего Египта. 4
Динамика развития религиозных представлений. 5
Особенности “социализации” богов Древнего Египта. 6
Главные боги египетского пантеона. 7
Другие боги пантеона. Культ животных. 9
Древнеегипетские космогонии. 10
Магия в Древнем Египте. 10
“Души” древнего египтянина. Ка, Ба, Имя, Тень. 11
Представления о загробном существовании. 12
Заключение 14
Список используемой литературы: 15
Главной задачей погребального ритуала было сохранение комплекса “человек” во всей его полноте (“ка”, “ба”, тело и т.д.) Мы говорили уже о том, что комплекс мыслился как единое целое, поэтому порча или гибель одного из элементов могла привести к гибели других и к разрушению всей структуры. Сохранность тела достигалась за счет мумифицирования, чрезвычайно распространенного и достигшего высокого уровня в Египте13. Покойному приносились продуктовые жертвы, его бытие поддерживалось соответствующими ритуалами. Для сохранности “ка” и возможности его полноценного существования на сценах гробниц создавались многочисленные изображения, воспроизводящие жизнь покойного в этом мире: разнообразные яства, слуги, крестьяне, обрабатывающие поля господина. Все эти картинки, “оживающие” после соответствующих ритуальных процедур, должны были обеспечить “ка” покойного такую же счастливую жизнь, какую вел покойный на земле (а то и более счастливую, без всех несчастий и бедствий).
Кроме того, в египетской культуре постепенно сформировались представления о едином мире мертвых - “дуате”. Его структура во многом воспроизводила структуру земного мира.14 Там были свои Абидос, Гелиополь и другие священные для древних египтян места. Суровые испытания ожидали в странствованиях по нему “ба” покойного. Преодолев множество опасностей, она попадала на суд Осириса, где проверялась ее ритуальная и нравственная чистота. Для этого сердце покойного взвешивалось на чашечных весах, причем роль эталона выполняло изображение богини истины Маат или ее атрибуты. Душа выдержившего испытание получала возможность счастливо жить на полях блаженных - полях иару (где, кстати, занималась те же, чем на земле - т.е. убирала хлеб, выполняла ремесленные работы), душа грешника пожиралось страшным чудовищем, изображаемым в виде льва с головой крокодила.
Для
защиты от разных напастей и спасения
на суде Осириса египтяне использовали
“Книгу мертвых”, которая давала возможность
безболезненного прохождения
Пытаясь понять, как жил человек другой культуры, мы обречены на постоянное соотнесение его мировосприятия со своим, обречены хотя бы потому, что окружающая нас культура - это единственное, что знакомо нам не “понаслышке”, а вошло в нашу “плоть и кровь”. Как бы мы ни старались избежать поверхностных аналогий, как бы мы ни пытались воспринимать другую культуру во всем ее неповторимом своеобразии, от удивленных возгласов “да это у них так же, как у нас” или “надо же, у них все совсем по-другому” никуда не деться. Чтобы не обманывать себя иллюзией понимания и воспрепятствовать потоку неуправляемых и бесконтрольных ассоциаций, нужно попытаться вывести эти ассоциации “из подполья” и придать им официальный статус, т.е. создать систему критериев, общую для всех культур и поэтому позволяющую сопоставлять их между собой.
Египетская “формула счастья”, видимо, выглядит следующим образом: материальные блага, богатство и слава - удел молодости и зрелости, в старости же нужно думать не о них, а о том, как обеспечить себе достойное посмертное существование, позволяющее продолжать эту сладостную и счастливую жизнь вечно.