Философия средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит 4 задания по дисциплине "Философия" и ответы на них

Содержание

Задание 1………………………………………………………………3
Задание 2………………………………………………………………10
Задание 3………………………………………………………………15
Задание 4………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

Рассматривая  проблему автономности философии, Бонавентура  полагает, что человек, даже если и  способен познавать природу и  метафизику, может впасть в ошибку вне света веры. Потому, по Бонавентуре, следующему в этом вопросе Августину, нужно отличать разум, ведомый верой, цель которого — “искать Бога”, от самодостаточного разума, который  на деле может быть только инструментом теологии, поскольку он записывает то, что вера предписывает.

Иоанн Дут  Скот отвергает томистские установки  на примирение веры и разума, полагая, что у философии и теологии разные объекты и методология. В  отличие от философии, представляющей способы доказательства и демонстрации, теология предлагает путь убеждения, первая основывается на логике естественного, вторая — на логике сверхъестественного  и откровении. Если аверроисты способствуют подмене теологии философией, то томисты  и августинианцы способствуют обратному. Во избежание такой подмены Дунс Скот предлагает подвергнуть критике  теологические и философские  понятия, чтобы выработать новый  философский дискурс. На смену принципу эквтокации должен прийти принцип однозначности  бытия. Этот принцип предполагал  “просто простые понятия”, не идентифицированные с другими и недвусмысленные. К Богу применялось понятие сущего, которое было нейтральным относительно сотворенного и несогворенного. Следовательно, оно отвечало требованиям простоты и недвусмысленности. Такое понятие  Дунс Скот называл несовершенным. Оно  — первый объект интеллекта и способствует тому, чтобы через исследование модусов  бытия понять, что причина вещей  находится за пределами мира вещей, а это является доказательством  существования Бога.

Уильям  Окнам полагал опосредование  разума и веры философскими или теологическими понятиями тщетным, поскольку уровни рационального, основанного на логической очевидности, и веры, основанной на морали и не являющейся следствием очевидных умозаключений, асимметричны. Потому сферы разума и веры не пересекаются.

Теория  двойственности истины привела не только к дисциплинарному разделению философии  и теологии, но и к почти полному  исчезновению такого направления, как  концептуализм (вплоть до современной  эпохи). Иными словами кризис схоластики к концу средневековья и рост влияния номинализма, в лице таких его представителей  привел к подрыву самой идеи возможности естественного знания о Боге.

Следствием оккамизма была замена позитивного сотрудничества веры и разума, имевшего места в золотой век схоластики, новой, гораздо более рыхлой системой, в которой абсолютная и самодостаточная несомненность веры придерживалась только философской вероятностью. Можно сказать, что в социальном и политическом планах эта тема соотношения веры и разума преломлялась как тема соотношения духовного и светского, града небесного и земного, Церкви и государства, власти Папы и власти императора.

Однако  феномен “верующего разума” не исчезал в последующие времена, став из всеобщего основания мышления или его частью, или основанием отдельных дисциплин, прежде всего  теологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

 

Универсалия (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. Универсалии, согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма): «…если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т. д.) — универсалии, то есть имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей».

 

Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).

Иначе говоря, общие имена применяются  не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной  вещи из этого класса.

Отсюда следует понимание понятий, обозначаемых общими именами, таких, как «человек», не как самостоятельного целого, а как совокупности отдельных понятий (конкретных людей), то есть абстракции, мысленного образа.

*Номинализм. Универсалии не сущ. реально. Они суть только имена (Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. Представитель — Уильям Оккам. Задача знания — постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего, ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, то есть о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия — это знаки, логически обозначающие многие объекты.

 

Реали́зм, — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.

Термин Реализм употребляется  в двух главных значениях: философском  и нефилософском. В нефилософском  реализм обозначает направление  в литературе, искусстве и педагогике и т. п., задача которого — отражение правды жизни, реальности как она есть. В философском значении термин Реализм употребляется в трех смыслах:

  1. реализм как направление противоположное номинализму и концептуализму (умеренному реализму) в средневековой философии (проблема универсалий);
  2. реализм служит для обозначения философского направления нового времени и, противостоящего идеализму. Выразителем этого вида реализма был Гербарт со своими последователями;
  3. реализм как направление противоположное антиреализму в современной философии науки второй половины XX в

*Общие роды (универсалии) сущ.  реально, независимо от чел. (Иоанн  Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость  существования) «до вещей» в  бож. разуме, «в самих вещах»  как их сущность или формы  и «после вещей» — в чел. разуме как р-т абстракции. — умеренный реализм (сущ и крайний реал. — общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр — сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

 

Концептуали́зм (от лат. conceptus — мысль, понятие) — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.

