Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:55, контрольная работа
«Философия жизни» отличается от позитивизма прежде всего воинствующим иррационализмом, выражающимся не только в отрицании познавательного значения разума с его логическими формами и категориями, но и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. Второе отличие «философии жизни» от позитивизма состоит в том, что она сосредоточивает свое внимание преимущественно на вопросах истории, общественной жизни, культуры и пытается создать широкое, всеохватывающее мировоззрение, противопоставив его научному, материалистическому мировоззрению.
ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема жизни в европейской философии XIX века: метафизика и этика жизни 4
Философия жизни как антитеза гносеологической парадигмы классической философии 7
Сущностные черты философии жизни: антипрогрессизм и пессимизм 8
Эволюция философского мировоззрения Ф. Ницше. Бытие как "воля к васти" 11
Нигилизм и "Переоценка ценностей" в творчестве Ф. Ницше 14
Концепция сверхчеловека и фальсификация идейного наследия Ф. Ницше 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 18
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема жизни в европейской философии XIX века: метафизика и этика жизни 4
Философия жизни как антитеза гносеологической парадигмы классической философии 7
Сущностные черты философии жизни: антипрогрессизм и пессимизм 8
Эволюция
философского мировоззрения
Ф. Ницше.
Нигилизм и "Переоценка ценностей" в творчестве Ф. Ницше 14
Концепция сверхчеловека и фальсификация идейного наследия Ф. Ницше 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 18
«Философия
жизни» отличается от позитивизма прежде
всего воинствующим иррационализмом,
выражающимся не только в отрицании
познавательного значения разума с
его логическими формами и
категориями, но и в признании
мира, человека и его истории иррациональными
по своей природе. Второе отличие
«философии жизни» от позитивизма состоит
в том, что она сосредоточивает
свое внимание преимущественно на вопросах
истории, общественной жизни, культуры
и пытается создать широкое, всеохватывающее
мировоззрение, противопоставив его
научному, материалистическому
Но за выпадами «философов жизни» против позитивизма и одностороннего интеллектуализма скрывалось восстание против разума и науки вообще. Выдвинутая ими ложная дилемма «разум или жизнь» решалась в пользу иррационалистического истолкования «жизни», открыто или замаскированно отвергающего научное познание и прославляющего неразумную волю, инстинкт, бессознательные порывы и иррациональную интуицию. Ницшеанство возникло как реакция наиболее агрессивных слоев германской буржуазии и юнкеров на Парижскую коммуну, на распространение идей социализма и победу марксизма в рабочем движении, на рост организованности рабочего класса.
Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни - Фридрих Ницше (1844- 1900), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Анри Бергсон (1859- 1941), Георг Зиммель (1858-1918), Освальд Шпенглер (1880- 1936), Людвиг Клагес (1872-1956). К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации - как в собственно-теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении.
Философия жизни возникает в 60-70-х гг. XIX в., наибольшего влияния достигает в первой четверти XX в.; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и др. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе (так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в-третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.
Идейными
предшественниками философии
Главное понятие философии жизни - "жизнь" - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как "живой дух", и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.
Биологически-
Другой
вариант философии жизни связан
с космологически-
Как
натуралистическое, так и метафизическое
понимание жизни
По-иному интерпретируют сущность жизни мыслители, создающие исторический вариант философии жизни, который можно было бы охарактеризовать как философию культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и др.). Так же как и Бергсон, интерпретируя жизнь "изнутри", эти философы исходят из непосредственного внутреннего переживания, которым, однако, для них является не душевно-психический, а культурно-исторический опыт. В отличие от Ницше, а отчасти и Бергсона, концентрирующих внимание на жизненном начале как вечном принципе бытия, здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историческим образам. Характерная для философии жизни критика механистического естествознания принимает у этих мыслителей форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда стремление Дильтея, Шпенглера, Зиммеля разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.).
Но
в отличие от Ницше, Клагеса и других
историческое направление не склонно
к "разоблачительству" духовных образований
- напротив, специфические формы переживания
человеком мира как раз наиболее интересны
и важны для него. Правда, поскольку жизнь
рассматривается "изнутри", без соотнесения
с чем бы то ни было вне ее, то оказывается
невозможным преодолеть тот принципиальный
иллюзионизм, который все нравственные
и культурные ценности лишает в конечном
счете их абсолютного значения, сводя
их к более или менее долговечным исторически
преходящим фактам. Парадокс философии
жизни состоит в том, что в своих неисторических
вариантах она противопоставляет жизнь
культуре как продукту рационального,
"искусственного" начала, а в историческом
- отождествляет жизнь и культуру (находя
искусственное, механическое начало в
противопоставляемой культуре цивилизации).
Несмотря на существенное различие указанных выше вариантов, общность их обнаруживается прежде всего в восстании против характерного для конца XIX - начала XX в. господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии жизни считали, что научно-систематическая форма последних приобретена ценой отказа от решения содержательных, метафизических и мировоззренческих проблем. В отличие от этих направлений философия жизни стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания.
Жизненное
начало, как убеждены философы этой
ориентации, не может быть постигнуто
ни с помощью тех понятий, в
которых мыслила
По
своей природе интуитивное
Понятие творчества для многих философов этого направления является в сущности синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества представляется наиболее важным, определяется характер их учения. Так, для Бергсона творчество - это рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, общий дух его философии - оптимистический. Для Зиммеля, напротив, важнейшим моментом творчества оказывается его трагически-двойственный характер: продукт творчества - всегда нечто косное и застывшее - становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда и общая пессимистическая интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистически-мрачным пафосом Шпенглера и восходящая к самому глубокому мировоззренческому корню философии жизни - убеждению в непреложности и неотвратимости судьбы.
Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым приковано внимание философов жизни, является средство искусства - символ. В этом отношении наибольшее влияние на них оказало учение Гёте о прафеномене как первообразе, который воспроизводит себя во всех элементах живой структуры. На Гете ссылается Шпенглер, попытавшийся "развернуть" великие культуры древности и Нового времени из их прафеномена, т. е. "символа прадуши" всякой культуры, из которой последняя рождается и вырастает, как растение из семени. В своих культурно-исторических очерках Зиммель прибегает к такому же методу. Бергсон, также считая символ (образ) наиболее адекватной формой выражения философского содержания, создает новое представление о философии, переосмысляя прежнее понимание ее сущности и истории. Всякая философская концепция рассматривается им как форма выражения основной, глубинной и по существу невыразимой интуиции ее создателя; она столь же неповторима и индивидуальна, как личность ее автора, как лицо породившей ее эпохи. Что же касается понятийной формы, то сложность философской системы есть продукт несоизмеримости между простой интуицией философа и теми средствами, которыми он эту интуицию стремится выразить. В противовес Гегелю, с которым здесь полемизирует Бергсон, история философии уже не представляется непрерывным развитием и обогащением, восхождением единого философского знания, а - по аналогии с искусством - оказывается совокупностью замкнутых в себе различных духовных содержаний, интуиций.