Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Ответы на 8 заданий по философии.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

     Ключевой  характеристикой истины, ее главным  признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое  содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, объективная истина представляет собой такое знание, содержание которого таково, как оно "задано" объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть. Так, утверждение, что земля шарообразна, - объективная истина. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина [6, с. 63]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 7

     Установите,    каким    концепциям смысла    жизни    соответствуют 
следующие принципы:

  1. Живи наслаждаясь. а) Эвдемонизм.
  2. Из всего извлекай пользу. б) Утилитаризм.
  1. Следуй   своему   идеалу   и в) Прагматизм, 
    предначертанному долгу. г) Гедонизм.
  1. Будь   смиренен,   живи   во д) Этика долга, 
    искупление грехов. е) Аскетизм.
  1. Счастье  -  вот  подлинное 
    предназначение человека!

    6. Цель оправдывает средства.

      Эвдемонизм  (от греч. eudaimonia - счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике - принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье ("блаженство") является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внешнего мира. Хотя эвдемонизм возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувственным наслаждениям путём самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная

подлинной   добродетели   -   его   принцип:   Счастье   -   вот   подлинное предназначение человека!

      Французские материалисты (К. А. Гельвеции, П. Гольбах  и др.) придали понятию счастья  откровенно гедонистический характер; в эвдемонизме получили преобладание натуралистические мотивы, что особенно характерно для английского утилитаризма.

      Утилитаризм - направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью - его принцип: Из всего извлекай пользу.

      Прагматизм - термин, употребляемый в исторической науке с довольно различными значениями. Слово "прагматический" (по-гречески pragmatiko) происходит от pragma, что значит деяние, действие и т. п. - его принцип: Цель оправдывает средства.

      Гедонизм  (от греч. hedone - наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму - его принцип: Живи наслаяедаясь.

      Отождествление  нравственности с нравственными  качествами индивидов и соответствующими им (воплощающими их) привычными образцами публичного поведения впервые было развернуто обоснованно и едва ли не с исчерпывающей полнотой теоретически оформлено Аристотелем. Аристотель выделил в человеке особую группу качеств, которые относятся к его этосу (характеру, нраву) и отличаются от качеств тела и ума. Эти качества (или добродетели, имея в виду, что добродетель означает добротность, наилучшее состояние чего-либо) он назвал этическими, а науку о них - этикой.

      Этика долга в кантовском понимании может быть только интенциональной, этикой убеждений. Из нее исчезает поступок в его особенном содержании и единичном проявлении, как действие данного конкретного индивида. Принцип этики долга: Следуй своему идеалу и предначертанному долгу.

     Аскетизм  (от греч. asketes - упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах) ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей - его принцип: Будь смиренен, живи во искупление грехов [7, с. 173].

 

     

Задание 8

     Какая из позиций, с Вашей точки зрения, наиболее верно даёт ответ на вопрос о роли народных масс как движущих силах истории? Аргументируйте свой ответ.

  1. Народ, народные массы - решающая сила истории на всех этапах 
    её развития.
  2. Народ — реальная, а в благоприятных условиях и решающая сила 
    истории.
  3. Участие   народа  в   общественной  жизни   несёт  только   беды 
    обществу, культуре.

     Классики  марксизма-ленинизма подчеркивали, что коммунистическое общество есть подлинное царство свободы для всех и что историческое развитие должно привести к обретению свободы широчайшими народными массами - подлинными творцами истории. Само понятие «народ», или «народные массы», различно в различных общественно-экономических формациях.

     В антагонистических обществах народ - это отнюдь не все население  данной страны, данного государства, а лишь наиболее значительная его часть. Это, прежде всего, трудящиеся массы, создающие все материальные ценности, материальную культуру общества. Роль народа в историческом процессе определяется тем, что он составляет главную производительную силу общества и в этом смысле является подлинным творцом истории. Однако  деятельность народных масс не ограничивается одним лишь материальным производством.

     Трудящиеся  создают основу и духовной культуры - произведения народного искусства, образцы народного архитектурно-строительного творчества; развивают национальные языки, являются носителями и создателями  важнейших духовных ценностей,  добросовестного  отношения к труду, патриотизма, национального самосознания и т. д.

      Вместе  с тем роль народных масс и степень  их творческой активности в различные исторические эпохи различны. Читая книги по истории общества, посещая картинные галереи, слушая великие музыкальные произведения, мы постоянно       сталкиваемся       с      именами       выдающихся      личностей: государственных деятелей, полководцев, художников, музыкантов. Имена же миллионов простых тружеников оказываются неизвестными.  Именно на подобные факты ссылаются буржуазные идеологи, утверждая, что историю делают выдающиеся личности, а народ - это лишь пассивный материал истории. В действительности же дело обстоит не так. Среди миллионов простых тружеников-, оставшихся безымянными, было немало в высшей степени одаренных и талантливых людей, способности которых не получили развития и должного применения именно потому, что антагонистическое общество не нуждалось в их способностях, с одной стороны, и не давало им развиться,  душило  «избыточные таланты»  -  с другой.  Но  почему дело обстояло так? Разве господствующие классы не выиграли бы, не получили бы выгоды от развития способностей всех трудящихся? Общественное бытие и культура общества сложны и противоречивы. Поэтому и ответ на вопрос не следует   упрощать.   Люди   не   руководствуются   одной   выгодой,   и   в эксплуататорском    обществе    отдельные   талантливые   личности    могут выбиться   и   подняться   вверх.   Но   сама   жизнь   предоставляет   меньше возможностей, чем могло бы быть в обществе без эксплуатации, основанном на   социальной   справедливости,   в   котором   социальная   структура,   вся духовная атмосфера содействуют развитию и продвижению талантов.

