Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:54, реферат
«Иерархия ценностей» – вот то, (1) что признает и с чем считается на практике каждый, и притом (2) доставляющее некоторую теоретическую трудность, так как самое важное для нас трудно мыслить бóльшим или меньшим, но лишь абсолютным; а также – в евангельской терминологии – (3) нечто «соблазняющее» («вводящее в грех»), ибо как будто весьма близко лежит к тому, что выражается пугающей формулой «цель оправдывает средства».
«Любовь выше жизни». – Это – явление особенное. Если другая жизнь, во всей ее единственности и неповторимости, со всеми даже ее недостатками и слабостями, становится для нас вдруг дороже собственной, и в этом состоит любовь – то значит любовь уж никак не есть отвержение жизни, а скорее гимн жизни, слагаемый в нас всем нашим существом, и плотским и духовным. Причем, что особенно чудесно – это уже гимн уникальности жизни, – гимн жизни и гимн личности.
«Задача оставить потомство
– выше жизни». – Уже поминалось,
что биологическое назначение индивида
– продолжить род, и всей своей
жизнедеятельностью каждая тварь, и
человек конечно не исключение, служит
этой задаче. В этом смысле приведенный
тезис правилен. Правда, тут дело
не в передаче собственных генов
индивида, а в обеспечении существования
рода вообще. Зверь может способствовать
этой задаче только собственными генами,
размножаясь по мере возможности
и, в лучшем случае, заботясь о своем
потомстве до его созревания, для
человека же размножение, задача оставить
и выкормить собственное
Благополучие... – Никто не скажет, понятно, что «благополучие выше жизни». Хотя бы потому, что после жизни невозможно будет наслаждаться никаким благополучием. Но слишком многие, однако, ведут себя так, как будто верят именно в это! – Благополучие – ценность подлинная, до тех пор пока служит жизни, и ложная, обманная, когда жизнь заставляют служить ей. Надо сказать, между тем и этим трудно провести грань, ведь человек обеспечивает себе жизнь трудом, живет в искусственной среде и стало быть своему благополучию, по природе своей, в какой-то мере и служит, в этом тоже, отчасти, состоит его жизнь… Мера – вопрос мудрости.
«Истина есть ценность,
если не важнее жизни, то такая, которой
безразличны интересы нашей жизни».
Ведь она не зависит от того, что
нам нравится или нет, полезна
или бесполезна – она нужна
нам ради нее самой!
Высказывание, хоть
кажущееся и очевидным, на самом
деле – софистическое. Жизнь не может
развиваться вопреки
Можно сказать: не истина выше жизни, а разумная жизнь выше неразумной.
Если жизнь – главное, не значит ли это, что красота, например произведения искусства, вообще все что нам доставляет нематериальную радость, есть нечто излишнее? – Все, что нам дорого, берет свою ценность у нашей жизни, представляет собой составную часть наших душ; ничто из этого не может исчезнуть, не убив чего-то в нас – не убив частично нас самих. «Не хлебом единым жив человек»…
Примечание
«Долг» (верность правилу)
или «плод добрый»? Это – альтернатива,
которую обозначают (например в университетском
курсе этики Р. Г. Апресяна) как
альтернативу между «нормативизмом»
и «консеквенциализмом».
Все же, рассуждая
строго, «добрый плод» этического
поступка – это не «следствие» (consequentia)
этого поступка, а именно его плод
– результат; как, скажем, если вы мастерите
стол, то сделанный стол не назовешь
«следствием», а плодом или результатом
вашего труда. Конечно, «добрый плод»
включает и, так сказать, плоды от
этого плода, то есть в том числе
и его «следствия». Но ярлыка «консеквенциализм»,
для обозначения
Повторю – разумеется,
что подлинно этический поступок
не отрешается от ответственности за
свои последствия – нет, именно их,
«плод добрый» на все времена,
он и имеет в виду – покуда
видит умственный взор. Причем и
фактор неопределенности – одно из
тех ситуативных обстоятельств,
которые должны входить в любые
этические расчеты.
(О неопределенности,
в частности о риске. –
Попросту говоря,
ответственность за последствия
поступка, по мере их отдаленности от их
автора, естественным образом убывает.
Можно даже, наверное, подсчитать ускорение,
с которым это должно происходить,
и как скоро случайные причины
окончательно похоронят под собой
исходный добрый импульс поступка.
Но вот в чем главное: ситуативная
этика нагружает человека максимально
возможной ответственностью за последствия
поступков, тогда как нормативизм
есть тенденция снять с него всякую
такую ответственность.
Итак, настоящая ситуация
– «там, где ты стоишь» – это
и есть область твоей максимально
определившийся моральной задачи, а
по мере убывания определенности, то есть
по мере убывания возможности предвидеть
последствия наших дел, моральная
задача в отношении этих последствий
сводится к минимальному отрицательному
«не навреди». Не совершай слишком
рискованных предприятий, не решай
сегодняшних проблем за счет заведомого
увеличения проблем завтрашних, не
переводи невосполнимых ресурсов и
т.д. – в общем не делай ничего
такого, от чего это будущее вообще
когда-нибудь может не наступить… «Не
навреди будущему» – вся