Философия жизни учение ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:55, контрольная работа

Описание работы

«Философия жизни» отличается от позитивизма прежде всего воинствующим иррационализмом, выражающимся не только в отрицании познавательного значения разума с его логическими формами и категориями, но и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. Второе отличие «философии жизни» от позитивизма состоит в том, что она сосредоточивает свое внимание преимущественно на вопросах истории, общественной жизни, культуры и пытается создать широкое, всеохватывающее мировоззрение, противопоставив его научному, материалистическому мировоззрению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема жизни в европейской философии XIX века: метафизика и этика жизни 4
Философия жизни как антитеза гносеологической парадигмы классической философии 7
Сущностные черты философии жизни: антипрогрессизм и пессимизм 8
Эволюция философского мировоззрения Ф. Ницше. Бытие как "воля к васти" 11
Нигилизм и "Переоценка ценностей" в творчестве Ф. Ницше 14
Концепция сверхчеловека и фальсификация идейного наследия Ф. Ницше 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ УЧЕНИЕ НИЦШЕ.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

    Критически  относясь к научной форме познания, представители философии жизни  приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто  прагматическим целям - преобразованию мира с целью приспособления его  к интересам человека. Тем самым  философия жизни фиксирует то обстоятельство, что наука превращается в непосредственную производительную силу и срастается с техникой, индустриальной экономикой в целом, подчиняя вопросы "что?" и "почему?" вопросу "как?", в конечном счете сводящемуся  к проблеме "как это сделано?". Осмысливая новую функцию науки, философы жизни видят в научных  понятиях инструменты практической деятельности, имеющие весьма косвенное  отношение к вопросу "что есть истина?". В этом пункте философия  жизни сближается с прагматизмом, однако с противоположным ценностным акцентом; превращение науки в  производительную силу и появление  индустриального типа цивилизации  энтузиазма у большинства представителей этого направления не вызывает. Лихорадочному  техническому прогрессу, характерному для конца XIX-XX в., и его агентам  в лице ученого, инженера, техника-изобретателя философы жизни противопоставляют  аристократически-индивидуальное творчество - созерцание художника, поэта, философа.

    Критикуя  научное познание, философия жизни  вычленяет и противопоставляет  различные принципы, лежащие в  основе науки и философии. Согласно Бергсону, в основе научных построений, с одной стороны, и философского созерцания - с другой, лежат различные  принципы, а именно пространство и  время. Науке удалось превратить в объект все, что может получить форму пространства, а все, что  превращено в объект, она стремится  расчленить, чтобы этим овладеть; придание пространственной формы, формы материального  объекта, - это способ конструирования  своего предмета, единственно доступный  науке. Поэтому только та реальность, которая не имеет пространственной формы, может сопротивляться современной  цивилизации, превращающей все сущее  в предмет потребления. Такой  реальностью философия жизни  считает время, составляющее как  бы саму структуру жизни. "Овладеть" временем нельзя иначе как отдавшись  его течению - "агрессивный" способ овладения жизненной реальностью  невозможен. При всех различиях в  трактовке понятия времени внутри философии жизни общим остается противопоставление "живого" времени  так называемому естественно-научному, т. е. "опространствленному", времени, которое мыслится как последовательность внешних друг другу моментов "теперь", индифферентных к тем явлениям, которые в нем протекают. С учением о времени связаны наиболее интересные исследования Бергсона (учение о духовной памяти, в отличие от механической), а также попытки построить историческое время как единство настоящего, прошедшего и будущего, предпринятые Дильтеем и развитые у Т. Литта, X. Ортеги-и-Гасета, а также М. Хайдеггера.

    Философия жизни не только попыталась создать  новую онтологию и найти адекватные ей формы познания. Она выступила  также как особый тип миросозерцания, который нашел свое наиболее яркое  выражение у Ницше. Это миросозерцание можно назвать неоязычеством. В основе его лежит представление о мире как вечной игре иррациональной стихии - жизни, вне которой нет никакой высшей по отношению к ней реальности. В противовес позитивистской философии, стремящейся с помощью рассудка подчинить человеку слепые природные силы, Ницше требовал покориться жизненной стихии, слиться с ней в экстатическом порыве; подлинный героизм он усматривал не в противлении судьбе, не в попытках "перехитрить" рок, а в приятии его, в amor fati - трагической любви к судьбе. Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия христианства. Ницше отвергает христианскую мораль любви и сострадания; эта мораль, как он убежден, направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие и упадок. Жизнь есть борьба, в которой побеждает сильнейший. В лице Ницше и других философов жизни европейское сознание обратилось против господствовавшей в нем бестрагичной безрелигиозности, а также против своих христианских корней, обретя ту остроту и трагичность миросозерцания, которые давно были им утрачены.

