Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Ответы на 8 заданий по философии.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

      3. Природа - это  сила,  которая  противостоит человеку.  Разум 
человека должен полностью подчинить её себе, покорить.

     Это антропоцентризм Нового времени. Антропоцентризм (греч. anthropos - человек и kentron - центр) определяется, как философское течение, утверждающее, что потребности и интересы человека имеют очень большое, даже исключительное значение и важность, и что человек вправе использовать природу по своему усмотрению, не заботясь о нравственных вопросах, которые возникают в отношениях между ним и природой. Антропоцентрист уничтожает природу, нисколько не чувствуя при этом душевной боли.

      4. Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой. (В. И. Вернадский, Т. де Шарден).

     Это антропоцентризм XX века. В современном западном обществе антропоцентризм часто рассматривается как «отсутствие этики». Некоторые философы, например, американец Брайн Нортон, полагают, что существует две разновидности антропоцентризма. Первый - это «сильный антропоцентризм», согласно которому нечеловеческие виды и объекты имеют ценность лишь как средства для удовлетворения «чувственных предпочтений» человека. «Чувственное предпочтение» - это любое человеческое желание, которое можно удовлетворить вне зависимости от того, обосновано оно логически или нет. «Слабый антропоцентризм» утверждает, что явления и объекты вне человека могут удовлетворять, как его «разумные предпочтения», так и «чувственные предпочтения». «Разумное предпочтение» - это любое человеческое желание или потребность, которое базируется на тщательном размышлении, и согласуется с рациональным мировоззрением, включая здоровую метафизику, научные теории, эстетические ценности и моральные идеалы. Таким образом, «слабый антропоцентризм» придает внечеловеческим сущностям намного больше значения: он ценит их за обогащающий человеческий опыт фактор [3, с. 421-423].

 

     

Задание 4

     "Движение - это усилие, с помощью которого какое-нибудь тело изменяет или стремится изменить своё местоположение" (П. Гольбах, XVIII в.).

     Будет ли это определение движения материи  философским? В каком историческом типе философии оно возникло и  почему? Может ли быть применимо в настоящее время?

     Гольбах (1723 - 1789) - крупнейший систематизатор мировоззрения  французских материалистов 18 века. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве.

     Гольбаху  принадлежит одно из классических определений  материи: "... Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".

      Таким образом, материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых -протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение. Все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, её атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она - своя собственная причина. Гольбах отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь определённым образом организованным формам материи.

      Совокупность  всего, действующего на наши чувства, составляет материю.  Материя  вечна и  не  однородна,  а представляет  бесконечное множество комбинаций простейших материй или элементов (огонь, воздух, вода и земля), которые мы познаем только в соединении, но никогда в простом виде. Движение не есть нечто отдельное от материи; оно также вечно, как и материя.

     Целое, представляющее собою результат  различных соединений материи и различных движений, и есть природа в общем значении этого слова, природа не каждого отдельного существа есть целое, как результат соединений и движений в данном существе.

     Так, "материя вообще есть все то, что  воздействует каким-либо образом на наши чувства", а "движение - это способ существования (facon d'etre) материи". Гольбах убежден, что "материя движется благодаря собственной энергии, что она обязана своим движением внутренне присущей ей силе" [4, с. 55].

     Такими  же, как бы само собой разумеющимися  стали определения, данные Гольбахом пространству, времени и т.д.

     Это - метафизический материализм, который  рассматривает движение как простое перемещение тел в пространстве, и все формы движения сводит к механической форме. Возник он в эпоху Нового времени.

     Вообще  надо отметить, что Гольбах дает много философских определений, которые возьмут затем на вооружение различные материалистические школы; они войдут, далее, в арсенал суждений здравого смысла.

 

     

Задание 5

     В периодической системе Д. И. Менделеева при увеличении количества электронов изменяются свойства атомов. Однако через определённый период свойства атомов возобновляются.

     Объясните это на основе одного из законов  диалектики. Кратко сформулируйте суть данного закона через его основные категории.

     Закон перехода количественных изменений в качественные, один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистической основе Г. Гегелем. Творческое развитие на базе диалектического материализма получил в трудах классиков марксизма-ленинизма.

     Закон перехода количественных изменений  в качественные носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и, прежде всего, категорий качества, количества и меры. Любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте. "... Качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом -могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)" [5, с. 385].

     Качество - это внутренне присущая предметам  и явлениям определённость, органическое единство свойств, признаков, особенностей, отличающих данный предмет или явление от других.

     Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы: наш предок, антропоид, например, с биологического уровня поднялся до социального.

     Процесс коренного изменения данного  качества, "надлом" старого и  рождение нового есть скачок. Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. "Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности". Переход явления из одного качественного состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим; при этом качественные и количественные изменения взаимно обусловливают друг друга.

     Количество - определенность предметов и явлений, характеризующаяся числом, величиной, темпом, степенью, объемом и т.п.

     Неверно представлять, что сначала происходят лишь количественные изменения, а вслед за ними только качественные, потом снова лишь количественные и т.д. В действительности же переход одного явления в другое есть взаимодействие количественных и качественных изменений, проходящих через ряд промежуточных фаз. При этом различные фазы изменения данного качества означают изменение степени данного качества, то есть по сути дела количественное изменение. "... Промежуточные звенья доказывают только, что в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков" [5, с. 586]. Со стороны количественных измерений этот переход выступает во времени как нечто постепенное, а со стороны качественных - как скачок. Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, самой природы элементов. Завершение скачка означает образование единства качественно новых элементов и иной структуры целого. Большими скачками в развитии объективной реальности являются образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами, возникновение жизни на Земле, образование новых видов животных и растений, происхождение человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества. Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция.

     Количество  и качество - диалектически взаимосвязаны  друг с другом; в объективной действительности качество и количество неотделимы друг от друга. Это органическое единство качественной и количественной определенности составляет меру данного предмета или явления.

     Понятие меры отражает тот факт, что каждый предмет, каждое явление имеют свое соотношение количества и качества.

     Мерой выражаются границы, в которых количественные изменения не вызывают качественных изменений, в которых предметы, явления остаются сами собой.

     Изменение качества также влечёт за собой изменение  количества. В общей форме это выражается в том, что по мере повышения уровня организации материи убыстряется темп её развития.

      Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные имеет важное методологическое значение, обязывая учёного изучать объект и с качественной, и с количественной сторон в их единстве, так, чтобы количественные характеристики не затмевали качественные определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в общественном развитии - от субъективистского авантюризма.

 

      

Задание 6

     Существовала  природа, но ещё не было человека, существовала ли объективная истина?

     Дав ответ на этот вопрос, определите, что  понимается под объективной истиной.

     Обычно  истину определяют как соответствие знания объекту - это "классическая" концепция истины. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством  его чувственного или интеллектуального  постижения либо сообщения о нем  и характеризуемая с точки  зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Марксистская гносеология существенно обогатила материалистический вариант классической концепции. Дальнейшее ее развитие классиками марксизма состояло, прежде всего, в обосновании объективного характера истины, который определяется объективностью материального мира. Конечно, истина не существует вне человеческого познания, и в этом смысле она зависит от субъекта познания. Однако соответствие и несоответствие результатов познавательного процесса сторонам и свойствам материального мира определяется объективной реальностью. Творческое воображение с помощью концептуальных средств создает разнообразные картины реальности, но что в этих картинах истинно, а что - ложно уже не зависит ни от отдельного человека, ни от всего человечества. И в этом смысле истина объективна. Отдельные люди и даже целые народы могут увлекаться некоторой доктриной, верить в нее и страстно желать, чтобы весь мир считал ее за истину, но, если она не соответствует реальному положению вещей, она будет объективно ложна и рано или поздно обнаружится. Признание объективного характера истины -одно из принципиальных отличий марксистской теории истины от прагматистской теории. Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.

     Своей деятельностью человек, который  составил себе объективную картину мира, изменяет внешнюю действительность, уничтожает ее определенность и таким образом отнимает у нее черты кажимости, внешности и ничтожности, делает ее объективной истинной.

     Объективная истина - такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обусловливает ее объективность. Учение об объективной истине направлено против всевозможных концепций истины субъективно-идеалистического толка, согласно которым истина произвольно конструируется человеком, является результатом соглашений между людьми. Такое понимание истины антинаучно, поскольку позволяет рассматривать как истины всевозможные суеверия, религиозные верования и т. п., коль скоро они разделяются большинством людей. Современная буржуазная философия, как правило, выступает против объективности истины, что ведет к субъективизации научного знания и тем самым к подрыву и дискредитации науки. Так, прагматизм считает то или иное положение истинным, если его принятие обеспечивает успех в жизни; неопозитивизм объявляет математические и логические истины конвенциями.

Информация о работе Философия