Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:55, контрольная работа
«Философия жизни» отличается от позитивизма прежде всего воинствующим иррационализмом, выражающимся не только в отрицании познавательного значения разума с его логическими формами и категориями, но и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. Второе отличие «философии жизни» от позитивизма состоит в том, что она сосредоточивает свое внимание преимущественно на вопросах истории, общественной жизни, культуры и пытается создать широкое, всеохватывающее мировоззрение, противопоставив его научному, материалистическому мировоззрению.
ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема жизни в европейской философии XIX века: метафизика и этика жизни 4
Философия жизни как антитеза гносеологической парадигмы классической философии 7
Сущностные черты философии жизни: антипрогрессизм и пессимизм 8
Эволюция философского мировоззрения Ф. Ницше. Бытие как "воля к васти" 11
Нигилизм и "Переоценка ценностей" в творчестве Ф. Ницше 14
Концепция сверхчеловека и фальсификация идейного наследия Ф. Ницше 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 18
Критически
относясь к научной форме познания,
представители философии жизни
приходят к выводу, что наука неспособна
постигнуть текучую и неуловимую
природу жизни и служит чисто
прагматическим целям - преобразованию
мира с целью приспособления его
к интересам человека. Тем самым
философия жизни фиксирует то
обстоятельство, что наука превращается
в непосредственную производительную
силу и срастается с техникой, индустриальной
экономикой в целом, подчиняя вопросы
"что?" и "почему?" вопросу "как?",
в конечном счете сводящемуся
к проблеме "как это сделано?".
Осмысливая новую функцию науки,
философы жизни видят в научных
понятиях инструменты практической
деятельности, имеющие весьма косвенное
отношение к вопросу "что есть
истина?". В этом пункте философия
жизни сближается с прагматизмом,
однако с противоположным ценностным
акцентом; превращение науки в
производительную силу и появление
индустриального типа цивилизации
энтузиазма у большинства представителей
этого направления не вызывает. Лихорадочному
техническому прогрессу, характерному
для конца XIX-XX в., и его агентам
в лице ученого, инженера, техника-изобретателя
философы жизни противопоставляют
аристократически-
Критикуя
научное познание, философия жизни
вычленяет и противопоставляет
различные принципы, лежащие в
основе науки и философии. Согласно
Бергсону, в основе научных построений,
с одной стороны, и философского
созерцания - с другой, лежат различные
принципы, а именно пространство и
время. Науке удалось превратить
в объект все, что может получить
форму пространства, а все, что
превращено в объект, она стремится
расчленить, чтобы этим овладеть; придание
пространственной формы, формы материального
объекта, - это способ конструирования
своего предмета, единственно доступный
науке. Поэтому только та реальность,
которая не имеет пространственной
формы, может сопротивляться современной
цивилизации, превращающей все сущее
в предмет потребления. Такой
реальностью философия жизни
считает время, составляющее как
бы саму структуру жизни. "Овладеть"
временем нельзя иначе как отдавшись
его течению - "агрессивный" способ
овладения жизненной
Философия
жизни не только попыталась создать
новую онтологию и найти
Трагический
мотив, лежащий в основе философии
Ницше и развитый Шпенглером, Зиммелем,
Ортегой-и-Гасетом и другими, был воспринят
представителями символизма конца XIX -
начала XX в.: Г. Ибсеном, М. Метерлинком,
А. Н. Скрябиным, А. А. Блоком, А. Белым, а
впоследствии - Л. Ф. Селином, А. Камю, Ж.
П. Сартром. Однако нередко парадоксальным
образом мужественная, казалось бы, "любовь
к судьбе" оборачивается эстетикой
безволия: жажда слияния со стихией рождает
чувство сладкого ужаса; культ экстаза
формирует сознание, для которого высшим
жизненным состоянием становится опьянение
- все равно чем - музыкой, поэзией, революцией,
эротикой.
Философское учение Фридриха Ницше (1844—1900) непоследовательно и противоречиво, но, несмотря на свою логическую бессвязность, оно едино по духу, тенденции и цели. Учение Ницше проникнуто страхом перед грядущим социализмом, ненавистью к народу и стремлением любой ценой предотвратить неизбежную гибель буржуазного общества.
Исходный пункт философствования Ницше — признание того, что жизнь современной Европы протекает в «страшной напряженности противоречий» и клонится к упадку. «Вся наша европейская культура... — пишет он, — как бы направляется к катастрофе».