    Трагический мотив, лежащий в основе философии  Ницше и развитый Шпенглером, Зиммелем, Ортегой-и-Гасетом и другими, был воспринят представителями символизма конца XIX - начала XX в.: Г. Ибсеном, М. Метерлинком, А. Н. Скрябиным, А. А. Блоком, А. Белым, а впоследствии - Л. Ф. Селином, А. Камю, Ж. П. Сартром. Однако нередко парадоксальным образом мужественная, казалось бы, "любовь к судьбе" оборачивается эстетикой безволия: жажда слияния со стихией рождает чувство сладкого ужаса; культ экстаза формирует сознание, для которого высшим жизненным состоянием становится опьянение - все равно чем - музыкой, поэзией, революцией, эротикой. 

Эволюция  философского мировоззрения  Ф. Ницше. Бытие как "воля к васти"

 

    Философское учение Фридриха Ницше (1844—1900) непоследовательно  и противоречиво, но, несмотря на свою логическую бессвязность, оно едино  по духу, тенденции и цели. Учение Ницше проникнуто страхом перед  грядущим социализмом, ненавистью к  народу и стремлением любой ценой  предотвратить неизбежную гибель буржуазного  общества.

    Исходный  пункт философствования Ницше —  признание того, что жизнь современной  Европы протекает в «страшной  напряженности противоречий» и  клонится к упадку. «Вся наша европейская  культура... — пишет он, — как  бы направляется к катастрофе».

    Признаки  и симптомы этого упадка Ницше  видит во всеобщем ослаблении духовной жизни, в распространении пессимизма, в повальном увлечении декадентскими  идеями, в утрате веры в почитавшиеся прежде духовные ценности — одним  словом, в нигилизме, сделавшемся  знамением века. Ницше хочет преодолеть этот нигилизм и дать своему классу новое, оптимистическое учение. Но пессимизм  и нигилизм, охватившие значительную часть буржуазной интеллигенции  в конце XIX в., в конечном счете  были отражением кризиса иллюзий  о безмятежном гармоничном развитии капиталистического общества, разрушенных  революционными выступлениями пролетариата. Новые надежды, возникшие в связи  с появившимися признаками наступления  эпохи империализма, были обманчивы, они не могли дать никаких действительных оснований для оптимизма. Поэтому  философия Ницше, претендовавшая на то, чтобы преодолеть декаданс и  дать новую веру господствующему  классу, сама была лишь выражением упадка.

    "Грядут войны, каких на ещё земля не видала. С меня начинается на земле великая политика... Я человек судьбы." Так определяет своё место в философии Фридерих Ницше (1844 -1900). Ф. Ницше родом из протестантской семьи, проживавшей в Тюрингии (в составе Пруссии). Семейная легенда хранит предание, что семья Ф. Ницше имеет славянские корни и восходит к роду польского графа, покинувшего Польшу во времена смуты и контреформации. В своём учении Ф. Ницше считает себя последователем и продолжателем философии А. Шопенгауэра. Можно выделить в его творчестве три этапа.

    Первый  этап включает ранние работы философа, посвященные проблемам культуры. Здесь следует назвать прежде всего две работы, это - "Философия  в трагическую эпоху Греции" (1873) и "Несвоевременные размышления" (1876). Второй творческий этап традиционно  характеризуется в научной литературе о Ф. Ницше как этап "переоценки всех ценностей". Он отказывается от наследия А. Шопенгауэра и создает  своё философское иррациональное учение о воле. Три работы этого периода  отвечают взглядам Ф. Ницше с 1878 по 1882: "Человеческое, слишком человеческое", "Утренняя зоря" и "Весёлая наука". Третий период творчества прерывается его болезнью (душевным расстройством). Но данный этап совпадает с формированием философской концепции, главными идеями которой становятся понятия "воля к власти" и "сверхчеловек", тема "вечного возвращения" и "европейского нигелизма". Определяя жизнь, Ф. Ницше формирует следующую мысль: жизнь - это воля к власти. В этот период появляются самые значительные его произведения: "Так говорил Заратустра", " По ту сторону добра и зла", "Антихристианин". Рукопись "Воля к власти" опубликована уже после смерти философа.

