Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:19, реферат
Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с представлением о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, эти верования стали облекаться в богословскую форму.
Введение 3
Представления о теле в культурах древности. 4
Восприятие пространства и времени в культуре Древнего Египта. 4
Динамика развития религиозных представлений. 5
Особенности “социализации” богов Древнего Египта. 6
Главные боги египетского пантеона. 7
Другие боги пантеона. Культ животных. 9
Древнеегипетские космогонии. 10
Магия в Древнем Египте. 10
“Души” древнего египтянина. Ка, Ба, Имя, Тень. 11
Представления о загробном существовании. 12
Заключение 14
Список используемой литературы: 15
Брат Осириса Сет, желая отнять у Осириса царскую власть, решает погубить его. Ему представляется подходящий повод для этого, когда Осирис устраивает пир в честь своего возвращения из победного похода в Азию. Сет является на пир с 72 сподвижниками и предлагает всем присутствующим весьма необычное развлечение. Он выносит изящно украшенный сундук и приглашает каждого лечь в него, объявляя, что тот, чьи размеры будут в точности соответствовать размерам сундука, станет его обладателем. Когда очередь дошла до Осириса и царь устроился в сундуке, изготовленном по заранее снятой с него мерке, Сет захлопнул крышку и, закрепив ее, бросил сундук в Нил7. Через некоторое время ящик прибило к берегу и там его, скрытый ветвями вереска, нашла супруга Осириса Исида. Она чудесным образом зачла от Осириса сына Гора, который после длительной борьбы победил Сета и воскресил отца. Воскресший Осирис передал Гору власть над Египтом, а сам спустился в преисподнюю, где стал судьей в царстве мертвых.
Одна из мистерий являлась частью процесса коронации нового фараона, во время которой воспроизводились важнейшие моменты осирической драмы. “Вступающий в должность” фараон исполнял в них роль Гора, судя по всему, отсутствующую в мистериях первого типа, а обязанности Осириса “выполняла” мумия умершего царя.
Существовали и мистерии (зафиксированные, к сожалению, лишь в эллинистических источниках), в которых растительное начало Осириса отчетливо выступало на первый план. Их сюжетная канва, в двух словах, была следующей. Из ила изготавливалось тело умершего бога, в котором помещались зерна хлебных злаков, затем тело на год пряталось в специальном помещении, а через год его “находили” и предавали погребению. Сам процесс погребения, а также “творение” нового тела составляли главную сюжетную линию мистерий.
Попытаемся гипотетически реконструировать эволюцию представлений об Осирисе на основании приведенных описаний. Опираясь на аналогию с другими культурными традициями, можно предположить, что первоначально мистерии выражали борьбу двух природных начал, стихии жизни, воплощенной в Ниле, и стихии смерти, связанной с окружающей Нил пустыней. Мистерии выполняли магическую функцию и как бы поддерживали сложившийся на земле порядок, “способствуя” строгой периодичности разливов Нила. Позднее, в результате изменения политической ситуации и - как следствие - сакрального статуса божеств отдельных номов, злое начало было отождествлено с богом пустыни Сетом, который сначала вместе с Гором почитался как бог - покровитель царской власти и считался, например, спасителем Ра от змея Апопа. Еще одним важным мотивом для трансформации мистерий стала, видимо, идея непрерывной царственности, передаваемая известной формулой “Король умер! Да здравствует король!” С ее помощью выражался принцип сохранения власти фараона при замене конкретных личностей.
