Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:41, контрольная работа
Работа содержит 4 задания по дисциплине "Философия" и ответы на них
Задание 1………………………………………………………………3
Задание 2………………………………………………………………10
Задание 3………………………………………………………………15
Задание 4………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………...18
Рассматривая проблему автономности философии, Бонавентура полагает, что человек, даже если и способен познавать природу и метафизику, может впасть в ошибку вне света веры. Потому, по Бонавентуре, следующему в этом вопросе Августину, нужно отличать разум, ведомый верой, цель которого — “искать Бога”, от самодостаточного разума, который на деле может быть только инструментом теологии, поскольку он записывает то, что вера предписывает.
Иоанн Дут Скот отвергает томистские установки на примирение веры и разума, полагая, что у философии и теологии разные объекты и методология. В отличие от философии, представляющей способы доказательства и демонстрации, теология предлагает путь убеждения, первая основывается на логике естественного, вторая — на логике сверхъестественного и откровении. Если аверроисты способствуют подмене теологии философией, то томисты и августинианцы способствуют обратному. Во избежание такой подмены Дунс Скот предлагает подвергнуть критике теологические и философские понятия, чтобы выработать новый философский дискурс. На смену принципу эквтокации должен прийти принцип однозначности бытия. Этот принцип предполагал “просто простые понятия”, не идентифицированные с другими и недвусмысленные. К Богу применялось понятие сущего, которое было нейтральным относительно сотворенного и несогворенного. Следовательно, оно отвечало требованиям простоты и недвусмысленности. Такое понятие Дунс Скот называл несовершенным. Оно — первый объект интеллекта и способствует тому, чтобы через исследование модусов бытия понять, что причина вещей находится за пределами мира вещей, а это является доказательством существования Бога.
Уильям Окнам полагал опосредование разума и веры философскими или теологическими понятиями тщетным, поскольку уровни рационального, основанного на логической очевидности, и веры, основанной на морали и не являющейся следствием очевидных умозаключений, асимметричны. Потому сферы разума и веры не пересекаются.
Теория двойственности истины привела не только к дисциплинарному разделению философии и теологии, но и к почти полному исчезновению такого направления, как концептуализм (вплоть до современной эпохи). Иными словами кризис схоластики к концу средневековья и рост влияния номинализма, в лице таких его представителей привел к подрыву самой идеи возможности естественного знания о Боге.
Следствием оккамизма была замена позитивного сотрудничества веры и разума, имевшего места в золотой век схоластики, новой, гораздо более рыхлой системой, в которой абсолютная и самодостаточная несомненность веры придерживалась только философской вероятностью. Можно сказать, что в социальном и политическом планах эта тема соотношения веры и разума преломлялась как тема соотношения духовного и светского, града небесного и земного, Церкви и государства, власти Папы и власти императора.
Однако феномен “верующего разума” не исчезал в последующие времена, став из всеобщего основания мышления или его частью, или основанием отдельных дисциплин, прежде всего теологии.
Задание 2.
Универсалия (от лат. universal
Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).
Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной вещи из этого класса.
Отсюда следует понимание
*Номинализм. Универсалии не сущ. реально. Они суть только имена (Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. Представитель — Уильям Оккам. Задача знания — постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего, ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, то есть о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия — это знаки, логически обозначающие многие объекты.
Реали́зм, — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.
Термин Реализм употребляется в двух главных значениях: философском и нефилософском. В нефилософском реализм обозначает направление в литературе, искусстве и педагогике и т. п., задача которого — отражение правды жизни, реальности как она есть. В философском значении термин Реализм употребляется в трех смыслах:
*Общие роды (универсалии) сущ. реально, независимо от чел. (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) «до вещей» в бож. разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей» — в чел. разуме как р-т абстракции. — умеренный реализм (сущ и крайний реал. — общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр — сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.
Концептуали́зм (от лат. concep
Представители — Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот и др. В новое время к позициям концептуализма был близок Джон Локк.
Акциденция (лат. Accidentia — случай) — философский термин введенный Аристотелем, обозначающий случайное, почти всегда, несущественное свойство вещи.
В философии акциденция противопоставляется сущности (
Акциденция имела важное значение
в христианской философии,
объясняя парадокс ответственно
Атрибу́т (от лат. attributio — приписывание, признак) в философии — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний).
Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον
Эсхатологические
Креациони́зм (от лат. creatio,
Креационистские концепции варьируют
от чисто богословских, до концепций
претендующих на научность. Такие направления
как «научный креационизм»
и, появившаяся в середине 1990-х годов нео-креационистская
концепция «Разумного замысла»
(англ. Intelligent design), утверждают, что имеют научное основание.
Однако, научным сообществом они признаны псевдонаучнымиконцепц
Сенте́нция (от лат. sententia, буквально мнение, суждение) — краткая латинская апофегма(краткое и меткое наставительное изречение,
нравоучительного характера) как
правило из античного источника, цитиру
Такое название было принято уже
в римской риторике, Квинтилиан
В Средние века были популярны сборники сентенций, расположенных по алфавиту.
Фидеизм — философское учение, утверждающее
примат веры над разумом и основывающееся на простом убеждении
в истинах откровения. Существенной частью фидеизма является алогизм. Характерен для теистических религий.
Философское обоснование фидеизма чаще
всего приписывают пяти мыслителям: Монтеню, Паскалю,К
Фидеисты считают, что наука ищет лишь знание фактов, вторичных (физических) причин, но не способна раскрыть первичные (сверхъестественные) причины, объяснить более глубокие источники бытия. Фидеистское учение о границах знания ставит перед собой цель полностью лишить науку широкого мировоззренческого, методологического значения. Последователи фидеизма говорят, что только религия дает подлинное объяснение принципам существования и назначения мироздания, придает смысл жизни человека, наука же всегда предоставляет лишь некоторые средства для осуществления этой цели.
Алхимия (лат. alchimia, alchymia,
от араб. خيمياء al-kîmîa,
предположительно от египетского «kēme» —
черный, откуда также греческое название Египта, чернозёма и с
Философский камень (лат. lapis philosophorum),
он
же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир,красная тинктура, великий эликсир —
в описаниях средневековых алхими
«Бритва О́ккама» или «лезвие Оккама» — методологический при