Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:00, контрольная работа
Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии.
1. Введение …………………………………………………………………………2
2. Философия средневековья……………………………………………………3
2.1. Особенности и периодизация средневековой философии………………..3
2.2. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма……………………………………………………………………………..7
2.3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм)…………………………………………………………………………9
2.4. Выдающийся философ: Аврелий Августин………………………………12
3. Заключение…………………………………………………………………….16
4. Список литературы……………
Таким образом, в результате проделанной работы были рассмотрены особенности средневековой философии.
Средневековая
теологическая философия
Можно
выделить следующие основные черты
средневековой теологической
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Значение
средневековой теологической
- стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
- сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
- способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);
- способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
- положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм);
- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
- выдвинула
идею оптимизма, выразившегося в вере
в победу добра над злом и в воскрешении.
4. Список литературы
1. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.
2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.
3. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003.
5. Шаповалов
В.Ф. Основы философии: от классики до современности.
– М.: ТД “ГРАНД”, 2002.