Еще одной особенностью древнеегипетской религии является огромное значение, которое играл в ней культ живой природы. Многочисленные животные и растения почитались и сами по себе и как воплощения различных богов. Почитание крокодила, считавшегося воплощением бога Себека, было распространено более чем в двадцати районах Верхнего и Нижнего Египта; многие имена, и даже имена фараонов, звучали как Себекмесаф (“Себек защита его”) и Себекхотеп (“Себек доволен”). Культ крокодила принимал часто весьма экзотические для человека другой культуры формы. Животных содержали в домах. Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Культ крокодила был далеко не единственным в Египте. Тем же Страбоном описывается и мемфисский Серапиум - грандиозный некрополь, в котором позднее при раскопках было обнаружено 64 мумии быков Аписов, причем рядом, на специальных стеллах, с точностью до одного дня царствования того или иного фараона, указывались даты рождения и смерти каждого быка, а также начало выполнения им ритуальных функций. В некоторых текстах Апис представлен как ба8 бога Пта, а в некоторых - как посредник, через которого бог выражал свою волю. Аналогичным посредником для Ра служил в Гелиополе бык Мневис, а в Гермонте для бога Монту - бык Бухис. Сокол (или ястреб) почитался по всему Египту как воплощение бога Гора, но мог отождествляться также и с другими богами, например, с Монту. Богиня Мути, жена бога Амона, видилась египтянам в образе коршуна, а бог мудрости Тот - в образе ибиса. Баран считался в разных местах воплощением бога Хнума, но и фиванского бога Амона изображали иногда бараном с загнутыми вниз рогами. Более шестидесяти богов и богинь изображалось в облике льва. Наиболее известной из них является, наверное, мемфисская богиня Сехмет. Почитались и имели божественные прообразы также кошки, змеи, шакалы, различные рыбы и т.д.
Наиболее расхожее их объяснение отсылает к термину “тотемизм”, который выражает идею покровительства отдельных животных определенному племени, связанному обычно с ними единством происхождения. Концепция тотемизма была очень популярна в конце прошлого - начале нынешнего века. Некоторые крупные ученые (например, французский социолог Э.Дюркгейм) видели в тотемизме зародыш всех остальных форм религиозного восприятия мира. Однако дальнейшие исследования показали, что подобные представления являются научным мифом9. Под именем “тотемизм” в таких исследованиях были объединены разнородные явления, почти никогда не встречающиеся вместе: называние отдельных племен именами животных; культовые запреты, связанные с животными и их религиозное почитание; признание некоторыми племенами общности своего происхождения с определенными видами животных. Соответственно и при анализе зооморфных представлений древнеегипетской религии слово “тотемизм” тоже мало что объясняет. Причину нужно искать в другом.
Образуемые древними египтянами комплексы чрезвычайно сложны и разветвленны. Отметим, что так легко возникающий религиозный синкретизм, приводящий к отождествлению различных богов или объявлению одного бога частью другого, а также столь длительное сохранение зооморфных представлений являются частным проявлением комплексного мышления, в котором мы узнаем наследие первобытной культуры. Для разрушения подобных “комлексов”, для отделения друг от друга различных их составляющих необходим рост рефлексии, вызываемый, в свою очередь, появлением сложных социально-политических структур, становящихся предметом осознания. В Египте этого осознания не произошло.
В центре всех космогоний мы обнаруживаем бога-демиурга, творящего мир “собственными силами”, не используя никаких подручных материалов. Обычно в начале процесса мир представляет собой бесконечный первобытный океан, неупорядоченный водный хаос, в котором затем возникает первобытный холм - одна из ипостасей бога-демиурга.10 После этого начинается процесс творения богов и мира. Его можно проиллюстрировать на примере уже упомянутого гелиопольского сказания: Ра-Атум создает бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, те - бога земли Геба и богиню неба Нут, а последние, в свою очередь, производят на свет Исиду, Нефтиду, Осириса и Сета. Затем из слез бога Ра создаются люди.
Творение человека не имеет в египетской мифологии столь же отчетливого обоснования. В египетской традиции они или изготавливаются богом Хнумом на гончарном круге или, как мы уже упоминали, происходят из слез бога Ра или возникают из тела бога-творца как его подобие. При этом их создание не подчиняется какой-либо осознанной цели.
Существует в Древнем Египте и миф об истреблении людей богом Ра, обидевшимся на них за нечестивое поведение, но потом простившем их, однако этот миф тоже не реконструируется отчетливо и многие смысловые мотивы в нем остаются загадкой.
Остановимся теперь более
Наверное, наиболее уязвимым для магического воздействия объектом является в египетской культуре имя. Подлинное имя человека или бога - сокровенная тайна, которую нельзя раскрывать даже в самых критических ситуациях. Это утверждение хорошо иллюстрирует миф о Ра и Исиде. Исида, стремясь узнать подлинное имя бога солнца, сотворила змея, который ужалил Ра. Спасти Ра от гибели может только произнесенное богиней заклинание, но для этого она должна назвать его настоящее имя. Ра пускается на всевозможные ухищрения для сохранения тайны и выдает ее лишь под угрозой неминуемой смерти. Интересно, что свое признание он облекает в следующую формулировку: “Да обыщет меня Исида, и да выйдет мое имя из моего тела в ее тело”. Очевидно, что имя здесь мыслится как материальная субстанция, обладающая способностью перемещения.11
Другим хорошо известным примером магического использования имени являются так называемые “черепки проклятий”. Известно, что для уничтожения вождей враждебных Египту племен и правителей небольших государств изготавливались статуэтки с их именами, а на специально сделанных глиняных сосудах писались магические заклинания. Сосуды и статуэтки затем предавались проклятию, а сосуды еще и разбивались. Считалось, что подобные действия магическим образом уничтожат врагов фараона.