    Среди основных идей ницшеанства выделяется учение, которое Ницше заимствовал  непосредственно у Шопенгауэра - это учение о воле как первооснове  всего сущего.

      Это учение - волюнтаризм - впервые у Шопенгауэра оформляется как самостоятельное направление в философии. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.  

     "Воля к власти" - это одно из основных понятий ницшеанства, выступает у Ницше движущим началом мира.

    Воля  к власти заложена сомой природой человеческого существования: власть мужчины над женщиной, старого  над молодым. Учение о воле имеет  волютаристский характер и выражается в понятии множественности воль, которые между собой могут конкурировать и сталкиваться в "смертельной схватке" за господство над духовными силами человека. Первоосновной всякого движения и развития Ф. Ницше считает "ненасытное стремление к проявлению власти и применению власти". Действительность есть иллюзия и "выдумка" и здесь он следует идеям иррационалистической философии А. Шопенгаузена. Единственно реально существующим актом жизни является факт власти как проявления творческого инстинкта.

    Космологические принципы у Ницше являются тем  фоном, на котором провозглашаются  социально-политические и этические  принципы, каковые, по мнению автора, приобретут больший вес, если предстанут как  проявление вселенских, универсальных, космических сил.

    Даже  предположение о существовании  мира "самого по себе" у Ницше  есть "метафизика". Термин "онтология" по отношению к ницшеанству должен быть взят в кавычки. Вся "онтология" Ницше - это по сути только "аксессуары" его философствования.

    Теория  познания Ницше направлена прежде всего  на создание благоприятного фона для  проведения им социально-политических и этических принципов. По Ницше, в этом мире, где нет никакого постоянства и устойчивости "вещей", само познание обречено оставаться лишь средством полезной для субъекта выработки фикций, которые позволяют  ему выжить и осуществить свою "волю к власти". "Познание работает как орудие власти", - пишет Ницше.

    Тематика  человека как социального существа у Ницше разработана куда более  детально, чем его "натурфилософия". Однако здесь важно подчеркнуть, что этика Ницше детерминирована  его социально-политическими установками, которые были реальной базой его  картины мира.

    Социально-политические идеи составляют ядро ницшеанства. "Космология" Ницше, представляющая собой некий  комплекс "онтологических", "гносеологических" и "этических" идей (все эти  термины приходится брать в кавычки  в силу их недостаточной адекватности применительно к ницшеанскому философствованию) есть в конечном счете обоснование  его социально-политических идеалов.

      Мы выяснили, что важнейшим понятием ницшеанства является "воля к власти".

    Ницше решительно осуждает господствовавшую в Европе мораль, если, конечно, пытаться превратить ее в универсальное, для  всех значимое условие деятельности. Она - "сумма условий сохранения бедных, полуудачных или полностью неудачных видов человека".

    Ницше пишет: "Что справедливо для  одного, вовсе не может быть справедливым и для другого; требование однообразной морали для всех ведет ко вреду  для людей высшего порядка; существуют градации между людьми и, следовательно, между видами нравственности".

    Это не отрицание морали, а ее релятивизация. Он пишет: "Я объявил войну малокровному христианскому идеалу не в намерении его уничтожить... Продолжение христианских идеалов относится к числу наиболее желательных вещей среди тех, которые имеются..."

    Как реакцию на христианскую "мораль рабов" Ницше провозглашает новую "переоценку ценностей", возрождающую "мораль господ" в самой откровенной  и жестокой форме. 

Нигилизм  и "Переоценка ценностей" в творчестве Ф. Ницше

 

    Мир "логизирован" нашим рассудком, пишет философ, он в своей основе не имеет порядка, мир - это хаос ощущений. Уже в этом, по мнению Ф. Ницше, присутствует некая "космическая закономерность", которая определяет не только волю, но и весь общественный ход жизни. Философ, иными словами, выступает как волюнтарист идеалистического толка.

    По  отношению к нравственности Ф. Ницше  остается нигелитом, так как определяет современную ему культуру как находящуюся на стадии упадка и разложения нравственности. Мораль разлагает культуру изнутри, поскольку она является орудием управления толпой, её инстинктами. Христианская нравственность и религия утверждают послушную "мораль рабов". Поэтому необходимо осуществить "переоценку ценностей" и выявить основания морали "сильного человека". Тем самым Ф. Ницше различает два типа морали: господскую и рабскую. В морали "господ" утверждается ценность жизни, которая наиболее проявляется на фоне природного неравенства людей, обусловленного различием их воль и жизненныхсил.

Информация о работе Философия жизни учение ницше