Признаки
и симптомы этого упадка Ницше
видит во всеобщем ослаблении духовной
жизни, в распространении пессимизма,
в повальном увлечении
"Грядут войны, каких на ещё земля не видала. С меня начинается на земле великая политика... Я человек судьбы." Так определяет своё место в философии Фридерих Ницше (1844 -1900). Ф. Ницше родом из протестантской семьи, проживавшей в Тюрингии (в составе Пруссии). Семейная легенда хранит предание, что семья Ф. Ницше имеет славянские корни и восходит к роду польского графа, покинувшего Польшу во времена смуты и контреформации. В своём учении Ф. Ницше считает себя последователем и продолжателем философии А. Шопенгауэра. Можно выделить в его творчестве три этапа.
Первый
этап включает ранние работы философа,
посвященные проблемам
Среди основных идей ницшеанства выделяется учение, которое Ницше заимствовал непосредственно у Шопенгауэра - это учение о воле как первооснове всего сущего.
Это учение - волюнтаризм - впервые у Шопенгауэра оформляется как самостоятельное направление в философии. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.
"Воля к власти" - это одно из основных понятий ницшеанства, выступает у Ницше движущим началом мира.
Воля к власти заложена сомой природой человеческого существования: власть мужчины над женщиной, старого над молодым. Учение о воле имеет волютаристский характер и выражается в понятии множественности воль, которые между собой могут конкурировать и сталкиваться в "смертельной схватке" за господство над духовными силами человека. Первоосновной всякого движения и развития Ф. Ницше считает "ненасытное стремление к проявлению власти и применению власти". Действительность есть иллюзия и "выдумка" и здесь он следует идеям иррационалистической философии А. Шопенгаузена. Единственно реально существующим актом жизни является факт власти как проявления творческого инстинкта.
Космологические принципы у Ницше являются тем фоном, на котором провозглашаются социально-политические и этические принципы, каковые, по мнению автора, приобретут больший вес, если предстанут как проявление вселенских, универсальных, космических сил.
Даже предположение о существовании мира "самого по себе" у Ницше есть "метафизика". Термин "онтология" по отношению к ницшеанству должен быть взят в кавычки. Вся "онтология" Ницше - это по сути только "аксессуары" его философствования.
Теория познания Ницше направлена прежде всего на создание благоприятного фона для проведения им социально-политических и этических принципов. По Ницше, в этом мире, где нет никакого постоянства и устойчивости "вещей", само познание обречено оставаться лишь средством полезной для субъекта выработки фикций, которые позволяют ему выжить и осуществить свою "волю к власти". "Познание работает как орудие власти", - пишет Ницше.
Тематика
человека как социального существа
у Ницше разработана куда более
детально, чем его "натурфилософия".
Однако здесь важно подчеркнуть,
что этика Ницше
Социально-политические идеи составляют ядро ницшеанства. "Космология" Ницше, представляющая собой некий комплекс "онтологических", "гносеологических" и "этических" идей (все эти термины приходится брать в кавычки в силу их недостаточной адекватности применительно к ницшеанскому философствованию) есть в конечном счете обоснование его социально-политических идеалов.
Мы выяснили, что важнейшим понятием ницшеанства является "воля к власти".
Ницше решительно осуждает господствовавшую в Европе мораль, если, конечно, пытаться превратить ее в универсальное, для всех значимое условие деятельности. Она - "сумма условий сохранения бедных, полуудачных или полностью неудачных видов человека".
Ницше пишет: "Что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливым и для другого; требование однообразной морали для всех ведет ко вреду для людей высшего порядка; существуют градации между людьми и, следовательно, между видами нравственности".
Это не отрицание морали, а ее релятивизация. Он пишет: "Я объявил войну малокровному христианскому идеалу не в намерении его уничтожить... Продолжение христианских идеалов относится к числу наиболее желательных вещей среди тех, которые имеются..."
Как
реакцию на христианскую "мораль
рабов" Ницше провозглашает новую
"переоценку ценностей", возрождающую
"мораль господ" в самой откровенной
и жестокой форме.
Мир "логизирован" нашим рассудком, пишет философ, он в своей основе не имеет порядка, мир - это хаос ощущений. Уже в этом, по мнению Ф. Ницше, присутствует некая "космическая закономерность", которая определяет не только волю, но и весь общественный ход жизни. Философ, иными словами, выступает как волюнтарист идеалистического толка.
По отношению к нравственности Ф. Ницше остается нигелитом, так как определяет современную ему культуру как находящуюся на стадии упадка и разложения нравственности. Мораль разлагает культуру изнутри, поскольку она является орудием управления толпой, её инстинктами. Христианская нравственность и религия утверждают послушную "мораль рабов". Поэтому необходимо осуществить "переоценку ценностей" и выявить основания морали "сильного человека". Тем самым Ф. Ницше различает два типа морали: господскую и рабскую. В морали "господ" утверждается ценность жизни, которая наиболее проявляется на фоне природного неравенства людей, обусловленного различием их воль и жизненныхсил.