Однако то, что называют «Бритвой
Оккама», не было сформулировано Оккамом,
он всего лишь сформулировал принцип,
известный ещё со времён Аристотеля и в логике носящий название «принцип достаточного
основания». «Бритва Оккама» — это лишь название
принципа, а не его атрибуция (указание на авторство).
Бритва Оккама используется в науке
по принципу: если какое-то явление
может быть объяснено двумя способами,
например, первым — через привлечение
сущностей (терминов, факторов, преобразований
и т. п.) А, В и С, а вторым — через А, В, С и
D, и при этом оба способа дают одинаковый
результат, то сущность D лишняя, и верным
является первый способ (который может
обойтись без привлечения лишней сущности).
Задание 3
Доказательства существования
бога в учении Фомы Аквинского
- Доказательство через движение означает, что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.(« Ничто
не может начать движение само по себе,
для этого необходим первоначальный источник
движения. Двигаясь по цепи источников.
мы доходим до первопричины, которая может
быть только бог. Что – то произвело первое
движение , и этим чем -то может быть только
бог.»)
- Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.( «Ничто
не является собственной причиной. Каждому
следствию предшествует причина, и опять
мы двигаемся по цепочке причин. Должна
существовать первая причина, ее и называют
богом».)
- Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.( «Должно было быть такое время
, когда физических объектов не существовало.
Но поскольку в настоящее время они существуют,
должна быть некая не физическая сущность,
вызвавшая их существование; эта сущность
и есть бог.»)
- Доказательство от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.( «Мы замечаем, что все в мире
различно. Существуют различные степени,
скажем благодати или совершенства. Мы
судим о степенях, только сравнивая их
с абсолютным максимумом . Человеческой
природе свойственно как хорошее, так
и плохое, поэтому человек не может обладать
абсолютной благодатью. Поэтому в качестве
образца совершенства должен существовать
другой абсолютный максимум благодати
– мы называем этот максимум богом.»)
- Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.(« Существующие в мире объекты,
особенно живые организмы, созданны с
определенной целью.Ничто нам известное
не выглядит намеренно сотворенным, если
оно не сотворено.Соответственно, существуют
творец, и имя ему бог.»)
Задание 4.
1. Что выдвигает Фома Аквинский
– крупный представитель теологии
средневековой философии?
1)5 собственных доказательств
бытия Бога.
2)4 благородные истины;
3)Христианские заповеди.
2. Направление средневековой философии,
отрицавшее реальное существование
общих понятий, считая их лишь
словесными оболочками –
1)Номинализм.
2)Реализм;
3)Консерватизм.
3. Сторонники номинализма –
направления средневековой теологической
философии – считали, что
реально существовали …
1)Общие понятия;
2)Единичные понятия.
3)Отдельные вещи.
4. Чему противопоставлялась вера
в средневековье?
1)Интуиции;
2)Чувствам;
3)Разуму.
5. Протестантская этика провозгласила
угодным Богу делом …
1)Познавательную деятельность;
2)Предпринимательскую
деятельность;
3)Благотворительную деятельность.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Звиревич В.Т. Философия древнего
мира и средних веков: учебное
пособие / В.Т. Звиревич. – М., 2004.
2.Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994, с. 88
3.Исповедь. М., 1989, с. 53
4. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы.
М., 1998, с. 192—193
5. ГарнакА. Сущность христианства.—
В кн.: Общая история европейской
культуры, т. 5. СПб., 1911
6. Гайденко В. П., Смирнов Γ.Α.
Западноевропейская наука в средние
века. М., 1989
7. Бердяев Н. А. Философия свободного
духа. М., 1994
8. Неретина С. С. Верующий разум.
К истории средневековой философии.
Архангельск, 1995
9. ru.wikipedia.org
10. http://www.filosof.historic.ru