     Проявление  объективной исторической закономерности развития общества неотрывно от деятельности людей, народных масс. Общественное развитие всегда одновременно выступает, во-первых, как движущие силы человека, людей, народных масс, и, во-вторых, как деятельностные движущие силы, проявляющиеся во всесторонней деятельности человека.

В том и  другом заложена и проявляется субъективная сторона движущих сил общественного развития. Русский историк В.О.Ключевский отмечал, что "народ есть население не только совместно живущее, но и совокупно действующее" [8, с. 35].

      В чем выражается решающая роль людей  и народных масс в истории, их движущая сила в развитии общества? Если именно народы творят историю, если "люди сами делают свою историю" (Ф.Энгельс), если "история вся и состоит из действий личностей" (В.И.Ленин), то, как именно, люди, народные массы делают историю, творя общественно-исторический процесс?

     Только  очень приближенно можно говорить, что деятельность народных масс носит субъективный характер по сравнению с объективно-закономерным характером процесса развития истории. Народы, народные массы одновременно являются объектом и субъектом истории. Объектом -как испытывающими на себе неумолимое действие объективных закономерностей общественного развития, в рамках которых и осуществляется деятельность народных масс. Субъектом- поскольку, выражая свое сознание, волю, свободу, целенаправленность, люди, народные массы посредством сознательных действий, проявления инициативы, активности, творчества, революционной энергии не просто воздействуют на историю, но и формируют, "складывают", творят сам общественный исторический процесс.

     В этом диалектическая сложность, своего рода диалектическая противоречивость объектно-субъектной и субъектно-объектной деятельности народных масс в истории.

     "Это положение — что историю делают личности— теоретически совершенно бессодержательно, - писал В.И.Ленин. - История вся и состоит из действий личностей, и задача общественной науки состоит в том, чтобы объяснить эти действия...". Дело в том, что самый первый субъективный, сознательный,   свободный   исторический   акт   людей   по   совместному

производству  себе средств к жизни посредством  орудий труда привел к формированию вовсе заранее не намеченных, не запланированных ими объективных  производственных отношений (объективных  материальных общественных отношений), которые после этого заставили  и постоянно, во все большей мере и степени стали заставлять людей прилаживать, подлаживать, подгонять (а фактически подчинять) свою субъективную деятельность под объективные требования созданных и постоянно воссоздаваемых, изменяемых, совершенствуемых людьми материальных, производственных общественных отношений.

     На  роль и значение движущих сил в  историческом развитии важнейшее влияние оказывают три фактора: их массовость, объем, их единство, согласованность, их активность.

      С переходом от одной общественно-экономической  формации к другой, более высокоразвитой, усиливается процесс превращения народных масс из объектов в субъекты истории.

     В своей качественной определенности движущие силы выступают как организованные или неорганизованные, объединенные в разного типа и характера организации.

     Народ, люди обеспечивают в первую очередь  и главным образом прогресс исторического развития, позитивный подъем общества, культуры, цивилизации от одной качественной ступени к другой. "Живое творчество масс - вот основной фактор новой общественности", - подчеркивал В.И.Ленин.

      Социальная  философия, исследуя закономерности общественных процессов, анализирует возможности  разных общностей и личностей  воздействовать и направлять социальное развитие. Поэтому проблема субъекта истории - это, прежде всего, вопрос о роли народа и личности в историческом процессе.

     Народ составляет главную производительную силу. Это качество народа, прежде всего, определяет его роль в истории. Народ создает все материальные блага, обеспечивая тем самым решающее условие существования общества, функционирования всех видов, форм общественной деятельности. Вместе с тем он является субъектом социальных преобразований, движущей силой прогрессивных движений - за мир, демократические свободы, национальное освобождение, против войны, охрану окружающей среды и т. д.

      Особенно  заметна роль народа в период социальных революций. Причем, она может иметь как позитивную, так и негативную оценку: если радикальное переустройство общества невозможно без активного участия масс, то цена преобразований во многом зависит от уровня их культуры.

     Вместе  с тем характеристика народа как  субъекта истории не означает отрицания  или умаления значения деятельности конкретных личностей. Ведь роль народа, классов, наций и других социальных общностей в качестве субъектов истории реализуется, воплощается в личностях, их действиях, конкретных поступках. Более того, от осознания каждым из них целей исторического процесса, объективных условий, участия в выработке и реализации решений зависит и степень воздействия масс на общественное развитие, его темпы и глубину преобразований. Поэтому было бы неверным противопоставлять деятельность народа и личности как субъектов истории.

Информация о работе Философия