Магические
заговоры такого рода применялись и
в повседневной жизни древних
египтян, зафиксировано даже их использование
против самих фараонов. Например, в
некоторых сохранившихся
Огромный пласт магических представлений, распространенных в Древнем Египте, проявляется и при анализе верований, связанных с потусторонним миром.
Одной из главных его составляющих было понятие “ка”, по поводу содержания которого египтологи ведут споры уже более века, но до сих пор не могут прийти к единому мнению. Изложим вкратце связанный с этим понятием фактический материал.
Слова, частью которых является иероглиф “ка”, можно разбить на две группы. Первую из них составляют термины, описывающие процессы размножения, плодородия, и, кроме того, производные, видимо, от них понятия из области сельского хозяйства и садоводства. Во вторую (и наиболее существенную для нас) входят категории двойника, имени, а также связанные с ними термины, относящиеся к колдовству и магии. В “Текстах пирамид”, посвященных описанию загробного существования фараонов, “Ка” служит воплощением жизненной силы царей, их производящей способности. Другой аспект этого понятия реконструируется по текстам Среднего царства. Здесь “ка” - это изображение человека, прошедшее, видимо, определенное магическое освящение и составляющее наряду с принадлежащими владельцу слугами, утварью, землей его тело-имущество.12
Наряду с “ка”, у человека существовало и еще несколько сущностей, образующих с ним один комплекс. Остановимся на термине “ба”, который переводится обычно как “душа” или “проявление”. “Ба” продолжало существовать и после смерти человека. Обычно оно находилось в гробнице, соединившись с телом, однако могло и разрывать с ним связь, выходить из гробницы и подниматься на небо или спускаться в загробный мир. “ба” некоторых богов были их священные животные (“ба” Себека -крокодил, “ба” Осириса - баран и т.д.), а также другие боги (Хнум, например, считался в различных местах “ба” Шу, Осириса, Геба, Ра). Свои “ба” имели также многие египетские города. Наряду с “ба” существовало и “привидение” “ах”, в которое, как считалось, превращался каждый человек после смерти. При этом люди могли иметь по несколько “ах” и “ба” (по крайней мере, тексты говорят это о богах и царях). Также в источниках встречаются упоминания о сущностях, называемых “мощью”, “тенью”.
Составляя с человеком единый комплекс, его “души” обладали при этом определенной самостоятельностью и иногда вели независимое существование. Так “ка” человека могло брать его за руку; про умершего иногда говорили, что он отправлялся к “ка” или к “ах”. При этом все сущности мыслились вполне материально: “ка” обладало плотью, ело и мылось, “ба” и “ах” могли оказаться съеденными.
Отметим в заключение, что по имеющимся данным невозможно выяснить, чем все эти “души” различались между собой, а также сказать, возникали ли они сами по себе или создавались в результате магических действий и по каким критериям сам египтянин отличал одну из них от другой. Однако даже такая, весьма смутная картина существенно поможет нам при анализе верований египтян, связанных с потусторонним миром.
Если доверять поверхностным впечатлениям, то может возникнуть ощущение, что вся жизнь древнего египтянина - это непрерывное ожидание смерти и подготовка к ней. Подавляющие своей мощью пирамиды, кажется, утверждают человека в мысли о бренности всего земного, о краткости и эфемерности жизни, о необходимости презреть мимолетные наслаждения и обеспечить себе достойное существование в ином мире, мире, в котором царит вечность. Но такое представление весьма далеко от истины. Для загробного блаженства не требуется смирения духа и обуздания плоти. Как человек вдыхал сладкий запах жареных гусей в этом мире, так он будет вдыхать его и после смерти, если только предпримет необходимые “технические” процедуры, обеспечивающие достойное посмертное существование. К их анализу мы сейчас и перейдем.