Представители — Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот и др. В новое время к позициям концептуализма был близок Джон Локк.

 

Акциденция (лат. Accidentia — случай) — философский термин введенный Аристотелем, обозначающий случайное, почти всегда, несущественное свойство вещи.

В философии акциденция противопоставляется сущности (субстанции) и означает происшедшие от процесса случайности, свойства и назначения которых не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств сущности и могут поэтому в нем отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы сущность (вещь сама по себе) не переставала быть тем, чем она есть.

Акциденция имела важное значение в христианской философии, объясняя парадокс ответственности Бога за все происходящее на Земле. Как только Бог дал миру право нажизнь, то тот, начав самостоятельно существовать, получил новые, часто не существенные, свойства. Тем самым миру и человечеству была дана свобода, а с ней и неопределенность, возможность выбора.

Атрибу́т (от лат. attributio — приписывание, признак) в философии — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний).

 

Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении изагробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины.

Эсхатологические представления  свойственны многим религиозно-мифологическим системам в истории человечества. Древние индоевропейские народы в своём большинстве были убеждены в цикличности исторического развития, и только древние германцы ожидали, что рано или поздно наступит «гибель богов» (см. «Прорицание вёльвы» и «Рагнарёк»). В календаре майя придавалось значение окончанию крупных астрономических периодов (см. феномен 2012 года), однако в целом история мироздания также рассматривалась как процесс циклический.

 

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Креационистские концепции варьируют  от чисто богословских, до концепций  претендующих на научность. Такие направления  как «научный креационизм» и, появившаяся в середине 1990-х годов нео-креационистская концепция «Разумного замысла» (англ. Intelligent design), утверждают, что имеют научное основание. Однако, научным сообществом они признаны псевдонаучнымиконцепциями, поскольку не соответствуют критериям верифицируемости, фальсифицируемости и принципу Оккама, а также противоречат научным данным.

 

Сенте́нция (от лат. sententia, буквально мнение, суждение) — краткая латинская апофегма(краткое и меткое наставительное изречение, нравоучительного характера) как правило из античного источника, цитируемая вне контекста.

Такое название было принято уже  в римской риторике, Квинтилиан в «Наставлении оратору» посвящает сентенции отдельную главу[1]. Сентенция, полагает Квинтилиан, это то же самое, что греки называют γνώμη, а названа так по той причине, что «похожа на советы или декреты» (similes sunt consiliis aut decretis).

В Средние века были популярны сборники сентенций, расположенных по алфавиту.

 

Фидеизм — философское учение, утверждающее примат веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения. Существенной частью фидеизма является алогизм. Характерен для теистических религий. Философское обоснование фидеизма чаще всего приписывают пяти мыслителям: Монтеню, Паскалю,Кьеркегору, Уильяму Джеймсу и Витгенштейну; причём их оппоненты употребляют термин «фидеизм» с негативным оттенком, однако философские идеи и труды этих мыслителей не дают достаточных оснований для этого. [1] Существует множество разновидностей фидеизма[2], из-за того, что различные конфессии и школы не одинаково воспринимают роль веры и разума в богопознании.

Фидеисты считают, что наука  ищет лишь знание фактов, вторичных (физических) причин, но не способна раскрыть первичные (сверхъестественные) причины, объяснить  более глубокие источники бытия. Фидеистское учение о границах знания ставит перед собой цель полностью  лишить науку широкого мировоззренческого, методологического значения. Последователи  фидеизма говорят, что только религия  дает подлинное объяснение принципам  существования и назначения мироздания, придает смысл жизни человека, наука же всегда предоставляет лишь некоторые средства для осуществления  этой цели.

 

Алхимия (лат. alchimia, alchymia, от араб. خيمياء‎‎ al-kîmîa, предположительно от египетского «kēme» — черный, откуда также греческое название Египта, чернозёма и свинца — «черная земля»; другие возможные варианты: др.-греч. χυμος — «сок», «эссенция», «влага», «вкус», др.-греч. χυμα — «сплав (металлов)», «литье», «поток», др.-греч. χυμευσις — «смешивание», др.-греч. Χιμαιρα — «Химера») — общее название существующих в различных культурах систем трансформации как физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма, так и духовного. Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214—1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. [6] Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235—1313), Раймунда Луллия (1235—1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

Философский камень (лат. lapis philosophorum),

он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир,красная тинктура, великий эликсир  — в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни. В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает дракон Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской ртути) и «королевы» (философской серы) в алхимический брак.

 

«Бритва О́ккама» или «лезвие Оккама» — методологический принцип, получивший название по имени английскогомонаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285—1349). В упрощенном виде он гласит:«Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, илизаконом экономии.

Информация о работе Философия средних веков